Верховный суд решит, кто виноват, если контрагенты компании уходят от налогов
«У налоговых инспекторов нет мотивации искать реального бенефициара схем оптимизации». На деле компании с претензиями ФНС на 2,5 млрд руб. ВС разберется с проблемой переноса ответственности.
Коллегия по экономическим спорам Верховного суда рассмотрит вопрос, законно ли накладывать на компанию взыскание, если она не была организатором схемы ухода от налогов, а выгоду получили ее контрагенты, пишет РБК. Проблему рассмотрят на примере дела «Красцветмета»: ФНС сочла, что предприятие получило необоснованную налоговую выгоду за счет незаконного возмещения НДС, и предъявило компании претензии на 2,5 млрд руб. При этом налоговая часто не устанавливает, кто именно получил выгоду от злоупотребления.
В деле «Красцветмета» цепочка была следующей: компания покупала золото у Санкт-Петербургского ювелирного завода «Ювелиры Северной столицы», который организовал формальный документооборот. Согласно нему завод покупал слитки у банков «Стратегия» и «Монолит» через подконтрольные фирмы, которые не платили НДС, но выставляли счета-фактуры. Сам завод «Ювелиры Северной столицы» выставлял НДС «Красцветмету» и платил налоги. Ранее сформировалась судебная практика по аналогичным делам, в которых у ФНС были претензии к «Екатеринбургскому заводу по обработке цветных металлов», ФГУП Московский завод по обработке специальных сплавов» и ряду других.
ФНС отказала «Красцветмету» в вычетах НДС, уплаченного по счетам-фактурам «Ювелиров Северной столицы». В налоговой посчитали, что красноярское предприятие не проявило необходимую осмотрительность при выборе поставщика и даже контролировало саму схему. Суд первой инстанции отменил доначисления, придя к выводу, что схема была подконтрольна предприятию «Ювелиры Северной столицы». Суд также согласился с «Красцветметом», что налоговая инспекция, «пытаясь любыми средствами опорочить налогоплательщика, вместо предоставления доказательств, сознательно распространяет единичные случаи на всю его деятельность, искажая реальную картину хозяйственных отношений».
Перенос ответственности стал основной бедой налогового контроля за последние пять лет, считает управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
У налоговых инспекторов нет мотивации искать реального бенефициара схем оптимизации. До сих пор не разработан механизм, чтобы материалы проверки передавались в инспекцию, на учете в которой стоит злодей, чтобы та продолжила работу, — сказал эксперт.