Владимир Фролов: «Начнешь проталкивать паленые инновации — можно и теплое место потерять»
«Проблема России в том, что у нас нет экспертного сообщества. Многие уехали, а оставшиеся либо некомпетентны, либо продажны». Известный банкир о том, почему Россия отстала по части инноваций.
Уральский банкир, экс-владелец «Северной казны» и научный руководитель Copernicus Gold Владимир Фролов рассуждает о том, почему в России нет инноваций, и приходит к выводу, что настоящие, честные и компетентные, эксперты в какой бы то ни было области (за исключением золотых унитазов) — вымирающий вид, и в этом вся причина.
Владимир Фролов:
— Я много думал, почему в России практически нет инновационного процесса? Почему Россия плетется в хвосте мировой цивилизации? Несколько соображений по этому поводу.
СИНГАПУР
Встречаемся с топ-менеджером очень крупной компании, торгующей золотом. Он возглавляет сингапурский филиал. Встреча с 16-00. Начинаю рассказывать о нашем проекте. Интерес запредельный. Лезет в самые мельчайшие подробности. По ходу генерит головокружительные идеи по продвижению.
Заканчиваем разговор в час ночи. Он деловито — я сейчас еду в аэропорт и лечу к своему боссу в три часа ночи. Вы вылетаете в девять утра. Назначает место встречи. В другой стране.
Прилетаем. Босс очень хваткая и жесткая дама. Чувствуется, что он рассказал ей все до мелочей. Дама сходу высказывает свое видение по сотрудничеству. Десятки тысяч юрлиц. Счет по физлицам идет на многие миллионы.
Они торгуют золотом, начиная с килограмма. И предложили, как с нашей помощью им можно будет выйти на мелкую розницу. Обратно едем в аэропорт на личной машине этой дамы. Она это особо подчеркнула. Думаю, в знак особого уважения.
Вскоре получаем стостраничный договор. Три недели продираемся через юридический частокол. Вникаем во все мелочи. В это время наши коллеги почти ежедневно ведут переговоры с сингапурским топ-менеджером. Планируем вывести этот проект на рынок в тестовом режиме уже до конца года.
РОССИЯ
Встречаемся в банках. Рассказываем о нашем проекте. Обычно до часа. Постоянно перебивают. Несут какую-то околесицу.
Все по Достоевскому: «Дай русскому карту звездного неба, которую он не видел никогда, через пятнадцать минут он внесет в нее изменения».
Новые встречи. Потоки болтовни. Нелепые агрессивные суждения по незнакомой им тематике. Абсолютно никаких реальных дел.
ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО
Упоминаемый мной сингапурец попросил специалиста по финтеху (консультирует несколько ЦБ в ЮВА) познакомится с нашим проектом. Мы выслали ему нашу презентацию. Встретились. Пару часов отвечали на вопросы.
Эксперт дал представителю золотой компании свое положительное заключение. А дальше вперед и с песнями.
Проблема России в том, что у нас реально нет экспертного сообщества. Многие уехали, а оставшиеся либо некомпетентны, либо продажны. Многие из них торгуют своими заключениями. Нет ни чести, ни репутации.
По крайней мере, два в одном — квалифицированные и честные эксперты — это исчезнувшие уже люди.
Вспоминается, например, как официальные эксперты Эрмитажа удостоверяли подлинность поддельных картин.
Наши топ-менеджеры больше думают о своих поместьях с золотыми унитазами, яхтах и дорогих безделушках. До часу ночи обсуждать проекты они ни с кем не будут. Поручают своим подчиненным, которым самое главное это стабильность. А то в этой инновационной турбулентности можно потерять свой статус. Да и поручить экспертизу некому. А так черт его знает, это стоящий проект или полная ерунда? Начнешь проталкивать паленые инновации — можно и теплое место потерять. Лучше все это потопить в пустых словесах.
Еще одна история. Украинский выпускник школы что-то придумал в сфере энергетики. Оббил все пороги. Везде вытолкали взашей.
Папа нашел деньги и повез сына в Америку. Там проводился конкурс на самого гениального школьника в сфере технических наук. Его сын этот конкурс выиграл. Сразу предложения американских университетов по обучению, фирм по финансированию его учебы.
Вернулись в Украину за мамой и оставшимися там детьми. Сбежались украинские политики, олигархи. Почему? Да потому, что сами они мальчика оценить не могли (нет экспертного сообщества), а американцам верят (у них квалифицированные эксперты).
И самое печальное, что в СССР было одно из самых мощных экспертных сообществ, но Россия его потеряла. И сейчас добивает его остатки — Академию наук.
Думаю, наличие экспертного сообщества это тот фильтр, который пропускает страны в высшую инновационную лигу. А если его нет, то инновации уходят в другие страны. Туда, где могут оценить реальную значимость того или иного проекта.
Оригинал опубликован на личной странице Владимира Фролова в Facebook. Текст размещен на DK.RU с согласия автора.