Подписаться
Курс ЦБ на 22.11
100,67
106,07

«Вам кажется это странным? Таковы реалии 2020». Компаниям больше не нужен рост

«Вам кажется это странным? Таковы реалии 2020». Компаниям больше не нужен рост
Иллюстрация: pixabay.com

Экономики и предприятия всех стран стремятся к одному: росту. Именно он спасает население от нищеты и дает множество возможностей. Но в наступивших условиях от него, видимо, придется отказаться всем.

Коронавирус замедлит экономический рост по всему миру. Но так ли это страшно на самом деле? Консультант по экологическим и социальным вопросам, писатель Эндрю Уинстон уверен, что все не так просто.

Существует две теории. Первая говорит, что экономический рост — это путь к процветанию, и поэтому компании и экономики должны сделать рост своей основной целью. Согласно второй версии, одержимость экономическим ростом — это рак для общества, который пожирает нашу планету и природные ресурсы и делает Землю непригодной для жизни человека.

Решить, какой взгляд верен, очень сложно. Но важно понимать, что в мире сейчас есть сложные экзистенциальные проблемы, которые требуют решения. Это изменение климата, неравенство и нехватка ресурсов.

О плюсах роста

Конечно, экономический подъем повысил благосостояние человечества. В книге «Фактологичность» Ханса Рослинга подробно рассказано, насколько мы продвинулись в сокращении человеческих бед и проблем: в 1997 году 42% людей в Индии и Китае жили в условиях крайней, душераздирающей бедности (их доход был менее $2 в день). Всего за 20 лет Индия сократила эту долю до 12%, а Китай — до 0,7%.

Перестали жить в крайней нищете примерно 750 млн человек, это величайшее улучшение человеческого благосостояния в истории. Оно стало возможным благодаря быстрому экономическому роста. Сейчас, когда около 1 млрд человек все еще находятся на нижней ступени, а еще 2–3 млрд выживают чуть выше этого уровня (менее $8 в день), планете нужен еще больший рост. Нам нужно больше энергии, больше разнообразных материалов, больше химикатов, больше еды, больше, больше…

Проблема в том, что экономика не может использовать ресурсы и выдавать углекислый газ в том темпе, которого достигли сегодня, если мы хотим оставить планету пригодной для жизни.

То, благодаря чему мы достигли нынешних благ, теперь убивает нас. Рост, за которым гонятся компании и экономики всех стран, не соотносится с возможностями планеты, от которых мы зависим.

Пересмотр успеха

Журнал  Fortune издавна публикует списки самых крупных, самых быстрорастущих, самых инновационных, самых уважаемых компаний. Но его последний рейтинг оказался немного иным.

Совместно с BCG журнал выпустил список Future 50, для создания которого проверили тысячу мегакорпораций на «факторы, указывающие на потенциал для долгосрочного роста».

Казалось бы, посыл в том, что успех означает рост. Но методология выбора 50 компаний подразумевала некоторую меру приверженности компаний к устойчивости. Рейтинг дополнил материал о том, как Swiss Re, гигантская страховая компания, пытается пережить быстрорастущие затраты на страхование мира от климатического кризиса.

Читайте также: Игорь Рыбаков: «У простых россиян появились огромные возможности. Да, именно сейчас»

Так что даже самый знаменитый производитель корпоративных рейтингов, всегда ориентировавшийся на размеры, столкнулся с тем, что становится все труднее определять «успех» бизнеса через размер или расширение, когда привычный рост означает, что мы продолжаем идти в ногу с опустошением планеты.

Кажется, мы все ближе к тому, чтобы задаться вопросом, а действительно ли «рост» — правильная цель для бизнеса.

Новые методы

Для поддержания и улучшения образа жизни людям необходим рост производства, но и без стабильного климата нам не обойтись. Выход — в росте «по-новому».

В целом сегодня человечество понимает, как должна выглядеть экономика в условиях, когда необходимо ограничить выбросы: возобновляемая энергия питает энергосистему, здания и транспорт; циклические системы существуют практически для каждого вида материалов, поэтому почти все сделано из возобновляемых или переработанных материалов и может использоваться повторно столько раз, сколько возможно; восстановительные практики, особенно в сельском хозяйстве, которые помогают компенсировать нанесенный ущерб; и большие экономические и человеческие системы, созданные для обеспечения справедливости и равенства возможностей. Без этого человечеству будет очень непросто.

В теории это, конечно, примиряет непримиримое. Продуманные новые методы позволяют развивать правильные виды бизнеса — те, которые производят товары и услуги возобновляемыми, циклическими и восстановительными способами, которые непосредственно создают чистую экономику.

Но пока очень немногие лидеры позволяют себе затрагивать эту опасную тему. Эйлин Фишер, генеральный директор американской компании по производству одежды, недавно сказала: «Может быть, нам не нужно продавать так много одежды». Делает шаги и  лайфстайл-бренд Patagonia. В 2011 году в «черную пятницу» компания запустила рекламу «Не покупай эту куртку», которая поощряла людей приобретать только то, что действительно нужно. Также в компании рассказывают, как можно отремонтировать одежду. Даже при призывах покупать минимум Patagonia нарастила продажи в 4 раза, и это не так уж противоречиво.

Мы хотим, чтобы лучшие компании добивались успеха — и быстро. Мы хотим, чтобы они задавали темп и показывали, как мыслить иначе. В случае Patagonia это работает. Компания больше не списывается со счетов. Еще 10 лет назад издание The Wall Street Journal писало: «Такие мегакорпорации, как Walmart, Levi Strauss и Nike, следуют примеру Patagonia».

Это хорошее начало, но что дальше? Что, если мы будем не увеличивать прибыль, а стремиться улучшить качество продукции, качество обслуживания клиентов, вовлеченность и удовлетворенность сотрудников, связь людей с сообществом и наше общее благосостояние?

Если компании хоть ненадолго оставят свою одержимость квартальными показателями и начнут использовать инновационные подходы в работе, большие изменения станут возможны.

Самое читаемое
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.