Валерий Ананьев — о конфликте с УГМК, сносе телебашни, Храме-на-воде и федералах / МНЕНИЕ
«Телебашня не украшает город, но не мы ее строили, не нам ее и сносить. Мы все временные в этом мире, получили на короткое время среду, в которой живем, и главное, что можем сделать, — не навредить».
Спецпроект: Крупнейшие застройщики Екатеринбурга — 2017
Глава НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс» Валерий Ананьев в преддверии Дня строителя сделал ряд громких заявлений — о ситуации в стройсфере, заходе в город федерального игрока, сносе телебашни, строительстве Храма-на-воде и др. В выражениях девелопер не стеснялся. DK.RU приводит главные тезисы с большой пресс-конференции г-на Ананьева.
О сносе недостроенной телебашни и строительстве Храма-на-воде
— Идея сноса недостроенной телебашни мне не нравится. Я вообще против строительства ледовой арены на этом месте. Не так нужно было бы использовать этот участок, да нас в последнее время не спрашивают... Не все любят хоккей, футбол, кто-то хочет музыку послушать. Появление арены в центре города снизит качество жизни в том районе, ущемит интересы горожан, любящих искусство и культуру больше спорта. Во всем мире тренды обратные — арены строят на окраинах, чтобы не мешать центру.
Да, телебашня не украшает город, но не мы ее строили, не нам ее и сносить. Мы все временные в этом мире, получили на короткое время среду, в которой живем, и главное, что можем сделать — не навредить городу, а улучшить его.
Наши предшественники не стали застраивать район, где теперь строится Екатеринбург-Сити. Не секрет, что там в 1970-1980 гг. хотели возвести жилье. Проект был готов, но градостроители поняли, что архитектурные предложения отстают от европейских стандартов, и решили этот проект отложить, не реализовывать, оставили территорию для следующих поколений. Так нужно поступить и с башней. То же с прудом и ситуацией вокруг Храма-на-воде — акватория сложилась 300 лет назад, и мы не вправе ее менять.
О конфликте с УГМК из-за Opera Tower
Конфликт находится в стадии завершения, уголовные дела все закрыты как необоснованно возбужденные. Идет процесс расчистки активов, чтобы передать объект другому инвестору. Мы обязались вернуть УГМК 90 млн руб. Считаем, что конфликт исчерпан. Он вырос на ровном месте, на нем же и прекратится. Я бы с удовольствием продал объект, но, вероятнее всего, желающих его приобрести не будет. Придется купить его самому у себя, чтобы начать с чистого листа. В конце концов, все быстро меняется, и концепция, которую мы задумывали в 2012 г., уже не так интересна. Нужно делать новое — хотя бы в плане архитектуры.
Там рядом есть разрушенный памятник федерального значения, здание гостиницы «Большой Урал» — может быть, удастся связать обновленную Opera Tower с ним. В городе есть хорошие примеры, когда такие памятники выставляют на аукцион с нулевой ставкой, застройщики их восстанавливают и содержат. Например, гостиница «Мадрид» на Уралмаше. Нужно, чтобы такие примеры стали массовыми, другого пути не потерять памятники архитектуры нет.
О заходе в город федеральной ГК «ПИК»
Приход нового игрока не должен особенно повлиять на рынок. Я считаю, что екатеринбургские застройщики одни из самых сильных в стране. Мы видели других федералов, например, компанию «Монарх», которые к нам заходили — с чем пришли, с тем и ушли. В Москве нет такого продукта, как у нас — с отделкой, мебелью, великолепными дворами. В стандартном жилье мы впереди планеты всей. Да, столица опережает Екатеринбург по проектам бизнес-класса, там есть амбициозные ЖК в дорогом сегменте. У нас же пока такого рынка нет, и состязаться не приходится, а в стандарте пусть москвичи попробуют нас обойти.
Меня вообще пугает идея «ПИК» строить панельное жилье в центре города. Как эту технологию ни улучшают, это все равно компромисс. Я бы не хотел, чтобы в центре Екатеринбурга было панельное домостроение, наши люди этого не заслужили.
Об ужесточении требований к строительству по договорам долевого участия
Сейчас наши юристы прорабатывают изменения в закон о долевом участии в строительстве. Спасибо, что долевку не похоронили в принципе. Понятно, что проблема обманутых дольщиков дошла на президента, он дал прямую команду ее решить. Первое, что пришло в голову исполнителям — закрыть долевку вовсе, а то, что 70% жилья в стране строится при помощи этого механизма, из вида поначалу упустили.
Сейчас девелоперов обязуют отчислять взносы в компенсационные фонды. Я вообще против нецелевого расходования средств, и лучше бы властям было поработать с населением, которому нравится лотерея — купить квартиру за три копейки и в случае чего рассчитывать на компенсацию. Люди продолжают играть в эти игры, авантюристов достаточно.
Так или иначе мы подстроимся под закон, у нас в этом смысле большой опыт. Будем работать по договорам долевого участия. Думаю, в конце концов все закончится победой.
О рынке и ценах на жилье
Экономика не стала лучше, больше зарабатывать люди не стали, спрос на квартиры не вырос. Но к населению пришло понимание: лучше в ближайшее время не будет, но и хуже тоже. Завтра они не лишатся работы, им хватит на хлеб. Мы боялись, что люди совсем перестанут покупать жилье, но этого не случилось. Как только у людей появляется возможность приобрести квартиру, они это делают.
Объем предложения на рынке все еще высокий, в том числе много готовых квартир. Рынок остается рынком покупателя, и ничего не предвещает роста цен на метры. Падать им тоже некуда — себестоимость строительства не уменьшается, стоимость ресурсов, материалов имеет тенденцию к росту.
О качестве проектов
Сегодня все идеи устаревают очень быстро. Раньше мы делали облицованные фасады, думали, что это новаторство, и что все должны нам аплодировать.
Вообще мы прежде считали, что вкладывать лишние деньги в фасады незачем. А сейчас фасады уже должны быть иными, современными, соответствующими сегодняшнему вкусу. И у нас есть для этого возможности, будем делать фасады оригинальными и выразительными.
Так же с благоустройством. Мы понимаем, что больше внимания необходимо уделять дворам, проектировать их так, чтобы автомобили даже чисто технически не могли туда заехать. Подход становится более правильным, человеколюбивым. Плюс общественные пространства в домах — будем пробовать организовывать комнаты переговоров, куда можно пригласить, например, репетитора для ребенка; помещения, где можно вместе с соседями посмотреть футбол или фильм. Возможно, этот продукт завоюет симпатии.
О планах
Мы вместе с другими застройщиками пытаемся развивать архитектуру и инфраструктуру своих проектов так, чтобы город не деградировал. Все наши планы на это настроены. Убежден: нужно увеличивать объем предложения, несмотря на стагнирующий спрос, чтобы у людей был выбор, и им не приходилось покупать что-то их недостойное. Пускай предложение чуть превышает спрос. Так что мы будем наращивать объемы и разнообразить форматы.
Фото: Игорь Черепанов / DK.RU