«Вместо развития производства и бизнеса выбран классический путь — поборы с населения»
«Кадастровая стоимость чаще всего в 5-10 раз выше инвентаризационной. И муниципалитетам дадут возможность повышать налоговую ставку для населения в три раза. Вы верите, что они этого не сделают?»
Вячеслав Вегнер, депутат Законодательного собрания Свердловской области:
— Депутаты готовятся принять закон, по которому с января 2020 г. ежегодный налог на имущество, в частности на квартиры, возрастет для некоторых категорий собственников в 3-7 раз. Я считаю, что закон сильно ударит по простым людям.
Новая система налога на имущество — это еще одно звено в цепи повышения налоговой нагрузки. Вместо развития производства, малого и среднего бизнеса выбран классический путь — ориентация на поборы с населения.
Защитники закона мне говорят, что кадастровая стоимость обеспечивает более высокую налоговую базу по сравнению с инвентаризационной стоимостью, и приводят в пример положительный опыт других стран. Но они забывают, что значительная часть жителей Свердловской области находится за чертой бедности, и повышение налоговой нагрузки для них — просто непосильное бремя.
Переход на новую систему оценки чреват рисками и опасен для всех. Оценку недвижимости будет проводить не Росреестр, а независимые оценщики. Росреестр лишь аккумулирует у себя данные и не может контролировать качество проведенных оценщиками работ на местах.
Заказчиками оценки выступают региональные и местные власти. Они же утверждают и результаты. А как они это делают, мы убедились с вами совсем недавно на примере мусорной реформы, когда именно с подачи муниципалитетов норма накопления была установлена сверх всякой меры. Это еще спасибо министерству ЖКХ, что снизили норму до 2.1 куба, первоначально муниципалитеты хотели установить ее в пределах 3.7 куба на человека в год.
Такой порядок создает опасность не только многочисленных ошибок, но и сговора оценщиков с местными властями, желающими повысить собираемость налогов. Риск для граждан заключается в повышении налоговой нагрузки даже при корректном расчете.
В большинстве случаев кадастровая стоимость оказывается в 5-10 раз выше инвентаризационной. Да, муниципалитетам будет позволено вводить более низкие ставки налога или более высокие налоговые вычеты. Вы верите, что они это сделают? Ведь им же еще и оставили возможность их повысить!
Исходя из опыта других регионов, где уже внедрялась данная практика, и опираясь на наш опыт, когда сотни предприятий судились из-за неверной оценки земли для расчета налога, считаю, что «ошибаться» будут только в сторону завышения оценки. И практика показывает: во многих регионах, когда пересчитывался налог на недвижимость для малых предприятий, он вовсе не снизился, а вырос до 10 раз. У всех на слуху прошедшие баталии предпринимателей, которые были не согласны с оценкой земли и отстояли свои интересы. Но у предпринимателей есть юристы и деньги. Простым гражданам защитить себя будет практически невозможно.
Нам говорят, что новые ставки налога значительно ниже, чем были ранее. Если раньше владельцы жилья в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и других городах области могли платить от 0,1% до 1% инвентаризационной налоговой базы, то теперь жилые помещения облагаются налогом 0,1% от кадастровой стоимости, с возможностью увеличения до 0,3%.
И это якобы не допустит роста налоговой нагрузки, несмотря на увеличение налоговой базы. Но если кому-то будет начислена кадастровая стоимость, в десятки раз превышающая инвентаризационную, то низкая налоговая ставка ничем не поможет — люди получат серьезный удар по карману.
Итак, налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается его размер нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (местными депутатами). Еще раз, размер налога зависит только от вашего местного депутата, не областной думы и не государственной.
В 2014 г. ставки налога были установлены решением Екатеринбургской городской думы. На том заседании, будучи еще депутатом гордумы, я выступал против этих драконовских ставок, но не был услышан. В качестве доводов приводился посыл, что ставки можно и поменять, когда перейдем на рыночную стоимость.
Как это сказалось на кармане жителей Екатеринбурга, знает каждый, кто купил квартиру по рыночной цене и поставил ее на учет. Это десятки тысяч против тех сотен рублей, которые платят жители по стоимости БТИ.
Так что меняется, в чем черт порылся и где истина? Как понять, благо переход или снова ярмо?
Сегодня для физлиц пока действуют следующие нормативы. Скажем, владелец жилого дома или квартиры инвентаризационной стоимостью до 300 тыс. руб., платит налог по ставке 0,1%. Если помещение оценено в сумму 300-500 тыс. руб., ставка вырастает до 0,25%. Те, кто владеет «дорогими» зданиями стоимостью от 500 тыс. руб., платят 2%.
С введением новых нормативов все должно будто бы упроститься — отчислять по 0,1% будут все вышеперечисленные собственники, если их имущество стоит не дороже 10 млн руб. Вопрос — с какой именно суммы будет исчисляться этот процент. Посчитаем на конкретном примере.
Ул. Малышева, 84. Квартира — 70,3 м кв. Инвентаризационная стоимость — 855 тыс. руб. Налог, уплаченный за 2017 год, составил 855 руб. При переходе на новые условия кадастровая стоимость этой квартиры составит 5600000 руб. С учетом федеральных вычетов налог вырастет до 4500 руб. Увеличение в пять раз.
Что из этого следует? Всем, кто живет в крупных городах области, кто живет в старых домах и получил их при приватизации или по наследству от своих бабушек или родителей и платил исходя из стоимости, определенной БТИ, — придется платить в разы больше.
И больше всего я не завидую москвичам и ленинградцам, вот кто взревет, особенно живущие в престижных районах. Но тут, мне кажется, идет планомерная акция по вытеснению простых жителей из элитных районов и заселение этих районов особо отличившимися на ниве капиталистического труда.
Будут ли выигравшие от сих нововведений? Справедливости ради надо сказать, что да, будут.
Это жители окраин, дальних деревень и депрессивных территорий. По моим расчетам, для них налог останется прежним, а где-то даже и уменьшится за счет введения федерального вычета (использования льгот). В меньшей мере, но налог должен уменьшиться и для тех, кто купил квартиры по рыночной цене и уже платит исходя из нее.
То, что перечень льготников довольно обширен, несколько утешает. Но есть нюанс. Судя по оговорке в законе, налоговые ставки могут быть как уменьшены до нуля, так и увеличены, но не более чем в три (!!!) раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (местными депутатами, для понимания).
То есть в какой-то момент местные органы самоуправления могут решить, что налогов собирается маловато, и поднять процентную ставку до 0,3%.
Посыл будет один: в результате применения закона общий объем поступлений упал, поскольку снизилась собираемость налогов с сельских и депрессивных территорий. Готов поспорить, что это будет основным доводом. У кого-то еще есть сомнения, что местные власти этим доводом не воспользуются?
Читайте также на DK.RU: Минус 40 млн. Гостиницам, офисам и торговым центрам пересчитают налог