Вашего бизнеса нет в соцсетях? Значит, для клиентов вас не существует
Рынок интернет-рекламы за несколько лет принес немалую прибыль тем, кто раньше всех понял ее преимущества. Секреты успеха на поделенном рынке раскрыл глава компании Incomemedia Алексей Карпов.
Пример Алексея Карпова подтверждает справедливость утверждения, что «кризис – время новых возможностей». После кризиса 2008 г. он сделал ставку на то, чем ему нравилось заниматься, – и создал успешную компанию в сфере интернет-маркетинга и рекламы.
«Семья военных, юридический институт, армия – и вдруг пиар. Не самый предсказуемый поворот в судьбе, – отмечает Алексей Карпов. – На самом деле, когда я вернулся из армии, я успел поработать и барменом, и грузчиком. В 2008 г. я лишился места, по специальности работать не мог, потому что учебу в УрГЮА еще не закончил. Решил открыть свой интернет-магазин — в компьютерах и интернете я хорошо разбирался. Но была одна проблема: как продвигать свой бизнес и привлекать покупателей. Тогда, в конце нулевых, в России как раз начался бурный рост интернет рекламы, и мне волей-неволей пришлось разбираться в ее хитростях. Результаты моих изысканий мне понравились, к тому же, при помощи сарафанного радио ко мне стали обращаться знакомые, у которых тоже были интернет-магазины, сайты, какие-то начинания в интернете. Поначалу я помогал всем бесплатно, но позже решил брать за свои услуги деньги. Так и появилась Incomemedia».
Сейчас спектр услуг, оказываемых вашей компанией, шире, чем просто консультации по интернет-рекламе?
– Конечно. Сейчас мы занимаемся SMM-продвижением, SEO, созданием сайтов, интернет-магазинов и бизнес-порталов, также у нас есть свои разработки в области ПО. Еще мы специализируемся на PR и управлении репутацией. В работе мы опираемся не на голый креатив, а на фундаментальные работы по маркетингу, на аналитику, большое внимание уделяем научным исследованиям в этой области, например, адаптированной к бизнесу теории ТРИЗ Генриха Альтшуллера, изучаем работы по психоанализу в рекламе.
При продвижении, как правило, приходится глубоко погружаться в тему того или иного бизнеса, поэтому у наших специалистов широкий кругозор, так как продвигать приходилось разные организации – от салона красоты до инженерных компаний. Бизнес в основном заинтересован в увеличении продаж, именно этим мы и занимаемся с помощью интернет-маркетинга.
Широкий кругозор – черта, которая присуща не каждому специалисту. Как вы подбираете команду, которая может решать универсальные задачи по продвижению?
– Для меня главное, чтобы человек был хорошим и легко вливался в команду. Я считаю, что залог успешной эффективной работы – внутренний климат в компании, здоровая атмосфера. Большие сложные задачи требуют слаженной работы сотрудников, и если люди не подходят друг другу по духу и темпераменту, то магии не получится. Профессиональные навыки вторичны, хотя тоже очень важны. Поэтому я стараюсь лично общаться с каждым кандидатом, особенно если он претендует на ключевую должность. После этого быстро становится понятно, приживется человек в нашей команде или нет.
Как бы вы в двух словах описали ваши корпоративные ценности?
– У нас их нет. У меня к каждому сотруднику индивидуальное отношение, потому что мотивация у всех разная. Одни любят громко тусоваться, другие – получать приятные подарки за хорошую работу. Мы им все это обеспечиваем. А корпоративные ценности – это не наше. Я бывал в японских компаниях, видел эти клятвы у флагов. На нашу действительность это не ложится. У нас один из сотрудников любит заниматься йогой нагишом. Как я к нему приду и скажу, что он должен это прекратить, потому что, к примеру, это не отвечает духу корпоративных ценностей? К тому же, имеет смысл воспитывать единый дух в больших компаниях. А наша компания пока не так велика.
Трудно вам было после армии и учебы на юриста воспитать в себе индивидуальное отношение к сотрудникам?
– Как ни странно, в армии навык индивидуального отношения прокачивается лучше всего. Я был сержантом, у меня было отделение, в котором служили абсолютно разные люди. Представьте, у вас есть борец из Дагестана и пианист из Москвы, и вам надо, чтобы они вместе выполняли одну задачу и слушались вас как командира. Без проявления уважения к ним обоим, к тому, что близко каждому из них, этого ничего не будет.
Вы создали компанию в 2010 г. С тех пор в экономике и коммуникациях все так сильно изменилось, что сейчас мы, по сути, живем в другой эпохе. Как эти изменения отразились на рынке интернет-рекламы?
– Конечно, изменилось все колоссально. Начать хотя бы с того, что в 2010 г. соцсети только начинали развиваться, а сегодня в одном только «Вконтакте» зарегистрировано 60 млн пользователей. Поэтому, если у вашей компании нет аккаунтов хотя бы в крупнейших соцсетях, то она для ваших клиентов не существует. Шесть лет назад интернет-реклама была в основном интересна МСБ, а сегодня к ней обращаются крупнейшие компании страны. Рынок компаний, которые занимаются интернет-маркетингом, уже более-менее поделен, сейчас, в трудные времена, на нем выживают только две категории компаний: либо те, у кого много денег, либо те, кто может предложить клиентам интересные, нестандартные идеи. В таких условиях и работаем.
Как вы понимаете, что идея, которую предлагают ваши сотрудники, выстрелит?
– Это интуиция, которая нарабатывается с опытом. Ей нужно доверять. Разумеется, иногда она подводит, но чем больше ты работаешь, чем глубже погружаешься в рынок, тем лучше начинаешь понимать его особенности и потребности, тем надежнее становится чутье на хорошие идеи.
Бывают у вас клиенты, у которых нет аккаунтов в соцсетях?
– Бывают. Обычно это представители небольших заводов, которые работают еще с советских времен. У них всю дорогу был пул постоянных клиентов, поэтому не было нужды себя рекламировать, продвигать на рынке. Но после кризиса все поменялось, и оказалось, что надо искать новых клиентов. А понять и принять, что рекламный рынок поменялся, что люди все больше уходят в интернет, им сложно. Они чуть в обморок не падают, когда мы им говорим, сколько будет стоить сайт. С другой стороны, те же деньги на рекламу они часто тратят впустую. У нас был один заказчик в Санкт-Петербурге, который потратил 30 млн на «наружку» и не получил ни одного клиента. Мы сделали ему кампанию в интернете, и теперь у него все хорошо.
Какая соцсеть сегодня самая эффективная с точки размещения рекламы?
– Если мы говорим про Россию, то это, безусловно, «ВКонтакте». Огромное число пользователей. И, что немаловажно, если несколько лет назад считалось, что «ВКонтакте» – это соцсеть для школьников (а платежеспособность этой аудитории невелика), то сейчас эти школьники уже выросли. Так что сейчас ее аудитория – это люди до 35 лет. «Фейсбук» в России значительно отстает, потому что у нас это, как правило, дублирующая площадка – основные аккаунты подавляющее большинство пользователей заводит «ВКонтакте».
В чем ваш секрет успеха в бизнесе? Что важнее – сделать один прорывной проект или долго и упорно заниматься развитием компании?
– Для меня бизнес, как ребенок. Одного таланта недостаточно для того, чтобы он вырос здоровым, сильным и успешным. У двух гениальных людей может родиться будущий хулиган и двоечник. Поэтому терпение, труд, настойчивость в достижении целей очень важны. Но одним из главных факторов успеха является, на мой взгляд, удача. Если бы человек был способен по своему желанию оказываться в нужное время в нужном месте, весь мир состоял бы из одних успешных людей, а это, к сожалению, далеко не так. Говорят, что в определенный момент удача улыбается каждому, но, видимо, не каждый этот момент способен увидеть. Еще очень важно быть наглым. В советское время людей учили скромности. Скромность, возможно, украшает человека, но она не сделает его знаменитым. Так и в бизнесе: чтобы тебя заметили, ты должен быть наглым, должен постоянно заявлять о себе. Только тогда о тебе услышат.
Какой вы видите Incomemedia через три года?
– Размером с Google (смеется). Правда, вряд ли это случится через три года, но, если серьезно, у нас большие амбиции. Мы готовим к запуску собственный мессенджер и краудфандинговую платформу. Интернет-реклама – это хорошо, но я за диверсификацию рисков.