Война машин
Резкое исчезновение свободных денег в период кризиса изменило поведение покупателей. В извечное противостояние между доступной, но такой «суровой» отечественной спецтехникой и технологичными, ком
Екатеринбург напоминает поле сражений, где производители и дилеры спецтехники борются не только между собой, но и с обстоятельствами. Сил и возможностей для наступления по всем фронтам ни у кого нет, однако локальные боевые действия все же не прекращаются.
Резкое исчезновение свободных денег в период кризиса изменило поведение покупателей. В извечное противостояние между доступной, но такой «суровой» отечественной спецтехникой и технологичными, комфортными, но гораздо более дорогими импортными моделями вмешался Китай. Его появление на рынке РФ в середине 2000-х гг. было связано с начавшимся тогда строительным бумом и колоссальным спросом на технику, намного превышавшим предложение.
Китайская экспансия без объявления войны
Первыми на российский рынок вышли модели небольших размеров (производимые в наибольшем количестве) — складские погрузчики, малые катки и экскаваторы. А затем последовали строительные самосвалы, погрузчики среднего класса, бульдозеры, автогрейдеры и т. п. Сейчас китайский автопром начинает активно внедрять в РФ пассажирский транспорт и многотоннажные автомобили.
По мнению Александра Новикова, директора по продажам компании «СДМ», востребованность китайской техники объясняется оптимальным соотношением «цена — качество». «Спецтехника из Китая по своим характеристикам соответствует европейским аналогам, кроме того, она доступна и неприхотлива в эксплуатации, имеет высокую производительность, а также отличается стабильно более низкой ценой по сравнению с европейской. При этом нельзя сказать, что китайская продукция стоит в разы дешевле, но 30-40% вполне можно сэкономить. К тому же китайские производители не забывают поставлять на рынок и запчасти к своей продукции, что дает возможность быстро и недорого отремонтировать любую вышедшую из строя технику. Особого внимания заслуживает скорость внедрения китайскими производителями многих пожеланий российских покупателей, например, это относится к повышению технических и эргономических характеристик поставляемой продукции», — поясняет он.
Кроме того, за пять лет поставок компанией «СДМ» техники из Китая у потребителей появился значительный опыт эксплуатации. «Наши покупатели китайских фронтальных погрузчиков LonKing, самосвалов HOWO SINOTRUK, бульдозеров SHANTUI и автогрейдеров Dingsheng убедились на практике в надежности этой техники. А компания-поставщик не подвела их в вопросах сервисного, гарантийного и постгарантийного сопровождения. Это позволяет нам увеличивать число повторных поставок постоянным клиентам, а также по их рекомендациям поставлять технику новым заказчикам», — подчеркнул г-н Новиков.
Отношение к китайской технике и у экспертов, и у потребителей неоднозначное. Так, Анна Городенкер, председатель совета директоров компании «Ространсавто», высоко оценивает качество машин из КНР: «Сегодня все чаще выбор потребителей падает именно на китайскую строительную спецтехнику. Машины из КНР отвечают по своим показателям европейским стандартам. Например, техника MITSUBER поставляется с завода-изготовителя уже с гарантией постпродажного обслуживания и необходимой технической документацией на русском языке». Однако сразу же г-жа Городенкер добавляет: Китай Китаю рознь. Наряду с предприятиями, сумевшими достичь приемлемых технологических высот, в Поднебесной продолжают работу и «кустари», чья продукция не соответствует никаким стандартам и нормам. И подобная техника, попадая в Россию, сильно подрывает доверие потребителей. «В последнее время на отечественном рынке появилось много контрафактной и зачастую откровенно поддельной спецтехники. Подъемная, грузовая и прочая техника выходит из строя достаточно быстро. Машины нередко эксплуатируются в агрессивной среде, и их ремонт— немалая проблема. Подобная продукция сильно портит имидж производителя. Как пример могу привести ситуацию с автомобилями марки HOWO. Тысячи единиц этой техники были ввезены в РФ неофициально, так как завод-производитель SINOTRUK (Китай) открыто говорит о поставке всего лишь 30 автомобилей в 2010 г.»,— заключает Анна Городенкер.
Существует у китайской спецтехники и другая проблема. Если наладить качественное производство дешевых образцов мелкой спецтехники удалось, то с более крупными — экскаваторами, кранами — проблему сохранения доступной цены при приемлемом качестве решить пока не получается. Для улучшения качества гидравлики, к примеру, требуется использовать японские узлы, а это значительно увеличивает стоимость конечного продукта.
Однако у китайских производителей есть и неоспоримое преимущество — мобильность. При отсутствии собственных разработок они оперативно копируют все японские и европейские новинки за 1-2 месяца и успешно выводят их на рынок. Изменения конструкции происходят буквально на лету.
Высокие темпы китайской экспансии не могут быть вечными, убежден Андрей ПечЕркин, начальник отдела маркетинга Челябинского тракторного завода. По его мнению, стоимость этой техники сильно занижена. «Китай сегодня поддерживает экспортно ориентированные предприятия, по отдельным оценкам, субсидирование китайского экспорта составляет около 7% ВВП страны. Если сравнивать с Россией, то у нас на поддержку производителей приходится всего 0,7% ВВП — в 10 раз меньше. Но однажды китайская экономика перестанет развиваться таким путем, и тогда наш потребитель получит технику по гораздо более высоким ценам», — объясняет г-н Печеркин.
Русские не сдаются
Наводнение российского рынка доступной китайской спецтехникой не уничтожило отечественного производителя. По-прежнему спецтехника, сделанная в России и странах ближнего зарубежья, пользуется спросом. «В большинстве случаев покупатель отдает предпочтение импортным производителям благодаря качеству их продукции и современным технологиям. Но нельзя сказать, что рынок отечественной техники падает. В ряде сегментов он показывает стабильный рост»,— уточняет Дмитрий Васильев, руководитель подразделения DOOSAN компании «КРОТ».
Спад, который пережили российские производители в 2008-2009 гг., был значительным, однако уже в 2010-м рост производства тракторной, сельскохозяйственной, лесозаготовительной, коммунальной и дорожно-строительной техники по сравнению с предыдущим годом составил 9,3%. В целом отрасль, как и вся страна, медленно, но уверенно выходит из кризиса.
Большую часть своей продукции отечественные производители реализуют на родине. Но при этом произошло перераспределение: в крупных городах, где более развита дилерская сеть иностранной спецтехники, присутствуют сервисные центры и есть возможность оперативно получать нужные запчасти, гораздо больше заграничных моделей, чем в мелких населенных пунктах.
А в небольших городах иностранная техника, как правило, даже не представлена, потому что нет ни инфраструктуры для реализации, ни компаний, которые бы продавали ее, ни предприятий, которые могут себе позволить ее приобрести.
Несмотря на то что многие модели значительно уступают импортным, все же российская техника без труда находит своего покупателя. «В тех направлениях, где технологии играют ключевую роль (тяжелая горнодобывающая техника, подземные работы и т. п.), зарубежные производители пользуются большим авторитетом. А в отраслях, где главное— неприхотливость и выносливость, лидируют российские марки, например КамАЗ»,— комментирует Татьяна Дресвянникова, директор по маркетингу ГК «Восточный Ветер».
Такая четкая сегментация рынка пока позволяет держать продажи на вполне приличном уровне. Однако, как подчеркивают эксперты, когда произойдет сближение ценовых сегментов, отечественной спецтехнике придется в кратчайшие сроки достигать уровня импортных машин. И производители это отлично понимают. «Еще в 2008 г. мы внутри своего предприятия активно говорили о том, что необходимо повышать технический уровень, прекрасно осознавая, что это потянет за собой серьезные затраты и, следовательно, повышение цен. Но случился кризис, и даже самые дешевые комплектации все старались уменьшить в цене. Во время тендеров по закупкам техники для государственных структур и по сей день выигрывает тот, кто предложит самую низкую цену», — рассказывает Андрей Печеркин.
Но не все в нашей спецтехнике так плачевно. Российское производство автокранов и до кризиса, и после остается одним из ведущих в отрасли. Среди техники с грузоподъемностью до 50 т на российском рынке отечественной технике практически нет конкурентов. Автокраны «Челябинец», «Ивановец», «Галичанин», «Ульяновец» и другие пользуются неизменным спросом.
Но одних лишь кранов для интенсивного развития отрасли мало. В 2009 г. для поддержки отечественного спецавтопрома была принята программа закупа спецтехники на бюджетные деньги. Правда, одних финансовых вливаний недостаточно. Эксперты категоричны: для того чтобы успешно противостоять конкурентам, российской спецтехнике необходимо разрабатывать новые модели, обновлять конструкторские бюро, выводить отдельные службы и этапы производства на аутсорсинг, активно перенимать технологические и производственные достижения других стран, оперативно реагировать на изменения спроса и его структуры.
Немаловажной частью модернизации производства игроки рынка считают размещение на территории России предприятий по сборке иностранной техники, ссылаясь на успешный опыт Китая. Это позволит рабочим познакомиться с новейшими образцами продукции мировых гигантов, научиться делать по-настоящему конкурентоспособные машины.
Кроме того, по мнению экспертов рынка, поставщикам необходимо пересмотреть свои взаимоотношения с дилерами. Производитель часто ведет себя таким образом, словно он не заинтересован вовсе в продвижении своей продукции в регионы и увеличении объемов продаж. Заняться устранением недостатков нужно безотлагательно. Иначе Китай прикончит всех.
За статус марки готовы переплачивать
Иностранная спецтехника, прежде всего европейская, японская и американская, давно и прочно обосновалась на российском рынке. По словам Николая Поддубицкого, руководителя направления JCB ООО «Предприятие «Стройкомплект», основные мировые производители вышли на местный рынок 5-10 лет назад. И экспансия продолжается, добавляет он: «За последние пару лет в Россию пришли несколько игроков с новыми для нашего рынка брендами».
Однако для многих компаний эксплуатация зарубежной спецтехники — принципиальный вопрос сохранения работоспособности. «Качество продукции отечественных производителей оставляет желать лучшего. Новая российская техника ломается чаще, чем даже подержанная импортного производства. Кроме того, многие отечественные производители пока не могут обеспечить грамотное послепродажное обслуживание собственной продукции. А качество сервиса, сами понимаете, является важным фактором, когда речь заходит о покупке такого дорогостоящего оборудования»,— объясняет г-жа Городенкер.
Тем не менее игроки рынка заявляют, что дорогая иностранная спецтехника почти не конкурирует с отечественными или дешевыми азиатскими моделями. Для покупателя это вопрос расстановки приоритетов. Если человек может себе позволить японскую технику, он вряд ли пойдет покупать китайскую. Но существуют и совсем неэкономические причины приобретения дорогой спецтехники. Как отмечают эксперты, важны, например, престиж марки и политическая составляющая.
Но в расстановку сил на рынке часто вмешивается государство, ограничивая поток зарубежной техники в страну, добавляет Анна Городенкер: «Российское законодательство в области таможенного регулирования несовершенно. Государство ведет не вполне оправданную политику в плане тарифов, технических требований и других заградительных мер для импорта техники. Необходимо урегулировать высокие таможенные сборы, которые, учитывая зачастую отсутствие аналогов на отечественном рынке, мешают отрасли стремительно развиваться».
Общее оживление экономики, нарастание объемов строительства и дорожных работ, увеличение числа инвесторов — все эти факторы создают благоприятную почву для дальнейшего развития рынка спецтехники. «Война машин» будет продолжаться, и утверждать, кто в ней победит — «суровый» отечественный автопром, мобильный «китаец» без собственных идей или же «пафосная» заграничная спецтехника, пока не берется ни один эксперт.
Более 70% импорта составляет мелкая спецтехника
Объем импорта строительной техники в РФ в IV кв. 2010 г., шт.
2 510 |
погрузчики одноковшовые фронтальные |
575 |
экскаваторы, одноковшовые погрузчики и прочие механи-ческие лопаты |
199 |
машины трамбовочные и катки дорожные |
90 |
бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, гусеничные, мощностью более 250 л. с. |
42 |
автобетономешалки |
28 |
погрузчики одноковшовые фронтальные, специально разработанные для подземных работ |
Источник: информационно-аналитическая компания «ВладВнешСервис».
Наибольшую прибыль РФ приносит экспорт бульдозеров
Объем экспорта строительной техники в РФ в IV кв. 2010 г., $ млн
10 |
бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, гусеничные, мощностью более 250 л. с. |
3,2 |
экскаваторы, одноковшовые погрузчики и прочие механические лопаты |
1,7 |
прочие погрузчики одноковшовые фронтальные |
0,5 |
машины трамбовочные и катки дорожные |
0,35 |
автобетономешалки |
0,12 |
погрузчики одноковшовые фронтальные, специально разработанные для подземных работ |
Источник: информационно-аналитическая компания «ВладВнешСервис».
Инновации сами по себе не приживутся
— Технический прогресс не стоит на месте. И ведущие марки уже сегодня готовы предложить российскому покупателю последние разработки в области холодного ресайклинга, горячего ресайклинга, осцилляции, современных систем нивелирования и контроля качества уплотнения грунтов, асфальтобетона, основанных на передовых технологиях (лазерные датчики, система трехмерного слежения). И, что важно, все инновации на наш рынок попадают фактически одновременно с их появлением в Европе.
Мы, например, готовы предоставить клиенту технику, снабженную электронными системами управления, контролирующими все функции машины: характеристики двигателя, скорость, расход топлива, уровень шума, системы предотвращения пробуксовки колес. Такие технологии полностью реализуются в линейке техники, предлагаемой Wirtgen Group.
Но сама по себе технология, какой бы хорошей она ни была, не внедряется мгновенно. Спрос на инновации зависит от нескольких факторов. Основные из них: стоимость, фактическая польза и готовность производства использовать эти новшества. И последний пункт во многом зависит от самих продавцов спецтехники. Мы должны представить все новинки потенциальному покупателю, объяснить ему выгоды от приобретения подчас недешевой, но крайне технологичной машины и т. д.
И наша компания этим активно занимается. Мы, в частности, оказываем техническую поддержку и даже обучаем персонал предприятия-покупателя: мастеров, прорабов, механиков, операторов, машинистов.