Верно произносить слово " РЕКРУИТМЕНТ" научит рынок
История рекруитерского бизнеса в России начала отсчет с конца 80-х годов, это было время экспансии инофирм на зыбкую почву российской экономики. «Иностранцы» попали в незнакомую среду, и их естеств
История рекруитерского бизнеса в России начала отсчет с конца 80-х годов, это было время экспансии инофирм на зыбкую почву российской экономики. «Иностранцы» попали в незнакомую среду, и их естественным желанием было решать кадровые вопросы (как и принято на западе) через профессионалов рынка труда — создать свои кадровые агентства или довериться свежеиспеченным российским. Отечественные работодатели, особенно коммерческие структуры, были тогда заняты активным трудоустройством родственников и знакомых и в качестве заказчиков рекруитерских агентств были бесперспективны. Первые сливки с нового рынка сняли агентства, нацеленные на иностранные компании: для тех существование рекруитерских фирм было в порядке вещей и они готовы были платить за их услуги валютой почти по европейским расценкам. Профессиональный рынок труда рос от Москвы вширь, в регионы, куда устремились и крупные торгово-промышленные компании в обличии дилерских представительств, филиалов и локальных офисов. «Сопутствующее» размножение кадровых агентств на периферии не обрело тем не менее столичных масштабов (число московских фирм, предлагающих рекруитерские услуги, возросло с 4 в 1990 г. до 60 в 1994 г. и 200 (!) в 1996 г.).
Определенным тормозом в развитии агентств по подбору персонала стало «параллельное» существование на рынке служб трудоустройства. Здесь нужно уяснить разницу. Коммерческие службы трудоустройства (не путать с государственными центрами занятости!) формируют кадровые банки претендентов на платной основе, а работодателям информация предоставляется бесплатно или за символические деньги. В Екатеринбурге по такой схеме работают «Крокус», «Урал-ММТ», «Дело», Городской кадровый центр, «Молодежная биржа труда» (МБТ). Иногда подобные структуры имеют государственные субсидии под конкретные проекты (в МБТ так финансируется, к примеру, трудоустройство молодежи). Кадровые агентства («Анкор», «Триза-Екатеринбург», «Уральское кадровое агентство», «Метрополис», «Карьера») практикуют поиск и подбор персонала по заказам работодателей, подача анкет от соискателей вакансий, наоборот, бесплатна. Явным перебором эксперты рынка труда считают игру «на два фронта» — «съем» денег некоторыми агентствами и с апликантов (потенциальных работников), и с клиентов (работодателей).
Глобальное различие двух типов кадровых агентств кроется в принципах их работы. Если служба по трудоустройству в основном сориентирована на удовлетворение интересов безработных, выборка кадров идет по «формальным признакам», то услуги рекруитерского агентства предполагают «целевой» поиск и отбор кандидатов, зачастую по эксклюзивному заказу фирмы. Банк данных специалистов в агентстве по подбору персонала — лишь верхушка пирамиды. А ее основание — сама процедура рекруитмента, состоящая из многих звеньев: «снятие» заказа (в т.ч. помощь в формулировании и постановке задачи поиска), психологическая диагностика заказчика, оценка компании, изготовление «карты поиска», работа с базой данных, собеседование, тестирование, подготовка к интервью кандидата и работодателя, проверка рекомендаций по специально разработанным методикам и т.д. Работа над вакансией может длиться 1-1,5 мес., большинство агентств работают без предоплаты, некоторые (например, «Анкор») предоставляют гарантийный срок, в течение которого, если профессиональные качества работника не устроят заказчика, последнему возвращаются деньги.
Однако заполучить покупателя персонала — сложная задача. Дело тут, считают рекруитеры, в «незрелости», низком уровне культуры местного работодателя. Услышав о расценках на кадры (мировая практика — 2-3 оклада нанимаемого специалиста, у нас планка несколько ниже), заказчик предпочитает «обслужиться» в службе трудоустройства задаром. При этом зачастую работодатель «плавает» в названиях должностей и попросту не понимает их смысла. Вот типичная заявка в одно из агентств:
— Нам нужен менеджер по лоткам.
— ?!
— Ну, человек, который бы контролировал работу трех лоточных прилавков...
Под офис-менеджером может, как показывает практика, подразумеваться вообще что угодно...
Задачи «воспитания» работодателя и «совместной» конкуренции с городскими службами по трудоустройству поставили перед собой несколько екатеринбургских кадровых агентств («Метрополис», «Карьера», «Уральское кадровое агентство», «Триза-Екатеринбург»), объединившиеся в неформальное сообщество консультантов по подбору персонала. На двух встречах, прошедших в ноябре, разрабатывался план сотрудничества. В частности, проект совместной рекламной кампании и пропаганды в СМИ деятельности рекруитингового агентства, издания собственных информационных бюллетеней («Метрополис» его уже выпустил), проведение семинаров для менеджеров по подбору персонала екатеринбургских фирм, «аукционов кадров» и др. мероприятий. Агентства хотят создать в городе среду профессионального общения, возможность обсуждения кадровых проблем региона в кругу рекруитеров. Конечно, сотрудничество одновременно конкурирующих друг с другом фирм должно иметь границы. Вряд ли возможен, например, информационный обмен технологиями и методиками работы на рынке — это «хлеб» каждого агентства. Понятно также, что формирование цивилизованного рынка рекруитерских услуг невозможно без профессионального роста самих агентств, их самостоятельного завоевывания места под солнцем.
Несколько особняком в ряду кадровых агентств Екатеринбурга стоит фирма «Анкор» (три года на местном рынке труда, головной российский «Анкор» имеет 17 региональных офисов). Агентство считается дорогим и даже в известном смысле элитным. «Анкор» — единственный в городе, кто четко ориентируется на обслуживание инофирм, СП (70% заказов). Российские компании в последнее время начинают заказывать персонал у рекруитеров (кстати, для них в «Анкоре» предусмотрены льготные расценки). В любом случае фирмы-заказчики тщательно отбираются, основное требование к ним — понимание серьезности и ценности работы по подбору кадров. Поэтому случайных клиентов здесь не бывает. «Мы не хотим электронных свах и килограммов анкет, дайте нам конкретного специалиста», — говорят солидные заказчики. По словам директора агентства Людмилы Малюжец, среди постоянных клиентов екатеринбургского «Анкора» — компании «Филипп Моррис», Motorolla, Ren Xerox, «Марс». Г-жа Малюжец отмечает смещение спроса от специалистов «middle level» в сторону кадровых позиций высшего звена. Меняется и уровень предлагаемой зарплаты для высококвалифицированных работников. За последний месяц «Анкор» получил три заказа на глав представительств зарубежных компаний в Урало-Сибирском регионе. Как говорится, выше только звезды... Одновременно «Анкор» отошел от комплектования вакансий рекламных и торговых агентов. Специфика этих позиций, как показал опыт, приводила к большой ротации кадров.
Идею объединения екатеринбургских рекруитерских агентств по «профессиональному признаку» в «Анкоре» считают преждевременной. Для молодых фирм, занимающихся поиском и подбором персонала, сейчас самое время заняться наработкой собственного имиджа.
По прогнозу специалистов кадрового рынка, спрос на персонал в Екатеринбурге будет расти. Соответственно, он подстегнет предложение: процесс нарождения кадровых агентств в городе только в начале пути. Их конкуренция и «естественный отбор» — следующие этапы развития рекруитмента по-уральски. Чтобы устоять, рекруитерские агентства будут вынуждены выбирать более узкую специализацию услуг, например, подбирать персонал только определенного качественного уровня. Это нормальная практика за рубежом, где кадровый рынок структурирован. Там мирно уживаются агентства, занимающиеся подбором управленческого персонала, и те, кто, к примеру, ищет людей на временную работу. В Москве, откуда дуют ветры кадровых перемен, такой процесс разграничения сфер влияния уже пошел.