Веб-студии выходят на новый уровень
ЭКСПЕРТЫ Сергей Амиров - директор компании «Медиасайт» Александр Денисов - генеральный директор компании «Компьютер Сервис Консалтинг» Валерий Домашенко - директор компании Invicta Алексей Кула
ЭКСПЕРТЫ
Сергей Амиров - директор компании «Медиасайт»
Александр Денисов - генеральный директор компании «Компьютер Сервис Консалтинг»
Валерий Домашенко - директор компании Invicta
Алексей Кулаков - управляющий партнер компании «ДжетСтайл»
Людмила Ладонина - руководитель школы интернет-маркетинга Expertum
Сергей Опалев - руководитель отдела веб-проектов компании «Компьютер Сервис Консалтинг»
Роман Рублевский - директор компании «Сумма технологий»
Денис Сергеев - директор компании «ТитанСофт»
Елена Шупенко - исполнительный директор компании Ample
********************************************************************************************************************************************
Как изменились потребности клиентов?
Будут ли веб-студии менять стратегию развития?
Как изменят рынок коробочные CMS?
*********************************************************************************************************************************************
В сфере информационных технологий рынок интернет-разработок — один из самых молодых и динамичных. До недавнего времени эти качества дополнялись некой сумбурностью и хаотичностью: потребитель толком не понимал, что он покупает, за какие услуги платит деньги и что это ему дает. Игроки же тем временем увлеченно конкурировали друг с другом, с индийскими офшорами и студентами, подрабатывавшими в свободное время. Теперь это в прошлом. Количество стало переходить в качество.
В последнее время рост бизнеса веб-студий виден невооруженным взглядом: фирмы перебираются из подвалов и задворок старых НИИ в новые офисы, реклама в СМИ становится доступна не только безусловным лидерам, веб-строители, кроме профильных курсов по программированию и дизайну, начинают активно интересоваться семинарами по управлению проектами и продажами, нанимать PR-менеджеров и продумывать планы экспансии на федеральный или даже европейский уровень. В общем, обзаводятся всеми атрибутами серьезных предприятий. Осталось только дождаться, когда и заказчики будут соответствовать повзрослевшему бизнесу.
Клиенты начали генерировать спрос на качественные услуги
Долгое время веб-студии постоянно грешили на заказчиков. Те, дескать, сами не понимают, чего хотят, норовят отдать заказ на изготовление сайта то собственному ИТ-подразделению, то знакомым, только что освоившим азы программирования. Валерий Домашенко, директор компании Invicta: «Два-три года назад сертификация веб-разработчиков представлялась мне очень актуальной задачей, чтобы оградить рынок от студентов, которые «портили» клиентов. Сейчас рынку этого уже не надо. Заказчики созрели и теперь готовы покупать качественные сайты». С тем, что клиенты изменились в лучшую сторону, согласны все. Практически не осталось фирм, которые впервые сталкиваются с необходимостью создать интернет-представительство, а значит, у них уже есть опыт работы в Сети и постановки задач разработчикам. В компании «Сумма технологий» доля клиентов, заказывающих первый сайт, не превышает 10%. Раньше основную массу заказов составляли сайты-визитки с минимумом функционала и красивой картинкой на главной странице. Теперь уральский бизнес приходит к пониманию того, какой именно сайт ему нужен, какие функции он должен выполнять. Это, по мнению Алексея Кулакова, управляющего партнера компании «ДжетСтайл», главное достижение последнего времени, поменявшее общую картину. «Все больше предприятий переделывают даже вполне удачные сайты, сносят «памятники» (статичные сайты. — Прим. ред.), понимают, что для опта, розницы и поддержки бренда требуются три разных интернет-ресурса», — рассказывает Роман Рублевский, директор компании «Сумма технологий». То есть свои 25-30% роста рынок набирает не за счет новых заказчиков, а благодаря изменению модели потребления услуг по веб-разработке. В целом же, как считает Александр Денисов, генеральный директор компании «Компьютер Сервис Консалтинг» (КСК), его общий объем достигает примерно $1-2 млн. Оценить точнее практически невозможно — неизвестно, какая доля приходится на фрилансеров, кто уходит в другие регионы и т. д.
Вместе с объемом рынка увеличивается и средний чек веб-студий. Причем не из-за роста цен. Если компания Ample за последние два года только индексировала цены в соответствии с официальным уровнем инфляции, то, например, Invicta не делала и этого. Средняя стоимость заказа растет за счет более широкого использования дополнительных сервисов: электронных торговых площадок, интеграции с бухгалтерскими и складскими системами, системами документооборота и т. д. Средний чек у компаний разного уровня может существенно отличаться. По нему можно разделить игроков на несколько групп. Для компаний среднего дивизиона норма — заказы в районе $3-6 тыс., редко больше. Лидеры регулярно получают заказы на сумму свыше $10 тыс. при минимуме около $3-4 тыс. Для остальных это исключение, хотя такие заказы попадают и к ним. Причем стоимость входа на рынок не изменилась. Правда, новички, которые сразу смогли о себе громко заявить, — редкость. Сергей Амиров, директор компании «Медиасайт»: «Новому участнику рынка веб-разработок, как и прежде, нужно лишь знание технологий, компьютер и минимальное портфолио, которое можно наработать, выполнив несколько заказов по личным контактам. Другое дело, что для превращения в полноценного игрока нужна уже команда специалистов высокого класса, сработавшихся на многих проектах и способных предложить заказчику не только типовое решение, но и реальный инструмент для решения бизнес-задач».
В основном на рынке заметны участники, работающие достаточно давно. Впрочем, Денис Сергеев, директор компании «ТитанСофт», предлагает разделять игроков не по ценам, а по организации бизнес-процессов. Он обозначил три типа компаний. Первая — с численностью сотрудников до десяти человек, это основная масса молодых фирм, живущих за счет разовых заказов и постоянно находящихся на грани выживания. Вторая — компании с 10-15 работниками, самый распространенный формат, такие студии уже имеют пул клиентов и известность на рынке, но еще не доросли до оптимизации бизнес-процессов, хотя ситуация в группе стабильная. И последняя в классификации г-на Сергеева группа — свыше 25 человек, здесь разработка сайтов уже встает на промышленные рельсы, появляются задачи управления стабильностью продаж, горизонтальная управленческая структура сменяется иерархической, формируется поточное производство и т. д. К таким компаниям относятся «ТитанСофт», КСК, «Медиасайт», Itex.
Роман Рублевский отметил еще один фактор роста доходов веб-разработчиков: «Качественный корпоративный сайт как стоил $3 тыс., так и стоит. Но сейчас люди уже понимают, что собственно сам сайт — это только 30% расходов на представительство в Интернете. Остальные средства необходимо потратить на сопровождение и продвижение нового ресурса. Заказчики начинают покупать не дизайн, а менеджмент, который заставляет Интернет приносить деньги». Рынок активнее интересуется продвижением. Становится все больше курсов, посвященных этой проблематике, многие студии предлагают продвижение в Интернете как допуслугу. Поисковая оптимизация оказывается одним из факторов развития корпоративных сайтов, поскольку отдачу от этой услуги достаточно легко посчитать.
Однако пространство для образования заказчиков еще огромно. Людмила Ладонина, руководитель проекта школы интернет-маркетинга Expertum: «На самом деле очень скромный процент фирм пользуются Интернетом как бизнес-инструментом. Число таких организаций растет, но в общей массе их доля серьезно не изменилась. Маркетологам часто не выделяют ресурса для работы с Сетью, среди их обязанностей Интернет далеко не на первом месте». Александр Денисов проводит сравнение с Западом: «На региональном рынке веб-разработок в настоящее время в первую очередь решаются презентационные и информационные задачи, на втором месте по эффективности B2B — коммуникации через Интернет, а на последнем — конечное обслуживание клиентов. В Европе сегодня, наоборот, последний момент доминирует. Причина этого в неразвитости инструментов оплаты через Интернет, в неготовности внутренних бизнес-процессов компаний к электронной коммерции, недостаточном уровне сервиса по доставке. В результате непонятно, как считать окупаемость сайта, когда через него не идут продажи. Фактически сейчас суммы, затрачиваемые на корпоративный ресурс, — это размер амбиций предприятия, а не отражение его реальных потребностей в интернет-продвижении. Если вы посмотрите сайты европейских компаний, там все значительно скромнее и аскетичнее, но намного более функционально. Может быть, поэтому обороты крупных немецких веб-разработчиков в 5-7 раз больше, чем у всего екатеринбургского рынка». Действительно, количество пользователей в Сети растет, но электронная торговля по сравнению с Западом находится в зачаточном состоянии. Причем проблемы здесь скорее психологические, чем технические. Когда этот барьер будет преодолен, Интернет и рынок веб-строительства выйдут на новый этап развития.
Интернет-разработчики готовятся к специализации
Количество компаний, так или иначе причастных к созданию сайтов, на Среднем Урале давно перевалило за сотню. При этом только о трех фирмах можно сказать, что у них есть четкое позиционирование: КСК — разработки сложных сайтов для больших предприятий, «ДжетСтайл» — технологичные решения, Ample — яркие и эффектные маркетинговые инструменты. Хотя это и не означает, что первая не сможет нарисовать красивую картинку на главную страницу, а последняя — интегрировать сайт с ERP-системой. «Будущее за узкой специализацией. Но рынок пока хаотичен и не понимает этого. Многие руководители студий живут своим делом, а не выстраивают компанию как бизнес. Но рано или поздно искать свою нишу, в первую очередь ценовую, все равно придется. Пока же условия таковы, что специализированным компаниям не выжить», — уверена Елена Шупенко, исполнительный директор компании Ample. Некоторые фирмы берутся обслуживать заказы стоимостью от 5 до 150 тыс. руб. По мнению г-жи Шупенко, это ненормальная ситуация и она со временем должна исчезнуть.
Как считает Денис Сергеев, специализация пойдет по другим направлениям. Например, выделятся компании, специализирующиеся на поисковой оптимизации (в Москве этот процесс уже пошел). Но все-таки, уверен директор «ТитанСофта», основная доля рынка останется за игроками, предоставляющими комплексные решения.
Все фирмы видят в будущем для себя разные ниши. «ДжетСтайл» прогнозирует рост спроса на корпоративные порталы и собирается сделать на это ставку. «Если компания научилась извлекать пользу из посетителей, а такие уже есть, значит, есть потребность привлекать их самыми различными средствами, давать им новые сервисы, и с этой целью необходимо превратить свой сайт в портал. Мы будем специализироваться на этом. Если мы этого не сделаем, у нас программисты уедут самореализовываться в «Яндекс», — заявляет Алексей Кулаков. С тем, что порталы получат развитие, согласны все, но места в этой нише немного. «Если организация хочет лидировать в отрасли, она должна создавать портал, на котором отрасль будет тусоваться. Если она обойдет этот вопрос, им займутся сторонние лица и отберут целевую аудиторию. Например, на Украине сайты всех заводов по выпуску огнеупоров заменил один портал. Но больше одного-двух порталов на отрасль не надо», — добавляет Роман Рублевский.
Отдельный вид специализации — консалтинг. В этом видит свою нишу КСК. Александр Денисов: «Рынок веб-разработок в целом пока находится в стадии развития, не многие заказчики готовы отойти от постановки технического задания разработчику и решать бизнес-задачи. Потребность в консалтинге формируется постепенно, но эта тенденция очевидна». Об этом же говорит и Валерий Домашенко: «Можно специализироваться на профильном консалтинге, например на интернет-магазинах, но уже не только на программных решениях, но и на логистике, организации бизнеса и т. д. Потребность в таких услугах будет только расти вместе со всей е-торговлей».
Пока же большинство компаний остаются универсальными, а заказчик предпочитает получать все сервисы в одном месте. Вплоть до того, что КСК пришлось создать свою студию для озвучивания мультимедиа. Чтобы началась специализация, рынок должен вырасти как минимум еще вдвое, уверен г-н Кулаков.
Кроме специализации внутри замкнутого екатеринбургского рынка, веб-разработчики активно ищут выходы за его пределы. КСК намерена до конца года открыть офис продаж в Москве, а на следующий год — в Германии: через них будут продаваться услуги уральских программистов и дизайнеров. Компания Ample активно участвует в федеральных тендерах и конкурирует уже не столько с местными студиями, сколько с московскими. «ДжетСтайл», развивая свою компетенцию в области портальных решений, планирует уже через два года иметь до 50% оборота с иногородних заказов. Погоня за крупными неуральскими заказами обусловлена не одним лишь растущим профессиональным уровнем местных студий. Алексей Кулаков: «Все компании, давно присутствующие на рынке, сделаны молодыми людьми, когда сам факт наличия бизнеса был уже достижением. Сейчас это уже никого не забавляет, местный рынок кажется тесным, хочется чего-то большого и светлого. Поэтому и выигрывают в конкурсах, берутся за огромные проекты».
Коробочные CMS никого не пугают
Примета последнего времени на рынке интернет-разработки — активный рост продаж уже готовых систем управления сайтами (CMS). У них есть ряд неоспоримых преимуществ: «коробка» идеально подходит для стандартных задач, например создания интернет-магазина сотовых телефонов, позволяет экономить рабочие часы программистов, которых на рынке постоянно не хватает, сайт, сформированный в одной студии, может качественно поддерживаться не только ею. Кадровый голод, который испытывают все разработчики, заставляет их отходить от традиционных схем поиска специалистов. Рынок растет быстрее, чем число квалифицированных программистов, дизайнеров, проектировщиков. Кроме того, и потребности постоянно изменяются, и появляются все новые и новые технологии. Сергей Опалев, руководитель отдела веб-проектов компании КСК: «Мы постоянно ищем профессионалов, но так как найти их все труднее, приходится браться за обучение молодежи, близкой нам по духу». Пока это уникальная для рынка позиция, но других путей для приобретения специалистов скоро просто не останется.
«Коробками» пока активно пользуются только фирмы нижнего дивизиона, но в перспективе искать пути взаимодействия с ними придется и сильным игрокам. Хотя уже сейчас студии, обладающие хорошим собственным программным продуктом, могут собирать на «коробках» промосайты, где требования к функционалу невысоки. Как полагает Алексей Кулаков, вряд ли кто-то полностью избавится от CMS собственной разработки — слишком много сил в них вложено, нередко это один из основных предметов гордости местных студий. Но если какому-то из таких коробочных продуктов, например Bitrix (одна из самых популярных CMS), удастся превратиться в отраслевой стандарт, то и гранды будут вынуждены предлагать коробочные решения или совместимые с ними. Мнение г-на Кулакова разделяют не все. Сергей Денисов: «Bitrix чаще всего используют фрилансеры и малоизвестные студии. Они не лезут в тендеры, хотя 85% заказов распределяется именно там. Солидным студиям менять программную среду бессмысленно, под большие проекты «коробка» не годится, а плодить несколько платформ в одной студии выйдет себе дороже — потеряется связь между подразделениями. Кроме того, заказчик вообще не обращает внимания на то, кто сделал CMS, при выборе подрядчика». Роман Рублевский добавляет, что даже после завершения работы над сайтом многие клиенты не пользуются функционалом CMS, предпочитая полностью доверять обслуживание веб-студии. Так что ожидать передела рынка не стоит.
ДЕТАЛИ
Эволюция взглядов менеджмента на сайт
Новичок
«Надо иметь сайт, и он должен быть крутой. Главное — чтобы было красиво». Сайт существует только потому, что есть у коллег и конкурентов, и служит лишь для гордости директора.
Опытный
«Наш сайт не работает, давайте все переделаем».
На сайте появляются новости, обратная связь, анонсы, контент-редактор, статистика, система заказа.
Продвинутый
«Интернет — это круто, и мы на этом заработаем!» С сайтом начинают работать как с инструментом. И тогда возникают практические надобности, сайт начинают постоянно модернизировать. Он встраивается в бизнес-процессы.
Бывалый
«Да в Интернете все равно денег нет — не стоит и дальше тратить на него время и средства». У компании есть сайт, который умеет все на свете, его один раз наполнили и бросили. В итоге сложнейший инструмент, который может очень многое, не используется, смотрится хуже, чем простая визитка, и производит гнетущее впечатление.
Источник: Алексей Кулаков.
1CMS, или система управления сайтом (Content Management), представляет собой программную основу сайта, позволяет команде, поддерживающей ресурс, обойтись без изучения теории построения веб-сайта и с легкостью управлять его содержанием.
ТОП-9
веб-разработчиков
Ранжирование по обороту
от веб-разработки и сопутствующих услуг за 2005 г., тыс. руб.
№
|
Фирма
|
Оборот, тыс. руб.
|
1
|
«Медиасайт»
|
6650
|
2
|
«Компьютер Сервис Консалтинг» (КСК)
|
З/д
|
3
|
«ДжетСтайл»
|
6200
|
4
|
«ТитанСофт»
|
З/д
|
5
|
«Сумма технологий»
|
З/д
|
6
|
«СофтМажор»
|
3782
|
7
|
Invicta
|
3000
|
8
|
«Web-формат»
|
1700
|
9
|
WEBMOTOR
|
1427
|
СТАТИСТИКА
Лидеры рынка не меняются
Субъективный рейтинг Алексея Кулакова, cоставлен на основании средней стоимости изготовленных студией сайтов
Старшая группа
| ||
Ample
|
|
index.art
|
«ДжетСтайл»
|
|
КСК
|
Средняя группа
| ||||
ARM group
|
|
WebMotor
|
|
Студия «Квадрат» |
D1.ru
|
|
«Айтекс.ру»
|
|
«Сумма
|
Invicta
|
|
«Анима»
|
|
Студия
|
«IT-навигатор» (ранее — «Web-навигатор»)
|
|
«Медиасайт»
|
|
«ТитанСофт»
|
«WEB-ФOРMAT»
|
|
«СофтМажор»
|
|
Переходные формы
| ||
Artsofte.ru
|
|
«Визуальная
|
Insiter.ru
|
|
«Револьверарт»
|
Menocom
|
|
Студия дизайна
|
Текст: Даниил Силантьев. dk@apress.ru
ПОДПИСИ:
Александр Денисов:
«На региональном рынке веб-разработок конечное обслуживание клиентов пока на последнем месте».
Денис Сергеев:
«Основная доля рынка останется за игроками, предоставляющими комплексные решения».
ЛЮДМИЛА ЛАДОНИНА:
«Очень маленький процент фирм пользуются Интернетом как бизнес-инструментом».