Владимир Дмитриев поделит $11 млн с кредиторами
Кресло генерального директора «Экономторга» занял Сергей Ледяев — начальник дирекции сопровождения концессионных сбытовых сетей магазинов «Пятерочка» в регионах РФ и странах СНГ. Теперь он руководи
Кресло генерального директора «Экономторга» занял Сергей Ледяев — начальник дирекции сопровождения концессионных сбытовых сетей магазинов «Пятерочка» в регионах РФ и странах СНГ. Теперь он руководит сетью, включающей 19 магазинов: 11 — в Екатеринбурге, остальные — в Березовском, Полевском, Первоуральске, Ревде и Рефтинском. Задача г-на Ледяева — привести бизнес-процессы в соответствие с корпоративными стандартами.
По данным газеты «Ведомости», цена сделки — выплата 100% стоимости «Экономторга» и долговые обязательства компании — около $11 млн. Аналитики считают эту цифру реальной. По оптимистическим оценкам, большая часть магазинов «Пятерочки» торговала на 2 млн руб. в месяц и только два объекта — в ТЦ «Дмитриевский» и «Уктусский» — на 4-5 млн руб. То есть ежемесячный оборот сети не превышал 45 млн руб. Оценка стоимости бизнеса по годовому объему продаж при минимальном коэффициенте 0,6, принятом в российской практике, дает 324 млн руб., или $11,6 млн.
Большая часть этих денег уйдет на погашение долгов: примерно $2 млн — поставщикам «Пятерочки» и около $4 млн — Внешторгбанку. График выплат обсуждался индивидуально с каждым кредитором. Деньги на их счета стали поступать с 1 июня. Одновременно руководству «Экономторга» пришлось улаживать отношения с арендодателями. Виталий Порядин, генеральный директор торгового дома «Конфи»: У нас был спор с Дмитриевым — он хотел провести капитальный ремонт магазина за счет арендной платы, хотя в договоре об этом нет ни слова. Нашу правоту подтвердил суд, однако Дмитриев платить не спешил. Теперь «Пятерочка» признала условия договора и возобновила выплаты.
Договор о коммерческой концессии с «Агроторгом» Владимир Дмитриев подписал в мае 2003 г. Тогда же под новый проект зарегистрировали компанию «Экономторг». По бизнес-плану, рассчитанному до 2006 г., Дмитриев собирался открыть в Екатеринбурге 30 универсамов торговой площадью 500-700 кв. м. Предполагалось, что 25 из них будут построены из модульных конструкций. Сегодня большую часть магазинов «Пятерочка» арендует, собственных помещений у «Экономторга» три. По оценкам экспертов, в развитие сети г-н Дмитриев вложил около $4-4,5 млн. Эта цифра включает основные статьи расходов — стоимость франшизы, торговое оборудование, затраты на автоматизацию и ремонт. Местные игроки уверены, что сеть Владимира Дмитриева не стоит даже таких денег. Александр Райсих, председатель совета директоров торговой сети «Звездный»: В Екатеринбурге нет ритейлеров, готовых покупать «мертвые» объекты. Я думаю, здравый человек за бизнес «Пятерочки» больше $2-3 млн платить бы не стал. При этом Дмитриев теряет около $2 млн. С другой стороны, говорят ритейлеры, рынок продовольственной розницы сегодня перегрет. Не исключено, что люди, плохо знающие город, могли заплатить больше, особенно если они приобретали магазины с целью повысить капитализацию бизнеса.
Решение продать сеть г-н Дмитриев комментирует сдержанно: Моя задача состояла в том, чтобы раскрутить бренд «Пятерочка» в Екатеринбурге. Я его раскрутил. Дальше заниматься продовольственным ритейлом мне уже неинтересно. В нашем холдинге достаточно направлений, не связанных с розницей. Принципиальное решение о покупке «Экономторга» питерский офис принял в апреле 2005 г. Известно также, что в феврале Владимир Дмитриев делал предложения местным ритейлерам, но стороны не сошлись в цене. Сам г-н Дмитриев рассчитывал стоимость бизнеса исходя из плановых показателей продаж — $250 тыс. на каждый объект. Тогда, при гипотетическом обороте $57 млн в год, «Экономторг» должен стоить не меньше $30 млн. Владимир Дмитриев: Примерно такую сумму мне и заплатили. Надо сказать, что в Екатеринбурге не нашлось ни одного ритейлера, готового выложить столько денег. Я считаю, что сделал правильный шаг, продав бизнес на фазе роста. Если бы я открыл не 19, а все 30 универсамов, как предполагалось по бизнес-плану, у «Пятерочки» просто не хватило бы денег. Интересно, что еще в декабре 2004 г. бывший владелец «Экономторга» уверял, что к концу 2005 г. доведет число магазинов до 30, после чего возьмется за строительство гипермаркетов. Частично эти планы реализует новое руководство. В 2005 г. «Пятерочка» намерена увеличить количество магазинов в Свердловской области до 25, а в 2006 г. — до 40.
Михаил Старков
starkov@apress.ru