Верните ситуацию под контроль!
Андрей Королев глава управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Свердловской области 25 мая
Андрей Королев
глава управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Свердловской области
25 мая 2005 г . из-за аварии и перегрузок в энергосистеме Москва осталась без электричества. Один мой знакомый, оказавшийся в тот день в столице, просидел шесть часов в лифте, застрявшем между этажами. Связи с диспетчером не было, автономное питание не работало, а мобильный телефон он оставил в машине. К счастью, этот человек не боялся ни замкнутого пространства, ни темноты. Он отделался легким испугом, как, впрочем, и многие другие.
Что произошло?
Сначала на подстанции Чагино сгорел измерительный трансформатор, потом — еще один, затем разрушилась гирлянда подвесной изоляции, обесточилась подстанция Капотня, и система пошла вразнос. Именно по этому поводу высокое столичное начальство метало громы и молнии.
В 2001 г . аналогичная авария случилась в Екатеринбурге. Прекратилась подача электроэнергии на Белоярскую станцию и на завод «Маяк». Тогда ситуация была под контролем — не прошло и двух минут, как на объекте заработали дизельные электростанции. А сколько еще подобных отключений, как пробных, так и реальных, заканчивалось форс-мажором, когда предприятие не могло обеспечить свою энергетическую самостоятельность и безопасность!
Поневоле задумаешься: в чем проблема?
На мой взгляд, причин три. Первая — нежелание руководителей предприятий заниматься вопросами безопасности. Рассматривая эту сферу управления как исключительно техническую, они делегируют свои полномочия узким специалистам. Добавьте сюда формулу Герцена о том, что суровость российских законов смягчается необязательностью их выполнения, и вам будет понятно, почему ситуация все чаще выходит из-под контроля.
Техническая безопасность постепенно превратилась в черный ящик — никто не знает, что там внутри. Пока мы следим за параметрами на входе, результат будет предсказуемым. Но параметров становится все больше. Отклонение от нормы хотя бы одного из них может привести к необратимым последствиям. Метеоролог Эдвард Лоренц, описавший алгоритм смены погоды дюжиной дифференциальных уравнений, назвал это явление эффектом бабочки. Это образ: взмахнув крыльями, бабочка может вызвать лавину эффектов, которые приведут в действие ураган. Но суть передана верно: в хаотическом мире трудно предсказать, какие вариации возникнут в данное время и в данном месте, а ошибки и неопределенность с течением времени нарастают. Исправлять положение важно немедленно, причем в кратчайшие сроки, иначе последствия сбоев и их количество будут расти в геометрической прогрессии.
За годы реформ техническое оснащение предприятий практически не претерпело системных изменений. Это вторая причина. Оборудование работает, потом ломается, его ремонтируют, оно снова работает... И так — бесконечно. Уже сейчас мы фиксируем в среднем шесть-восемь серьезных аварий в год. Но проблема с оборудованием — лишь верхушка айсберга. Технику можно купить — были бы деньги и проекты, ради которых стоит обновлять фонды.
Третья причина — важнейшая составляющая безопасности всего производства: проблема кадров. Говоря о «поломках», я имею в виду не только технику. «Ломаются» люди: они стареют, уходят из отрасли, их здоровья и сил уже не хватает на новые проекты. Тут даже деньги не помогут. Если нет нужного специалиста, вы бессильны. Пока это больше заметно в таких городах, как Североуральск, Краснотурьинск, Нижний Тагил, где жизнь людей вертится вокруг промышленного производства. Но скоро придет очередь Екатеринбурга.
Почему решение этой проблемы так важно сейчас? Потому что в нашем регионе начинают выполняться проекты, сравнимые по масштабу со стройками первых пятилеток. И весь комплекс мер производственной безопасности: состояние оборудования, квалификация персонала, соблюдение норм ТБ, даже экологическая обстановка — нуждается в особом внимании.
Что должен сделать собственник? Прежде всего руководствоваться принципом: степень промышленной безопасности измеряется не скоростью исправления ошибок, а способностью их предотвратить. Предвидеть проблемы и решать их заранее — не дожидаясь, пока что-то сломается, взорвется или кто-нибудь погибнет. Для этого существуют действенные инструменты влияния. К примеру, на «Северстали» отменили систему штрафов и ввели бонусы за работу без аварий и травм. Некую доплату за безопасность. И получили хорошие результаты. Косвенным образом это влияет на имидж компании и, как ни странно, экономит средства. Ибо крупные аварии обходятся очень дорого. Пока мой знакомый сидел в лифте, Москва потеряла 700 млн руб.
Юрий Гарбузов
директор аптечной сети «Йодль и К»:
— Как бывшему производственнику, мне возразить нечего: отношение к технике безопасности на предприятиях оставляет желать лучшего. Мы пожинаем плоды бесхозяйственности десятилетней давности. В 1990-е гг. в нашем обществе активно заполнялась ниша, которая пустовала в советское время. Росло число маркетологов, менеджеров по продажам, PR-менеджеров, а репутация технических специалистов падала. Престиж инженеров и техников остается низким, а оплата их труда в среднем в полтора раза меньше, чем у менеджерского персонала того же уровня. К чему мы пришли? Сегодня производство возрождается, появляются новые предприятия, модернизируются старые объекты. А технических специалистов катастрофически не хватает. Если продавца можно подготовить за полгода, то технаря нужно учить годами.
Без исправного оборудования проблему безопасности тоже не решить. Но людьми и техникой нужно уметь еще правильно распорядиться.
Комплексный подход в этом случае очень важен: слабость одного звена может сделать бесполезной исправную работу всех остальных элементов, обеспечивающих безопасность в промышленности и энергетике. Собственник должен это понимать. Он — главное действующее лицо. А лучшая гарантия безопасности — его личная ответственность за все, что происходит на предприятии. Не меньшую роль играет заинтересованность каждого работника в конечном результате. Карательные меры здесь не помогут. Требуется точно выверенная система мотивации — иначе все усилия пропадут даром.
Игорь Черноголов
президент группы компаний «Пенетрон-Россия»:
— Аварии случаются по трем причинам: износ оборудования, скрытые технические дефекты и некомпетентность персонала. Все эти факторы актуальны для России. Полностью избежать аварий нельзя. Даже космические аппараты, к которым предъявляются куда более жесткие требования, чем к земным объектам, выходят из строя. Но уровень промышленной безопасности измеряется не способностью предотвратить аварию, а скоростью, с которой вы можете это сделать. Московским энергетикам не хватило двух дней, хотя одного было вполне достаточно.
Я не согласен и с тем, что контролировать безопасность на производстве становится все труднее. Число надзорных организаций увеличивается — бдительность с их стороны только усилилась. Безусловно, промышленные проекты становятся сложнее, но еще быстрее растет уровень контроля. Приборы неразрушающего контроля и вычислительная техника намного совершеннее, чем машины и конструкции, которые они проверяют.
И боюсь, что премирование не решит проблему роста аварийности. Как не способен решить ее жесткий подход. В первом случае статистику нарушений будут скрывать, чтобы получить премию. Во втором система штрафов отобьет желание работать. Когда речь идет о технике безопасности, универсальных рецептов быть не может.