Волатильность рубля стала минимальной с 2014 года. Но курс может упасть внезапно
«В случае кризиса Россия как развивающийся рынок в любом случае не будет тихой зоной». За последний год рубль сохранял стабильность, которой не было долгое время. Но надолго ли это?
Вмененная волатильность рубля в ноябре стала самой низкой с начала 2014 г., пишет РБК со ссылкой на главного экономиста Нордеа Банка Татьяну Евдокимову. По данным терминала Bloomberg, на 18 ноября она составила 8,4%, тогда как в декабре 2014 — январе 2015 г. достигала 56–57%. Тем не менее, рубль занимает седьмое место в списке самых волатильных валют развивающихся стран. Хуже дела только у южноафриканского ранда (12,85%), бразильского реала (12,2%) и чилийского песо (11,86%).
Индикатор волатильности показывает настроение рынка, насколько он спокойный или нервный, говорит директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики в УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. До 2008 г. волатильность рубля была ниже, но тогда ЦБ сильнее регулировал курс, а сейчас, при свободном плавании курса, показатель вряд ли может быть существенно ниже, считает Татьяна Евдокимова.
Впрочем, сейчас на минимуме волатильность многих активов, что связано с затишьем на глобальных рынках и в торговой войне США и Китая, снижением рисков жесткого Brexit, а также понижением Центробанками ключевых ставок по всему миру, добавляет главный экономист Нордеа Банка. Рубль стал менее волатилен за счет стабильного платежного баланса и плавающего курса, который помогает ему оставаться близко к равновесному уровню, а также высоких реальных процентных ставок и бюджетного правила, добавил Дмитрий Полевой, главный экономист Российского фонда прямых инвестиций.
Однако волатильность рубля может усилиться, если внешний фон станет негативным, предупреждают экономисты. По статистике раз в пять-семь лет рубль нередко начинает лихорадить, часто именно с минимумов, говорит глава направления «персональный брокер» Альфа-банка Сергей Караханян. Тем не менее период минимальной волатильности может растянуться еще на несколько лет, считает он. Другой ключевой риск — санкции против России.
Ранее о рисках для рубля при внешнем благополучии DK.RU говорил и финансовый консультант Виктор Немихин: при возникновении серьезной опасности регуляторы предпримут все усилия, чтобы ее избежать, и обычно в таких случаях рвется там, где не ждали. «В случае кризиса Россия как развивающийся рынок в любом случае не будет тихой зоной — нам достанется больше, чем развитым экономикам», — предупреждал эксперт.