Валерий Ананьев: «В рамках партнерства государства и бизнеса нужно строить города»
«Масштабные градостроительные задачи не под силу решить одному бизнесу. Необходима слаженная работа всех участников процесса — строителей, муниципалитетов, областной власти и, естественно, федерации».
Строительная отрасль сегодня — одна из тех, которые продолжают работу, несмотря на все трудности. «Государство готово поддерживать строительный комплекс, зная, что он вытащит за собой остальные отрасли», — уверен глава компании «Атомстройкомплекс» Валерий Ананьев. В интервью DK.RU он рассказал, почему сегодня как никогда важно взаимодействие строителей и власти, как их сотрудничество может сделать Екатеринбург комфортным городом и причем здесь нацпроекты.
Как вы считаете, ситуация с пандемией повлияет на строительную отрасль Свердловской области? Насколько меры, принимаемые властями, адекватны и помогут стройке выстоять?
— Сегодня строительная отрасль у власти в приоритете. Министерство строительства Свердловской области и Союз промышленников создали чаты, где обсуждаются текущие проблемы и оперативно принимаются решения. Мы благодарны правительству за принятые меры: строительным предприятиям разрешили не останавливать работы, государство анонсировало льготную ипотеку. В том, чтобы сохранить работоспособность строительного комплекса, без сомнения заинтересованы все. Президент в своем обращении обозначил важную роль стройкомплекса в восстановлении экономики. Значит, на нас, как всегда, лежит большая ответственность.
Сегодня самое время объединить усилия и ресурсы бизнеса и власти и начать программные, системные изменения, которые давно назрели. Наша идея — совместно разработать глобальный проект развития Екатеринбурга, разработать и принять новый генплан и привлечь федеральное финансирование. Президент дал указание новому правительству повысить эффективность национальных проектов. Под такой проект, как реконструкция Екатеринбурга, можно получить средства от федерации в рамках заявленных программ.
Нацпроекты в сфере строительства жилья действуют с 2005 года. По вашему опыту, насколько эффективно работает эта система?
— Национальные приоритетные проекты — это возможность изменить жизнь городов, создать комфортную среду. Необходима слаженная системная работа всех участников строительного процесса — строителей, муниципалитетов, руководства области и страны. Для решения масштабной задачи нужна консолидация усилий и, самое главное, финансирования.
Сегодня у жителей Екатеринбурга появилась возможность сделать свой город комфортным. Мое мнение: нацпроект — отличный инструмент для ее воплощения. Нам часто не хватает последовательности, давно бы уже пора перейти от слов к действию. Совместная работа подразумевает совместное финансирование, понимание персональной ответственности, четкое разграничение задач среди участников.
В последние годы много говорили о государственно-частном партнерстве в сфере строительства объектов социальной инфраструктуры. Сейчас фактически мы говорим о возможности властей и бизнеса совместно реализовывать проекты масштабом в целый город?
— Когда мы говорим о государственно-частном партнерстве, все время речь сводится к конкретным предложениям: давайте построим школу в рамках ГЧП, давайте садик построим в рамках ГЧП. Я считаю, разговор нужно вести немного в другом ключе: в рамках партнерства государства и бизнеса нужно решать не отдельные точечные задачи, а строить, обновлять города.
У города должен быть проект комплексного развития, в который бы входила реконструкция парков, набережных, реновация жилых кварталов, в том числе и с панельными пятиэтажками. Задача бизнеса — вместе с городской властью сформировать такой проект, а дальше, уже с помощью правительства области, презентовать его на федеральном уровне.
Возможно ли создать такой проект и, тем более, работать с ним в рамках существующих сегодня законов?
— Чтобы создать такой проект, однозначно потребуется изменение законодательства, потому что работа с застроенными территориями, с собственниками у нас регламентирована недостаточно. А реализовывать его как раз и можно с помощью нацпроектов — совместными усилиями, используя финансирование бюджетов всех уровней.
— Тема реновации и обновления города уже долгое время не сходит со страниц СМИ, об этом говорят урбанисты, активисты. Почему именно сейчас она может перерасти в реальный городской проект?
— Идея должна овладеть массами, и хорошо, что у нас это уже произошло. Мы осознали, что в Екатеринбурге московских денег на расселение пятиэтажек не будет, надо искать свой путь. Но и жить в старом городе нельзя: как любой дом, город требует своевременного обновления.
Мы постоянно жалуемся: у нас нет парков, как в Европе, как в Москве. Но поглядите вокруг: увидите и парки, и скверы, просто они в таком состоянии, что мы их не воспринимаем как парки. Да, какие-то зеленые зоны начали реконструировать в последнее время. Но условно из 10 парков деньги на реконструкцию дай бог перепадают одному.
У нас есть река, которая проходит через весь город, а достойных набережных — раз-два и обчелся. У нас в любой старый двор в центре зайди — это склады, какие-то мастерские, автостоянки, несквозные кварталы. Мало пешеходных улиц, мало открытых пространств, где можно гулять. Я уж не говорю обо всех этих благоустроенных площадях с кафе, где люди любят собираться. У нас, к сожалению, пока самый популярный формат досуга — проводить время в торговом центре.
Если пройтись по какому-нибудь Академическому, там есть и пешеходные зоны, и многочисленные кафе. И даже велодорожки…
— В том-то и дело, что сегодня у застройщиков хорошо получается закладывать новые принципы организации среды в своих проектах, но это окраины Екатеринбурга. Мы не можем бросить старый город и рядом с ним строить новый. Задача — сделать удобным для жителей весь город целиком. Нельзя строить в центре отдельные дома — нужно реконструировать целые кварталы, с современными общественными пространствами и парковыми зонами. Но это задачу можно решить только совместно власти, бизнесу и общественности. У бизнеса не хватит ресурсов, чтобы в одиночку решить эти вопросы. Если не внести изменения в законодательство, мы не сможем реализовать ни один проект реконструкции, потому что непременно уткнемся в чью-то собственность. Очень важно, что все дозрели до обновления.
С чего можно начать такую работу?
— Надо разработать и принять общую концепцию, проработать пилотные проекты. Например, уже многое делается по обновлению набережной реки Исети, обновлению парков, есть идеи у девелоперов и архитекторов по реконструкции существующих кварталов.
Насколько перспективна реконструкция застроенных кварталов в центре Екатеринбурга для бизнеса? Удастся ли тут заработать?
— Это важный вопрос. Потому что в одиночку можно построить один дом. Реконструкция целого района — задача всего городского сообщества. Если с жильем мы еще более или менее представляем, как разобраться, то как быть с владельцами складов, ангаров, мастерских?
Нужен закон, который бы с одной стороны защитил их интересы, с другой — позволил нам делать свою работу. Мы готовы предоставлять взамен площади, но собственники принципиально должны быть согласны на это, а их запросы должны укладываться в установленные законом рамки. Когда правила игры не прописаны, не поделены компетенции и обязательства, тогда бизнесу сложно инициировать проекты.
Местных бюджетов для редевелопмента кварталов и обновления инфраструктуры не хватает, но с федеральной помощью реконструкция становится возможной с точки зрения бизнеса?
— Если принять такие законы, которые позволят учесть интересы собственников и бизнеса, тогда мы сможем реконструировать старое и построить новое жилье, за счет бюджетов разных уровней — сделать новые дороги, новые коммуникации, создать новые общественные пространства. В итоге каждый получит свое: бизнес — новое жилье для реализации, город — новые дороги, улицы, скверы, рабочие места, новых налогоплательщиков и инвесторов, а все вместе мы будем жить и работать в городе нашей мечты.
Наша главная цель — не поучаствовать в национальном проекте, а реконструировать Екатеринбург, с помощью нацпроекта реализовать возможности для дальнейшего развития и роста города.
Фото, инфографика: Игорь Черпанов.
Источник инфографики: официальная документация нацпроекта «Жилье и городская среда»