Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

VIP- туризм

Аббревиатура VIP встречается сегодня повсеместно. То предлагают посетить VIP-сауну, то открывают VIP-клуб, то обещают устроить VIP-отдых, в том числе и за границей. Означают эти три латинские буквы

Куда только ни предлагают сегодня отправиться российские туристические фирмы, но массовые маршруты начинают приедаться. Хочется чего-то необычного. Состоятельные граждане все чаще предпочитают отдыхать индивидуально. По мнению московской компании «Люкс-тур», проживание в номерах стоимостью $600-2000 в день уже не оригинальный, а вполне привычный заказ. Новое модное среди столичных туристов направление – аренда супердорогих автомобилей. За удовольствие проехать вдоль Ривьеры на Bentley Azure, BMW Z8 или Ferrari 360 Spider они платят от $1200 сутки. А что считают элитным отдыхом екатеринбуржцы? Корреспондент «ДК» попытался выяснить предпочтения уральских VIP-персон. Охотники за впечатлениями

Аббревиатура VIP встречается сегодня повсеместно. То предлагают посетить VIP-сауну, то открывают VIP-клуб, то обещают устроить VIP-отдых, в том числе и за границей. Означают эти три латинские буквы — «очень важная персона». Насколько важным надо быть, чтобы отправиться в VIP-тур? И чем он будет отличаться от обычной поездки? Ответы на эти вопросы пытаюсь получить в екатеринбургском филиале фирмы «Нева». Директор, Наталья Бурцева, рассказывает:

— В туризме VIP-клиент – это человек, который заказывает себе что-то оригинальное. Он может, например, отправиться в ту же Испанию, но вместо группового автобуса пожелать лимузин, а жене цветы в аэрпопорту. Да еще прилететь в Барселону, а домой выехать из Рима. Дороговизна здесь не определяющий фактор. Ведь есть острова, например Куба, Бали, туры куда сами по себе очень дороги, но не индивидуальны.

— Лимузин к трапу наверняка стоит немало?

— Конечно. Скажем, в Швейцарии аренда будет стоить около 200 евро в час, на встречу в аэропорту обычно требуется 1,5-2 часа. Я считаю, что человек, у которого есть деньги, достоин элитного отдыха. Можно проехать на городском транспорте, а можно заказать такси – есть разница, правда? Точно так же различаются эконом и бизнес-класс в салоне самолета.

В погоне за комфортом «очень важные персоны» летят в Прагу с авиакомпанией Lufthansa за $500 с посадкой во Франкфурте, в то время как из Екатеринбурга есть прямой рейс от «Уральских авиалиний», где цена билета всего $300. А в поисках неизведанных маршрутов требуют отправить их на край света. «Подводники, например, — продолжает Наталья Бурцева – ищут в Интернете и во всевозможных каталогах маленькие острова посреди океана и просят устроить им поездку именно туда. Приходится выяснять, какая авиакомпания вообще летает до этого места, есть ли на острове хоть какие-то отели!»

Конечно, потоком индивидуалы в турфирмы не идут, на то они и VIP. В екатеринбургской «Неве» насчитывается порядка 15 нестандартных заказов в месяц, а ведь это филиал крупного российского оператора! Для самостоятельных клиентов существует даже общепринятое международное сокращение FIT — полностью независимый путешественник (от английского Full Independent Traveler)1 . Появление таких заказчиков — закономерный этап в развитии туризма. По крайней мере, такой точки зрения придерживается Александр Умников, директор компании «Променад»: Я в этой отрасли с 1987 г. и могу сказать, что вместе с ростом благосостояния, культурного уровня, приобретением  языковых навыков увеличивается и количество людей, отказывающихся от массовых групповых туров. Только вот специфика работы с ними такова, что имена разглашать нельзя ни в коем случае.

Что ж, я и не рассчитывала. Из дальнейшего разговора узнаю, что всех VIP-клиентов условно можно разделить на 2 категории. Первые ездят в те же страны, что и основной поток отдыхающих, но требуют большего комфорта, индивидуальный трансферт, собственного гида. Если они отправляются в Грецию, то не отдыхают в Салониках, а на пятизвездной яхте путешествуют по островам. Если летят на Кипр, то не чартерным рейсом, а самолетом авиакомпании Lufthansa, и живут в шикарном отеле за $800 в сутки с собственным бассейном и джакузи на балконе.

Вторая группа – люди, которые сами придумывают сложные маршруты по экзотическим странам и приходят с этими планами в турфирмы. Так, один из постоянных клиентов «Променада» на днях улетел в Новую Зеландию (через Франкфурт, Сингапур, где остановился на 2 дня, Канберру) покататься на сноуборде. Просто там сейчас зима! А в январе он съездил в Мьянму (бывшая Бирма) отвлечься от уральского холода. Ютиться приходилось в не очень-то комфортных домиках. Но туристы этой категории гонятся скорее не за роскошью, а за яркими впечатлениями. Мы отправляли людей в Эквадор и на Галапагосские острова, группа жила в Папуа Новая Гвинея в племени охотников за черепами! – заканчивает с триумфом Александр.

Все еще пребывая под впечатлением – это надо же, жить среди папуасов! – захожу в турфирму «Фонд мира». Менеджер Ольга Леберская дополняет классификацию туристов-индивидуалов: Есть еще люди, которые просто различными способами комбинируют маршруты по популярным, а не экзотичным местам, не требуя при этом президентских номеров. Это не так уж и дорого, зато без группы. А собственно VIP-туристами я бы назвала тех, кто привык к обслуживанию только по высшему классу. Они, как правило менее мобильны, не стремятся часто переезжать из отеля в отель, зато вполне могут выбрать необычное направление. У нас были клиенты, которые хотели срочно вылететь в Антигуа. Другие пожелали попасть на Гибралтар, а отдых там не предлагает ни один российский туроператор. Как позже выяснилось, Гибралтар посещают ежегодно миллионы туристов и место это достаточно интересное.

VIP-клиенты прибегают к услугам турфирм для организации не только отдыха, но и бизнес-туров. Отправляясь на выставку или семинар, они могут заказать и перелет первым классом, и индивидуальный трансферт, и переводчика. Марина Бондарь, директор по туризму компании «Спутник»: Часто деловая поездка совмещается с отдыхом. Недавно мы делали двухнедельный бизнес-тур в Венецию. Клиент ехал с женой. Семинар длился лишь три дня, а все оставшееся время поездка носила частный характер. Они заказывали индивидуальный трансферт в Милан, во Флоренцию с гидами и большой экскурсионной программой. Одна только поездка с гидом в Милан и обратно обошлась им более чем в 1,5 тыс. евро, а все путешествие стоило $8 тыс. на двоих.

 

Золотые рыбки для туристов

Заглянув еще в несколько туристических компаний, прихожу к выводу, что индивидуальные заказы готовы выполнить практически все. Нужны лишь точка на карте, время и деньги. Правда, фирмы-агенты, продающие готовый продукт от туроператоров, сталкиваются с такими заданиями редко. Елена Колмакова, менеджер компании «Гринекс-Екатеринбург»: В основном мы все-таки работаем на поток. Хотя за последний месяц у меня было два туриста-индивидуала. Ведь многие VIP-клиенты предпочитают работать с конкретным менеджером, любят, чтобы их знали лично. Вряд ли кто-то откажет клиенту, который готов заплатить 10,5 тыс. евро за семейную поездку Париж — Куба (притом, что отправить двух взрослых и ребенка на Кубу с группой можно и за 3 тыс.). Другое дело, что организовать тур бывает очень сложно. Рейсы, стыковки мы ищем сами, подробности о месте тоже сами запрашиваем, – объясняет Елена. — Трудность в том, что цепочка принятия решений очень длинная. Мы зависим от Москвы, приходится долго ждать подтверждения от поставщиков. А они, если не могут подтвердить отель, альтернативу, как правило, не предлагают, и все начинается сначала.

Получается, что делать по 10-15 «заказных» туров в месяц под силу только крупным компаниям. За подтверждением обращаюсь в «Джаз-Тревел». По словам директора, Веры Тимофеевой, компания отправляет где-то по 20 VIP-клиентов ежемесячно: Практически на каждом чартере у нас летят туристы под классом VIP. Я считаю, что индивидуальные туры должен организовывать туроператор, держатель чартеров, зарекомендовавший себя на рынке. Ведь на собственные самолеты мы в первую очередь посадим своих же клиентов. К тому же, за рубежом появляется все больше принимающих фирм, которые занимаются только VIP-туристами. А для налаживания связей с авторитетными партнерами важны и опыт, и репутация.

— Наверняка у вас встречались заказы, которые было сложно организовать, — любопытствую я.

 — Ботсвана, — не раздумывая отвечает Вера Тимофеева, — там, например, вообще нет русскоговорящих гидов и пришлось привезти его из соседней страны!

Фантазия туристов, похоже, не знает границ. Так, менеджер «Спаэр-Тур» Ольга Кондакова сейчас занимается разработкой сплава по Амазонке: Интересные туры с большим бюджетом у нас бывают где-то раз в месяц. Это единичные заказы, и наша работа — организовать их четко и без накладок. А требования бывают самыми необычными. Недавно у меня была заявка на встречу в аэропорту. Хотели обязательно белый лимузин и водителя не старше 30 лет!

Как рассказывают специалисты, клиенты могут оговаривать возраст гондольера в Венеции, национальность гида, выбирать отель, в котором нет соотечественников – надоели дома. Один турист потребовал в номер в Париже белый рояль, другой просил достать ему шестидверный Мерседес в разгар рождественских праздников во Франции (говорят, это очень сложно). Некоторые хотят выехать на охоту со своим оружием, что связано с таможенными сложностями.

Есть и невыполнимые желания. Например, в ОАЭ действует сухой закон и обливать шампанским в аэропорту нельзя никого. А в некоторых отелях просто не достать номера с видом на море – они не предусмотрены архитектурой.

Впрочем, Сергей Бузько, генеральный директор турфирмы «Мир», считает, что, кроме противозаконных требований, ничего невыполнимого нет: Вопрос лишь в деньгах. Хотите, чтобы ваш самолет сел на центральной площади Нью-Йорка – посадим. Поход в «Мир» я оставила «на десерт». Заглянуть сюда мне рекомендовали чуть ли не в каждой компании, где я побывала. Говорят, это основатель VIP-туризма на Среднем Урале, фирма, которая создавалась как элитная, а позже стала «элитно-народной».

Разговор с Сергеем Бузько сразу принимает неожиданный оборот.

— Как раз летом VIP-туров-то и меньше всего.

— Почему же?

— Во всяком случае для нас, VIP-туры – это дело осени и зимы. Из-за чего, сказать сложно. Может, причина в политической нестабильности, которая в последнее время почему-то проявляется в летние месяцы.

Понимание VIP-тура здесь отличается от всего мною слышанного – он может быть и групповым! Сергей Бузько: Например, наш первый российский чартер в Кению в 2001 г. Просто 120 уральцев взяли и полетели не на Кипр, не в Болгарию и Польшу, а на сафари в Кению. Это были люди разного достатка и социального статуса, но объединенные одним интересом, мечтой. Чем не VIP-тур? Когда 12 воздушных шаров стартовало в 6 часов утра в кенийской саванне, их взлет показывал даже канал CNN! Сейчас мы планируем отправить в Африку новый самолет. Это не массовое направление, это действительно эксклюзив, адресная программа, которая не пойдет для каждого. И дело не только в цене. Поездки в Африку организовывать очень сложно. Нужны прививки, надо не прогадать с отелем. Еще мы очень любим Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию. Но не ту массовку, что сейчас в Таиланде. Зачем ехать в Таиланд и есть русский борщ в Паттайе? Есть рядом Малайзия, Сингапур, Вьетнам, Лаос, Камбоджа. Страны, где еще мало кто из наших был. Вот мы и копаем этот клад путешествий. Я уверен, что за Юго-Восточной Азией самые большие перспективы.

Новые направления «Мир» осваивает очень активно. Их клиенты были первыми русскими туристами на Маврикии, одними из первых в Малайзии, первыми на Филиппинах, в Индонезии, Австралии, в Латинской Америке, в Южной Африке.

Туры для одного-двух человек компания, естественно, тоже организует. Как раз двоих отправляли в конце 2002 г. в Южную Африку. Описание маршрута впечатляет: они были на водопаде Виктория в Зимбабве, охотились в саванне, заезжали в Кейптаун на Мыс Доброй Надежды, опускались в клетке и кормили акул под водой в районе Акульего острова, проехали на «Голубом экспрессе» по Южной Африке (поезд в старинном стиле, всего два купе на вагон, огромные окна, самые современные удобства). Новый год отмечали в Сан-Сити, потом перелетели на остров Маврикий к белым песчаным пляжам и дорогим отелям, посетили потухшие вулканы, покатались на больших слоновых черепахах. А вернувшись, решили заказать еще тур по Австралии плюс Бора-Бора. По мнению Сергея Бузько, лучшая награда, когда индивидуальный турист снова обращается в ту же компанию.

Сделать свое предложение максимально привлекательным для VIP-туристов стараются все крупные фирмы. Так, в «Фонде Мира» 28 июня состоялось открытие Lufthansa City Centre – представительства немецких туроператоров. Это позволит работать эффективнее, считает Яна Барац, маркетолог компании. А у «Джаз-Тревел» с первого июня начал работать отдельный VIP-зал, обслуживающий таких клиентов. Приятно.

Ну а один из самых демократичных способов почувствовать свою индивидуальность – программы типа fly&drive, о которых мне рассказали в нескольких компаниях. Турфирма из Екатеринбурга бронирует машину, которую клиент получает прямо в аэропорту и отправляется дальше по собственному маршруту. Вариантов здесь много. Одни останавливаются в фешенебельных гостиницах, другие — в простеньких придорожных отелях. И всем готовят программы, экскурсии. VIP это или не VIP, сказать сложно, но уж точно не массовка.

 

 

 

 

 

1 По данным журнала «Турбизнес», уже с середины 90-х гг. число независимых путешественников (FIT - Full Independent Traveler) в Европе превысило объем групповых поездок.

 

блиц-опрос

 

В какой VIP-тур хотели бы отправиться вы?

 

Владимир Фролов, председатель Совета директоров банка «Северная казна»:

— Мне мечтать о VIP-турах незачем: куда хочу, туда и езжу. Был я уже везде –

и в Африке, и в Австралии, и в Латинской Америке. Поэтому сейчас самая большая мечта, наоборот поменьше путешествовать. Я, конечно, съезжу отдохнуть на небольшой период времени. Но понимаете, какая ситуация: весь земной шар я уже вроде бы объехал и острого желания побывать где-то нет.

Но как минимум раз в год я отправляюсь кататься куда-нибудь на горных лыжах. Чаще всего мы путешествуем целой компанией членов Совета директоров банка «Северная казна». Поездку для нас готовят специально.

 

Игорь Мишин, директор медиахолдинга «4 канал»:

— Я вообще все поездки делаю себе сам. Выбираю страну, маршрут, даже отель могу себе забронировать, туристической компании остается лишь техническая работа. Сейчас я открыл новое интересное направление – путешествия по России. Лето у нас политически не стабильное, так что далеко уезжать не собираюсь: планирую съездить с семьей в Санкт-Петербург, на остров Валаам. А вообще хочу побывать на Байкале. В России о повышенном комфорте речи, конечно, не идет. Но я уже для себя отметил, что многие интересные места в мире либо труднодоступны, либо не приспособлены для VIP-отдыха. Хотя, конечно, хотелось бы совместить оба удовольствия.

 

Павел Лукин, генеральный директор «Евро-Азиатской страховой компании»,

вице-президент «Уральской ассоциации туризма»:

— Надо подумать. Если говорить именно о VIP-туризме, а не о массовых направлениях, то, наверное, что-то связанное с Африкой, с Килиманджаро. А обычно я отдыхаю как VIP-турист в России. В нашей стране очень много интересных мест, и вообще Россия — Клондайк для туризма.Но увы, у нас не хватает инфраструктуры.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.