Власти превращаются в крупнейшего ИТ-заказчика
эксперты Андрей Антипинский директор уральского представительства компании «Открытые Технологии» Константин Зиноватый технический директор компании «КСК» Владимир Косульников заместитель генерал
эксперты
Андрей Антипинский
директор уральского представительства компании «Открытые Технологии»
Константин Зиноватый
технический директор компании «КСК»
Владимир Косульников
заместитель генерального директора компании «СКБ Контур»
Инна Недосекова
директор по маркетингу компании CIFT
Дмитрий Старков
руководитель направления СЭД компании «ФИНЭКС-Качество»
Константин Суслов
генеральный директор компании «ХОСТ»
Елена Тарарычкина
руководитель проектов компании «АСК»
Владимир Фишелев
генеральный директор уральского отделения корпорации «Парус»
Галина Фролова
директор компании «Прайм-1С-Екатеринбург»
За счет чего будет расти рынок госзаказа
Главным событием 2006 г. для компаний, разрабатывающих ИТ-системы по государственным заказам, стала история с внедрением ЕГАИС1 на алкогольном рынке. Громкие заявления и столь же громкий провал проекта, с одной стороны, показали неуклюжесть госорганов в построении крупных систем, а с другой, что важнее, — продемонстрировали желание властей все-таки, несмотря ни на что, научиться использовать информационные технологии в работе. ИТ-компании готовы обратить это желание себе на пользу.
По данным Министерства экономического развития РФ, государственные расходы на ИТ растут неуклонно, причем на всех уровнях власти. Если в 2003 г. они равнялись 20 млрд руб., то в 2004 г. — уже 50, а в 2005 г. — 60 млрд руб. Как полагает ИннА НедосековА, директор по маркетингу компании CIFT, рост госзатрат в этом сегменте вызван несколькими факторами. Во-первых, начались реформы в бюджетной сфере и местном самоуправлении, пошли деньги в национальные проекты, появилась концепция развития госуправления на основе информационных технологий. Во-вторых, органы власти уже прошли порог насыщения компьютерной техникой, но это не привело к значительному росту качества управления. В-третьих, во многих органах власти уже есть информационные системы, но они не объединены в комплекс для решения масштабных задач региона. В-четвертых, чиновники все чаще осознают, что для полноценного управления требуются не просто программы для вычислений, подготовки документов и утверждения стандартных отчетных форм, а средства анализа и поддержки принятия решений. Эту мысль развивает Андрей Антипинский, директор уральского представительства компании «Открытые Технологии»: «Особо перспективные продукты для госсектора, на наш взгляд, — портальные решения и системы документооборота. Еще одна важная для властей задача — объединение баз данных различных министерств и ведомств в единое информационное пространство».
Рост потребностей в ИТ характерен как для областных властей, так и для муниципальных. В 2006 г. уральские чиновники активно тратили деньги на создание инфраструктуры: с помощью компании «АСК» модернизировали зал заседания правительства, областные и городские власти продолжали совершенствовать системы видео-конференц-связи. Вкладывались средства в модернизацию существующей инфраструктуры (в частности, компания «Открытые Технологии» поставила в областное правительство систему резервного копирования), наращивался парк серверного и телекоммуникационного оборудования, поставщики которого, такие как компания Cisco, стали рассматривать уральских чиновников в качестве самых перспективных клиентов. Ранее подобной чести удостаивались только работники администраций Москвы и Тюменского Севера.
Одним из самых интересных инфраструктурных проектов прошлого года оказалось завершение пилотного этапа внедрения «Социальной карты» жителя Свердловской области. Проект стоимостью около $1 млн совместно выполняли несколько уральских компаний — ХОСТ (генподрядчик), ИТ-холдинг «Корус», «СКБ Контур» и АСК. Суть проекта в создании единой платформы обмена личными данными граждан между разными ведомствами — больницами, аптеками, органами соцзащиты, ЖКХ и т. д. Система строится на основе смарт-карт, и планируется, что уже в 2007-2009 гг. она будет растиражирована на всю область. Константин Суслов, генеральный директор компании «ХОСТ»: «Социальная сфера — это интересный рынок, он долго отставал из-за отсутствия финансирования, там значительно ниже уровень конкуренции и при этом есть большой отложенный спрос». Параллельно в этом же направлении ведет свои разработки и АСК: компания Евгения Шароварина настолько уверена в своих силах и спросе со стороны муниципалитетов и областных властей, что готова сначала разрабатывать информационные системы и лишь потом их продавать, а не наоборот, как это обычно делается. Сейчас АСК активно обсуждает с городской администрацией вопрос внедрения «Транспортной карты». Эта система стоимостью в несколько миллионов рублей с помощью пластиковых карт позволит объединить все транспортные предприятия города и заменит обычные проездные на электронные. А значит, даст возможность контролировать работу транспортников, отслеживать все льготы, избегать подделок проездных и т. д. «Это дорогая система, но она очень быстро окупится, — уверена Елена Тарарычкина, руководитель проектов компании «АСК», — по статистике свыше 30% пассажиров ездят по поддельным документам. Электронный проездной подделать будет нельзя». АСК работает над математическим алгоритмом интеллектуальной системы управления дорожным движением в Екатеринбурге. Предполагается, что она будет автоматически отслеживать загруженность всех магистралей, управлять светофорами, выдавать данные на специальные информационные табло для создания оптимального режима в городе. Программа «Электронный Екатеринбург»2 стоимостью в сотни миллионов рублей должна позволить городу внедрять подобные новшества.
Самый уверенный рост в государственных и муниципальных учреждениях в прошлом году показали проекты по внедрению электронного документооборота (ЭД). Такие системы появляются в самых разных учреждениях и ведомствах. Например, компания «ФИНЭКС-Качество» установила систему электронного документооборота Directum в ЕМУП «Водоканал», а CIFT поставила СЭД «Союз» в областном Минфине. Дмитрий Старков, руководитель направления СЭД компании «ФИНЭКС-Качество»: «Среди наших заказчиков появляется все больше бюджетных учреждений и органов власти. И это несмотря на то, что их заботит не столько эффект повышения качества управления, сколько просто упорядочивание делопроизводства. Одной из основных задач внедрения подобных систем стал принцип «единого окна» (организация работы учреждения, подразумевающая прием и выдачу всех документов в одном месте. — Прим. ред.), он уже давно считается стандартом в Москве и значительно повысил эффективность работы муниципальных предприятий. Рынок интересный, и в этом году мы планируем уделить ему наибольшее внимание».
Кроме документооборота, бюджетники генерируют высокий спрос и на финансовые системы. Компания CIFT, разработавшая в 2001 г. для областного Минфина систему планирования и анализа бюджета САПФИР, активно внедряет ее по всей стране. Сейчас САПФИР стоит в 13 областных администрациях и в 80 муниципалитетах. В последнее время для фирм, устанавливающих продукты 1С, рынок автоматизации бюджетных организаций стал одним из самых емких и интересных. «В госсекторе сохраняется устойчивый спрос на традиционные тиражные системы автоматизации бухгалтерского учета и начисления зарплаты. И даже больше, чем на сами системы, сохраняется спрос на их качественную профессиональную поддержку, так как в рамках административной реформы в РФ продолжается реформа госбюджетного бухгалтерского учета и в программные продукты вносится много изменений», — говорит Владимир Фишелев, генеральный директор уральского отделения корпорации «Парус». Галина Фролова, директор компании «Прайм-1С-Екатеринбург»: «В 2005 г., когда вышли новые правила бухгалтерского учета для бюджетников, контракты с ними составляли до половины нашего оборота. В прошлом году эта цифра снизилась, но и сейчас на них приходится 20-25% оборота». Год пикового спроса оказался одним из самых удачных для партнеров компании «1С». Они смогли в разы увеличить свою долю рынка в сегменте бюджетных организаций, которая сейчас доходит до 70%. И это, видимо, не предел. Появляются все новые крупные проекты на базе 1С. В частности, компания «Региональный информационный центр» (РИЦ) завершила комплексный проект автоматизации загсов Свердловской области — теперь 54 учреждения работают в одной системе и свободно обмениваются данными. В целом спрос все равно превышает предложение. Александр Краев, директор РИЦ: «Рынок автоматизации бюджетных учреждений имеет устойчивый стабильный рост. При этом постепенно изменяется и структура спроса на программные продукты — бюджетные учреждения стремятся автоматизировать не только учетную деятельность, но и процессы управления в своей организации, т. е. административные, финансовые и хозяйственные функции». К примеру, «Прайм-1С» поставил бухгалтерские системы во всех филиалах Минфина на территории всей области. По словам Галины Фроловой, даже после некоторого снижения спроса 1С-франчайзи имеют возможность выбирать себе тех клиентов, сотрудничать с которыми удобнее.
Еще пару лет назад появление крупного заказа на разработку сайта или портала для государственных органов рассматривалось исключительно как чудо и нечто из ряда вон выходящее. Сегодня компания «Компьютер Сервис Консалтинг» (КСК) принимает на работу человека, который будет заниматься только такими проектами. Руководство КСК убеждено: всплеск интереса к интернет-проектам неслучаен. Область и регион активно занялись поиском инвесторов, повышением привлекательности Урала, но выяснилось, что показать товар лицом — проблема. До недавнего времени отсутствовали интернет-ресурсы, способные рассказать о регионе. «Многие администрации уже наигрались с рукодельными сайтами, — поясняет Константин Зиноватый, технический директор компании «КСК». — Теперь они готовы вкладывать большие деньги в создание современных информационных порталов, которые не только станут выполнять презентационные функции, но и будут увязаны с системами управления города». Уже не редкость тендеры на подобные проекты с бюджетом от 800 тыс. руб. Еще в начале прошлого года заказы из бюджетной сферы были единичными, а к концу 2006 г. КСК запустила в работу четыре городских портала. Если создание сайта оплачивает город, то его поддержку власти готовы отдавать на аутсорсинг, понимая, что соответствующих знаний и умений у них нет. Так поступили, например, в Каменске-Уральском, оплатив стоимость портала компании «КСК», и ей же они отдали сайт в управление на год. Планы КСК (в рамках коимплексной программы УрФО) на 2007 г. — поставить портальные решения на поток и сделать такие проекты для всех регионов и крупных городов Урала. Все больше качественных сайтов появляется не только у муниципальных образований, но и у больниц, школ и ведомств. Там, где бюджетникам сложно потянуть проект в одиночку, они скидываются на него, а потом тиражируют, как это сделали школы Сургута.
Активный интерес к системам автоматизации начали проявлять предприятия ЖКХ. Некоторые из них уже стали частными, но до сих пор находятся под опекой муниципалитетов, и те готовы инвестировать в их развитие. «Состояние дел с информационными системами в ЖКХ напоминает ситуацию с бухгалтерским учетом в 1994-1995 гг.: спрос сформировался, хотя предложения нет. Мы рассчитываем, что года через три-четыре в этой сфере будут довольно приличные деньги. Даже сейчас вложения в ЖКХ начинают окупаться. Рентабельность проектов посчитать сложно, но в целом она выше, чем в коммерческом секторе, благо нет конкуренции», — подчеркивает Владимир Косульников, заместитель генерального директора компании «СКБ Контур». В 2006 г. уральские программисты выполнили несколько крупных проектов в этой сфере (например, автоматизация городского хозяйства Режа). Кроме «СКБ Контур», на ЖКХ положили глаз и другие компании. В частности, корпорация «Парус» на базе своей управленческой системы создала систему расчета платежей для Единого расчетного центра.
Активность властей на ИТ-рынке приводит к тому, что среди «айтишников» появляются компании, готовые специализироваться на этом сегменте. По информации Инны Недосековой, уже сейчас 50% оборота CIFT составляют проекты в органах государственной и муниципальной власти, причем общероссийская тенденция показывает более высокие темпы роста этого направления по сравнению с рынком ИТ в целом. Так что число фирм, чей оборот завязан на госорганы, будет только расти.
1 ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система, предназначена для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Неудачный старт этого проекта в прошлом году на несколько месяцев парализовал весь алкогольный рынок. По оценке Счетной палаты РФ, только государство понесло ущерб в 15 млрд руб.
2 «Электронный Екатеринбург» — муниципальная программа автоматизации городского управления. Утверждена городской думой в 2002 г. и будет выполнятся до 2010 г. Включает в себя несколько подпрограмм по созданию систем управления, которые охватывают все структуры городской власти — от образования до ЖКХ.