Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

«Владелец офиса приходит в УК, а к нему относятся как к сурикату. Конечно, обидно!»

Алексей Мальцев
Алексей Мальцев. Иллюстрация: Игорь Черепанов, DK.RU

«Много собственников для торгового или офисного центра — это зло, т.к. теряется управляемость объектом. Но рефлексировать уже поздно». Два способа договориться друг с другом и с управляющей компанией.

Алексей Мальцев, генеральный директор компании R. Management:

— В минувшие светлые времена легких денег и оптимистичного девелопмента, когда рынок коммерческой недвижимости галопирующе рос вверх, только ленивый не рассуждал о том, что вкладываться в коммерческую недвижимость выгодно. И многие граждане со свободными средствами в меру своих сил пытались стать сопричастными этому безудержному росту.

Вкладывались кто чем мог: у одних хватало ресурса для отведения земельного участка и начала строительства объекта, а другие раскупали офисные и торговые помещения на стадии строительства.  И всех все устраивало. Застройщики за счет продажи помещений «в нарезку» решали вопрос с финансированием и довольно быстро фиксировали прибыль. Будущие счастливые обладатели коммерческой недвижимости на сносных условиях вкладывали свои деньги в надежде или перепродать недвижимость дороже после запуска объекта, или получать в будущем «пассивный доход» за счет сдачи помещений в аренду.

Как результат, на рынок вышло довольно большое число объектов коммерческой недвижимости с большим количеством разномастных собственников.

Вообще, я считаю, что большое количество собственников для торгового или офисного центра — это зло, т.к., в первую очередь, теряется управляемость объектом. В данном случае говорить о поддержании позиционирования, развитии и продвижении объекта просто не приходится. Собственник есть собственник, какими бы хитрыми обязательствами его не пытались бы связать. Кроме того, собственники имеют привычку меняться и разоряться. Так что некий владелец помещения — это тоже далеко не константа. Любой офисный или торговый центр является сложноорганизованным механизмом, и простое сложение вместе большого количества совладельцев под одной крышей далеко не всегда приведет к успеху данного проекта. Поэтому некому целостному объекту с одним собственником априори проще развиваться и быть успешным.

Но рефлексировать уже поздно. Что мы имеем на сегодняшний день? Значительное число торговых и офисных центров, скажем так, со сложной структурой собственности. Как результат — низкая управляемость объектом, непрозрачные расходы и постоянные «революционные брожения» внутри активной части собственников площадей.

Кто в данной ситуации является основным бенефициаром? Конечно же, управляющая компания объекта, как правило, перешедшая по наследству от застройщика.

Никто не спорит, что помимо коммунальных платежей существуют и текущие эксплуатационные затраты, которые тоже лежат на собственниках площадей. И кто-то должен следить за объектом. Но здесь вопрос в стоимости и в порядке расчета услуг. На мой взгляд, затраты на эксплуатацию и управление объекта колеблются в районе 80-90 руб. за квадратный метр. Но навязываемые расценки на подобных объектах несколько иные: доходят до 200 руб. за квадратный метр. По сути, собственники помещений платят скрытую аренду управляющей компании застройщика. Причем, не имеет значение — сидит там арендатор или нет, получает он аренду или нет — собственник всегда несет эти расходы.

Когда многочисленные владельцы помещений начали вникать в матчасть, разумеется, у них начали возникать вопросы. Где-то получилось договориться о снижении стоимости, а где-то нет. Где-то даже идут перманентные попытки сменить управляющую компанию. Оказалось, что не все так просто.

Во-первых, даже при наличии неких «активистов» на объекте — основной проблемой является мобилизация остальных собственников. Даже при латентном недовольстве текущей управляющей компанией далеко не все заходят вступать в открытый конфликт, да и этим просто надо заниматься — убеждать, показывать расчеты, брать на себя ответственность, что хуже не будет и прочее.

Иными словами, это тоже работа, на которую необходимы время и деньги. Собственно говоря, существующие УК на это и делают ставку: «они (собственники) никогда не соберутся и не договорятся»

Во-вторых, как правило, структура собственников на объектах очень неоднородна. Часто на объекте присутствует значительное число аффилированных или зависимых от застройщика собственников, следовательно, лояльных по умолчанию. Например, это могут быть подрядчики, с которыми рассчитались площадями за работы, или просто «хорошие знакомые», которым данные площади достались на льготных условиях. Поэтому из этого круга мало кто пойдет против застройщика в лице УК.

В-третьих, даже если вам удалось мобилизовать большинство на объекте и принять решение сменить управляющую компанию, вы можете узнать много нюансов относительно объекта. Например, что техпомещения (теплопункт, венткамеры или электрощитовая) давным-давно оформлены на застройщика, или, к примеру, у него в собственности находится трансформаторная подстанция, запитывающая объект. Были случаи, когда застройщик оформлял на себя места общего пользования. Это своего рода «страховой полис» застройщика. В данных условиях смена УК представляется весьма затруднительной. А это нескорые суды и разбирательства с неопределенным результатом.

Данные процессы уже идут на подобных объектах: где-то удалось снизить стоимость услуг и заставить УК работать, где-то собственники сменили управляющую компанию, а где-то идут суды.

В конечном итоге, мало у кого из жильцов бизнес-центров существует самоцель во что бы то ни стало сменить УК: вопрос стоимости и качества оказываемых услуг.

Ну, а если УК продолжает диалог в парадигме «никуда от меня не денетесь», то здесь весьма вероятны и сценарии ее замены. Это вопрос выстроенных коммуникаций.

Вот представьте, некий гражданин когда-то за 5 или 10 млн руб. купил офис. Он приходит в УК, которую якобы кто-то когда-то выбирал, а к нему относятся как к какому-то сурикату. И только счета выставляют. Конечно, самолюбие этого собственника будет уязвлено. Как следствие, все переходит в личностный конфликт. С одной стороны — собственник помещения, вложивший довольно круглую сумму в этот объект,  с другой стороны — УК, получившая объект по наследству и не особенно переживающая за свою судьбу. И в этом, на мой взгляд, лежит причина «смуты» на большинстве объектов.

Думаю, единственный путь к повышению управляемости подобных объектов — это консолидация разрозненной собственности через механизм доверительного управления. Ну не надо изобретать велосипед и всевозможные «хитрые схемы».

Нет эффективного Property Management (коммерческого управления) без Facility management (технической эксплуатации), и наоборот. Это взаимозависимые вещи на объекте. И они должны быть в одних руках. Особенно это актуально для торговых центров, которые могут развиваться только как единый организм. С офисными помещениями попроще не столь важно, кто арендует — лишь бы платил.

Другой компромиссный путь — «активная жизненная позиция» собственников, где от них требуется постоянное общение и погруженность в жизнедеятельность объекта. Проблема только в том, есть ли чем заниматься собственникам, кроме агитационной деятельности и организации собраний. Не для этого они покупали эти площади.

Мнение редакции DK.RU может не совпадать с мнением автора колонки

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.