Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Валютный контроль за импортом

30 декабря 1999 г. Центральный банк РФ выпустил указание № 721-У «О покупке юридическими лицами-резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или пер

30 декабря 1999 г. Центральный банк РФ выпустил указание № 721-У «О покупке юридическими лицами-резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности». В результате издания этого документа была предпринята очередная попытка сформировать нормативную базу, которая позволила бы органам и агентам валютного контроля сравнительно эффективно контролировать импорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Не секрет, что такие операции являются одним из несложных и практически легальных способов утечки российского капитала за границу. До издания Указания ЦБ РФ № 721-У единственным документом, в какой-то степени касающимся импорта работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, был «Перечень документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок», утвержденный заместителем министра внешних экономических связей РФ 01.07.97 г. № 10-83/2508, заместителем председателя Государственного таможенного комитета РФ 09.07.97 г. № 01-23/13044, заместителем руководителя Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю 03.07.97 г. № 07-26/3628 и согласованный первым заместителем председателя Банка России 30.06.97 г. Однако в письме ГТК РФ от 29.07.97 г. № 01-15/14421 сказано, что этот Перечень был разработан в соответствии с п.8 Указа Президента РФ от 18.08.96 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и поэтому распространяется только на внешнеторговые сделки, не предусматривающие при их осуществлении использование денежных или иных платежных средств.Раньше действовала телеграмма ЦБ РФ от 25.03.93 г. № 51-93, обязы-
   вавшая резидентов в случае осуществления авансового платежа по кон-
   тракту в течение 180 дней от даты перевода представить в соответствующий уполномоченный банк копии документов (грузовых таможенных деклараций со штампом таможни, накладных и других), подтверждающих факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) резиденту, либо сообщить в уполномоченный банк о факте и причинах неисполнения обязательства нерезидентом в срок. В соответствии с инструктивным письмом ЦБ РФ от 15.11.95 г. № 208 «О введении в действие порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары», в связи с введением в действие Инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ от 26.07.95 г. № 30 и № 01-20/10538 соответственно «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары», с 1 января 1996 г. было продлено до указанной даты действие телеграммы ЦБ РФ от 25.03.93 г. № 51-93. Позже этого срока действие названной телеграммы не продлевалось. Таким образом, после 01.01.96 г. не существовало ни одного нормативного акта, обязывавшего импортеров-резидентов каким-либо образом отчитываться об импорте услуг за иностранную валюту.
Суть Указания № 721-У заключается в том, что покупка юридическими лицами-резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке РФ для осуществления платежей в пользу нерезидентов за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности, указанных в Приложении 1 к названному Указанию, в том числе по смешанным договорам, предусматривающим наряду с поставкой товаров оказание услуг, выполнение работ или передачу результатов интеллектуальной деятельности, на сумму свыше $ 10000 осуществляется при условии представления юридическим лицом-резидентом в Исполняющий банк заключения Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю об обоснованности платежей в иностранной валюте за работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (Заключение ВЭК России). Заключение ВЭК России выдается в порядке и по форме, устанавливаемым ВЭК России.
По состоянию на 01.04.2000 г. порядок выдачи заключения ВЭК России об обоснованности платежей в иностранной валюте за работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности и его форма не установлены.
Необходимо отметить, что Указание № 721-У распространяется только на юридических лиц-резидентов. Физические лица-резиденты (в том числе частные предприниматели без образования юридического лица) могут, как и прежде, при соблюдении существующих требований валютного законодательства приобретать иностранную валюту для оплаты импорта работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности без каких-либо дополнительных ограничений.
Заключение ВЭК России об обоснованности платежей в иностранной валюте за работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности требуется не для оплаты внешнеторгового контракта, а только для приобретения иностранной валюты. Если резидент-импортер уже имеет в своем распоряжении средства в иностранной валюте, полученные законным путем (например, от экспорта товаров, работ, услуг, передачи результатов интеллектуальной деятельности), то для оплаты внешнеторгового контракта ему не требуются никакие заключения ВЭК России.
В соответствии с п.3 Указания ЦБ РФ № 721-У, заключение ВЭК России представляется юридическим лицом-резидентом в Исполняющий банк одновременно с Поручением на покупку (на исполнение либо для проставления отметки об обоснованности покупки иностранной валюты в случае, установленном п.9.2.2 Указания Банка России «О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ» № 383-У от 20.10.98 г.).
Из содержания п.3 Указания № 721-У следует, что получение заключения ВЭК России необходимо лишь в случае, если иностранная валюта в размере, превышающем $ 10000 приобретается на основании одного Поручения на покупку, оформленного в соответствии с требованиями Указания ЦБ РФ № 383-У.
Ни Указание № 383-У, ни Указание № 721-У не устанавливают предельного количества Поручений на покупку, которые могут быть оформлены резидентом по одному контракту. Единственное вполне логичное ограничение — общая сумма Поручений на покупку не должна превышать суммы заключенного контракта, для исполнения которого приобретается иностранная валюта.
Таким образом, в случае, если резиденту-юридическому лицу необходимо приобрести иностранную валюту за рубли на внутреннем валютном рынке РФ для оплаты импорта работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в размере, превышающем $ 10000, без получения соответствующего заключения ВЭК России, достаточно просто покупку иностранной валюты оформить несколькими поручениями, каждое из которых не должно превышать $ 10000.
Ограничения, предусмотренные Указанием № 721-У не сработают и в том случае, если для оплаты контракта, предусматривающего импорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности резидент-юридическое лицо получит кредит в иностранной валюте в уполномоченном банке. Валютное законодательство не содержит серьезных ограничений на приобретение иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке РФ для целей погашения банковского кредита.
Наконец, внешнеторговый контракт, предусматривающий импорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, можно оплатить рублями, через корреспондентский счет банка-нерезидента в уполномоченном банке. Правила осуществления таких расчетов предусмотрены Инструкцией ЦБ РФ от 16.07.93 г. № 16 «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ». В соответствии с подп. «г» п.7 ст.1 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ относятся к валютным операциям. В соответствии с п.1 ст.2 того же Закона, расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ.
Содержание п.1 ст.2 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» аналогично содержанию п.2 ст.2 того же Закона, в соответствии с которым порядок приобретения и использования в РФ валюты РФ нерезидентами устанавливается Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ. Очевидно, что приобрести и использовать в Российской Федерации валюту РФ нерезиденты могут только в результате расчетов с резидентами. Даже купля-продажа валюты РФ за иностранную валюту неизбежно сопровождается проведением расчетов в рублях. Из этого следует, что порядок осуществления расчетов в валюте РФ между резидентами и нерезидентами, и порядок приобретения и использования в РФ валюты РФ суть тождественные юридические конструкции.
Согласно преамбуле, Инструкция ЦБ РФ № 16 издана на основании п.2 ст.2 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», следовательно, этот документ в настоящее время следует рассматривать в качестве установленного ЦБ РФ порядка проведения расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.
Инструкция № 16 не предусматривает каких-либо ограничений для расчетов в валюте РФ по импортным операциям, тем более что, согласно ст.140 ГК РФ, рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ.
Подводя предварительные итоги, можно сказать, что по сути Указание Центробанка РФ № 721 вряд ли реально что-либо изменило в порядке осуществления импорта работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. На сегодняшний день ни одна из мер Центробанка РФ по урегулированию этого вида внешнеторговой деятельности не способна дать ожидаемого государственными органами эффекта и результата.
Указание № 721-У не предусматривает никаких мер ответственности за его невыполнение. Однако это не означает, что резиденты вообще не могут быть привлечены к ответственности за нарушения положения названного указания. Меры ответственности за нарушения порядка приобретения иностранной валюты для целей оплаты импорта работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности предусмотрены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
В соответствии с п.2 ст.4 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», покупка и продажа иностранной валюты в РФ производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ. Как мы уже отмечали, порядок приобретения иностранной валюты для целей оплаты импорта работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности установлен Указанием № 721-У, и предусматривает необходимость получения специального заключения ВЭК России в случае, если сумма покупки по одному Поручению превышает $ 10000.
В соответствии с п.3 ст.4 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», заключенные в нарушение положений пп.1 и 2 указанной статьи сделки купли-продажи иностранной валюты являются недействительными.
Таким образом, сделки купли-продажи иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке РФ для целей оплаты импорта работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на сумму более $ 10000, совершенные без соответствующего заключения ВЭК России, являются недействительными (ничтожными).
В соответствии с подп. «а» п.1 ст.14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», резиденты, включая уполномоченные банки, нарушившие положения статей 2-8 названного Закона, несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу названного Закона сделкам. Другими словами, органы валютного контроля взыщут с резидента в доход государства всю сумму иностранной валюты, приобретенной с нарушением Указания № 721-У. Напомним, что ограничения, предусмотренные Указанием № 721-У, действуют только в том случае, если иностранная валюта приобретается на внутреннем валютном рынке РФ за рубли по договорам купли-продажи, комиссии или поручения на основании одного Поручения на покупку. Ответственности можно избежать, если иностранная валюта будет получена в кредит или если резидент-импортер оформит несколько Поручений на покупку, сумма каждого из которых не будет превышать $ 10000.
Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.