Владимир Бусоргин: «Чтобы было «как на Западе», нужно изменить сознание потребителей»
Диагностика труб с помощью роботов, автоматизированный сбор данных от потребителей и переход на систему теплоснабжения «как на Западе». Над чем сегодня работают специалисты компании «Т Плюс».
В этом году филиал Свердловский ПАО «Т Плюс» инвестировал в ремонт сетей, автоматизацию, техпервооружение генерирующих мощностей и другие проекты больше четырех миллиардов рублей. В будущем году объем инвестиций планируют увеличить (точная цифра будет известна после того, как РЭК утвердит тариф на тепло). Правда, как отмечают специалисты компании, для того, чтобы отопительная система Екатеринбурга и других городов региона работала без сбоев и утечек тепла, одних инвестиций недостаточно. Нужны новые технологии, а еще — смена сознания у самих потребителей.
Чемпионат и роботы
В этом году при подготовке к отопительному сезону специалисты свердловского филиала компании отремонтировали четыре турбоагрегата, 18 котлоагрегатов и один гидрогенератор, а также больше 72 км теплосетей. Главный инженер филиала по тепловым сетям Андрей Шмельков признает: инциденты с прорывами теплосетей в этом году были, в том числе и в Екатеринбурге.
Мы не скрываем этого. К сожалению, из-за Чемпионата мира по футболу в этом году мы не могли вести перекладку сетей в центре города, но даже с учетом этих инцидентов аварийность снижается. Мы регулярно выполняем реконструкцию тепловых сетей, но сегодня главная задача — предупреждать подобные инциденты с помощью мониторинга, — рассказывает он.
Правда, как отмечает директор филиала «Свердловский» ПАО «Т Плюс» Владимир Бусоргин, систем диагностики позволяющих стопроцентно выявить повреждения сетей, не существует: гидравлика помогает частично спрогнозировать опасные места, но предсказать точно, как среагируют все участки сети на пуск тепла, изменение давления и других параметров, не позволяет.
Ужасно обидно: тратится столько времени на диагностику, но мы знаем, что ошибок все-таки не избежать. Правда, в этом году мы начали запускать в трубопроводы диагностирующих роботов, которые производит компания «Газпроект» из Санкт-Петербурга. Это на сегодняшний день — самое продвинутое средство диагностики. Конечно, и у него есть свои недостатки. Во-первых, длина участка, который диагностирует робот, ограничена 150-200 метрами – длиной кабеля. После этого необходимо делать новое загрузочное отверстие. Но самая большая проблема в том, что производители не продают их нам – только предоставляют как услугу. А нам нужно диагностировать огромное количество сетей — только магистральных трубопроводов у нас 412 км! — поясняет Владимир Бусоргин.
Тем не менее, использование роботов позволяет не только точно диагностировать состояние инфраструктуры, но и уменьшает бюджет на ремонт. Затраты на эту услугу плюс локальную ликвидацию выявленных роботом недостатков составляет только 18-20% от затрат на капитальный ремонт. При этом локальный ремонт позволяет гарантировать бесперебойную работу этого участка в течение десяти лет.
Но только диагностикой и заменой поврежденных труб проблему не решить, тем более, что специалисты компании далеко не всегда имеют право заниматься заменой изношенных теплосетей — значительная их часть находится на балансах муниципалитетов.
Не являясь их собственником, мы не можем заниматься модернизацией и переукладкой таких сетей. Эту проблему может решить концессия вкупе с определенным уровнем тарифа. На сетях «Т Плюс» сегодня устойчиво снижается количество инцидентов и аварий, а вот на муниципальных оно растет, и ими зачастую никто не занимается: муниципалитеты сами не выделяют денег на ремонт и не закладывают эту возможность в тарифе, — заявляет председатель правления, исполняющий обязанности генерального директора «Т Плюс» Денис Паслер.
Переходим от качественной системы к количественной
Сегодня необходимо радикально менять принципы, саму технологию предоставления услуги, уверены в компании. В качестве примера руководитель филиала «Свердловский» ПАО «Т Плюс» приводит западную систему, где регулирование температуры в домах происходит не за счет качественного изменения параметра, а за счет количественного. Грубо говоря, у нас в отопительный сезон резко изменяют температуру, а на Западе – количество подаваемого тепла, сохраняя температуру на постоянном уровне. Именно на такую или хотя бы компромиссную систему — качественно-количественную — и собираются со временем перейти в Екатеринбурге и области. Это приведет к оптимизации теплопотребления и снизит аварийность.
У нас тарифы в два-три раза меньше, чем на Западе, при этом потребляется огромное количество тепла — все иностранные специалисты утверждают, что у нас слишком тепло в квартирах. А если добавить еще и то, что потребитель требует качества «как у них», но не платит даже по нашим низким тарифам — получается то, что мы сегодня и видим. Мы знаем, как изменить эту систему, но для этого нужно время, — отмечает Владимир Бусоргин.
В «Т Плюс» подсчитали: если все должники погасят свою задолженность перед поставщиком тепла, денег хватит на несколько годовых инвестиционных программ. Сейчас свердловские потребители должны компании за тепловую энергию 6 млрд руб., причем, по сравнению с прошлым годом даже прослеживается положительная динамика. Основную просрочку формируют не конечные потребители, а управляющие компании и ТСЖ. С этими должниками ведется работа, помогает переход на прямые договоры с жителями, после которого платежная дисциплина зачастую возрастает до 90-96%.
В отношении совсем отъявленных должников, которые демонстрируют 20, 30, 50% просрочки, мы проводим процедуру по переходу физлиц на прямые договоры с начислением и тут же, практически сразу видим эффект в собираемости, — говорит директор Свердловского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Георгий Козлов.
Впрочем, над автоматизацией системы теплоснабжения и повышением ее качества специалисты компании работают уже сейчас, не дожидаясь качественного изменения самосознания потребителей. В первую очередь речь идет об установке систем дистанционного съема показаний по потреблению тепловой энергии.
Это своего рода модем, который ставится на существующие приборы учета, интегрируется с существующими интерфейсами и отправляет все данные «в центр». С помощью таких данных мы можем более оперативно реагировать на инциденты, предотвращать их, учитывая разницу между объемом отправленного и полученного тепла обнаруживать утечки, и, соответственно, повышать качество предоставляемых услуг, — отмечает Георгий Козлов.
Такая автоматизация проводится за счет внутренних резервов компаний. Оснастить один дом необходимым оборудованием обойдется в 7-10 тыс. руб. В Екатеринбурге такие приборы надо установить примерно на 10 тыс. объектах.
Кроме того, в Екатеринбурге практически завершили процесс автоматизации Центральных тепловых пунктов, это значит, что все ЦТП работают в автоматическом режиме, без постоянного присутствия персонала. Все данные с них поступают в единый диспетчерский центр, где диспетчеры контролируют и отслеживают состояние теплопунктов, видят параметры теплоснабжения в их границах. Вторая очередь такой автоматизации предусматривает установку узлов учета на ЦТП и установку устройств плавного пуска, что позволит поддерживать постоянное давление у потребителя, а значит, повышая качество предоставляемой услуги.
Справка DK.RU