Вольтмэтры
Точка зрения проектантов Как-то раз один из уральских заводов купил немецкую линию по производству труб. Линию надо было комплектовать электрооборудованием, и начальнику цеха пришлось отправиться з
Точка зрения проектантов
Как-то раз один из уральских заводов купил немецкую линию по производству труб. Линию надо было комплектовать электрооборудованием, и начальнику цеха пришлось отправиться за границу. В целях экономии он поехал один, оставив дома консультантов по электрической части. И когда возник вопрос о приобретении специальных силовых трансформаторов, начальник цеха отказался брать немецкие, посчитав, что в России хватает своих. Между тем немецкие трансформаторы были специально рассчитаны на высокое напряжение короткого замыкания, что в данном случае было важно, ибо проникновение высших гармонических составляющих тока в электронные системы управления пагубно сказывается на их работе. Недоразумение выяснилось по приезде: необходимых трансформаторов под рукой не было, и их аналог пришлось заказывать в Чирчике. Таким образом, пресловутая экономия обошлась предприятию намного дороже, чем приобретение немецкого оборудования. Однако неприятности на этом не кончились, потому что часть проектной документации должны были делать немцы и англичане. И если англичане выполнили свои обязательства полностью, то немцы, не успев уложиться в срок, подсунули русским разработки для аналогичной линии большей мощности, работавшей в Сумгаите. Когда наши сообразили, в чем дело и призвали немцев к ответу, те невозмутимо заметили, что в их расчеты вкралась маленькая неточность.
Мораль: даже с импортной техникой могут возникнуть проблемы.
Говорят, для активизации производственных процессов необходим своего рода локомотив — отрасль или подотрасль, на предприятиях которой появилась бы возможность обкатать новые производственные, маркетинговые и финансовые технологии. Специалисты уже прикинули, что на эту роль в силу различных факторов может претендовать электротехническое машиностроение, остающееся одним из самых наукоемких секторов экономики. Существуют даже проекты объединения всех предприятий в единую вертикально-интегрированную структуру с учетом новых экономических условий, сложившихся внутри страны. Условия эти таковы.
Численность работающих на электротехнических предприятиях России сократилась сегодня в 2-3 раза, и растущая конкуренция за рынки сбыта между заводами-производителями заставляет их осваивать номенклатуру изделий, которые раньше выпускались в республиках СССР. Лидеры электротехнической промышленности поставили себе цель производить все для всех с большей рентабельностью, чем у прямых конкурентов, или, как минимум, занять место ведущего поставщика в широком сегменте рынка. Чтобы далеко не ходить за примерами, можно вспомнить Южный машиностроительный завод, на котором когда-то работал Леонид Кучма. В прежние времена 60% своих электродвигателей завод сбывал в России, а сегодня на СНГ приходится лишь 30% от общего объема продаж, потому что Владимирский и Ярославский заводы наполнили рынок собственными изделиями.
Последнее время предложения производителей электрооборудования находят устойчивый спрос, который объясняют наметившимся оживлением в металлургической промышленности.
Об этом можно судить по увеличению количества заказчиков у проектных организаций. До последнего времени они сидели почти без дела и время от времени пытались найти применение своим способностям в проектировании гражданских объектов, что, вообще говоря, не всегда получалось. За это время на местном рынке электротехники произошли изменения.
По оценкам проектантов, доля импортного высоковольтного оборудования на местном рынке не превышает 3%. В отличие от отечественного оно имеет большую надежность, меньшие габариты и не требует постоянного обслуживания, но разница в ценах может быть десятикратной, и российские предприятия стараются его не использовать (“Свердловэнерго” в этом смысле является исключением). С оборудованием, рассчитанным на напряжение до 1000 В, ситуация более сложная.
Импорт здесь применяется только для базовой автоматизации. В основном, с этой целью используются тиристорные преобразователи и программируемые контроллеры. И если до кризиса заводы соглашались только на импорт, то сегодня они просят проектировщиков применять изделия завода “Уралэлектротяжмаш”. “УЭТМ может производить все. Он даже делает тиристорные преобразователи, — говорит главный инженер “Тяжпромэлектропроекта” Леонид Цеперович, — но его продукция отстает от европейского уровня. Тем не менее это оборудование исправно работает”. Что касается программируемых контроллеров, то их производит единственный завод в Чебоксарах. Его продукция находит спрос, но чаще всего потребитель хочет получить контроллеры фирмы “Сименс”, несмотря на то, что они намного дороже. Производственники считают, что это себя оправдывает, так как расходы на эксплуатацию практически сведены к минимуму. И сегодня нишу программируемых контроллеров полностью захватил “Сименс”. В остальном Россия обеспечивает себя электротехнической продукцией полностью.
В последнее время, решив, что проектирование нерентабельно, конструкторы взялись за так называемую интеллектуально-посредническую деятельность. Представьте: сначала институт разрабатывает проект, а затем комплектует и поставляет заказчику необходимое оборудование. Примерно тем же занимаются сегодня организации, вышедшие из пуско-наладочных управлений. Однако у них, считают проектировщики, специализация более узкая: как правило, наладчики ориентируются на оборудование конкретной фирмы (того же “Сименса”). В этом смысле у проектных институтов есть свое преимущество: они ищут именно то, что соответствует требованиям заказчика, и уверены в перспективности подобной формы сотрудничества. Будущее, говорят они, за комплексными фирмами, которые займутся проектированием, поставкой оборудования, монтажными и пуско-наладочными работами. На Западе такие структуры существуют давно. Состоят они из трех подразделений, первое из которых занимается поиском заказов и поставщиков, второе только проектирует, третье – комплектует оборудование и подключает его на объекте. Таким образом, некоторое время спустя новые русские инженеры могут отобрать у профессионалов часть рынка.
Заграница нам поможет
В марте 1999 года европейские группы АВВ и Alstom подписали соглашение о вхождении отделения АВВ по производству энергетического оборудования в аналогичное подразделение Alstom. Новую компанию “Alstom Power” эксперты тут же записали в тройку ведущих электротехнических предприятий, работающих в этом секторе рынка наряду с германской Siemens и американской General Electric. Согласно расчетам, в 1999-2002 гг. ежегодная экономия в результате роста производительности труда и увеличения выпуска серийной продукции составит $ 450 млн. Тем интересней было узнать, насколько успешна деятельность АВВ и Alstom в российской провинции.
В 1997 году специалисты АО “Альстом Свердловский электромеханический завод” провели маркетинговые исследования рынка электрооборудования России и СНГ, оценили его перспективность и, подсчитав объем капитальных вложений, составили бизнес-план до 2004 года. С тех пор завод работает по этому плану. Специализацию – производство комплектных распределительных устройств среднего напряжения (КРУ) и трансформаторных подстанций – сохранили прежней, чтобы со временем, используя опыт российских производственников, превратить электромеханический завод в предприятие европейского уровня. Оставалось решить, что понимать под европейским уровнем и какими темпами двигаться в выбранном направлении.
Решение проблемы разбили на три этапа. Первым делом задались целью внедрить международную систему качества и привести выпускаемое оборудование в соответствие с европейскими представлениями о надежности, что, вообще говоря, не так обременительно, как может показаться на первый взгляд, ибо в ряде случаев требования отечественных ГОСТов оказываются строже тех, на которые ориентируется Европа. Вопрос лишь в том, чтобы им соответствовать.
Электромеханический завод в Кушве, выпускающий аналогичную продукцию, реализует ее намного дешевле, однако посредники честно предупреждают заказчика, что при монтаже и наладочных работах у него могут возникнуть проблемы. Как это было, например, при строительстве электрической подстанции в районе Широкой речки, где бригада квалифицированных монтажников на выполнение работ вместо положенных двух недель затратила три месяца.
Пункт 2 предполагал освоение лицензионных разработок. Прежде всего, следовало оценить, готов ли отечественный потребитель платить деньги за современное европейское оборудование. Изучив вопрос, маркетологи ответили: “нет”. У российского рынка электрооборудования, сказали они, есть две особенности: 1) изделия, которые он предлагает, отстают от международного уровня лет на десять; 2) его цены отличаются от западноевропейских в среднем в три раза. Это значит, что отечественный потребитель не хочет платить деньги за новое качество, так как его вполне удовлетворяет старое. Нет проблем, решили тогда на “Альстоме”, мы будем делать продукцию, качество которой уже лет десять не вызывает сомнений. И взяли за эталон образцы электрооборудования из Германии. Для России это был шаг вперед. В результате такой политики на рынке появился продукт, за который потребитель с готовностью отдавал деньги. Таким образом удалось достичь компромисса, который все считают разумным. Если же вернуться к вопросу о темпах, которыми мы догоняем Западную Европу (а она тоже не стоит на месте), то следует заметить, что ничего определенного сказать невозможно. Иностранные компании по-прежнему не спешат вкладывать средства в развитие российского электрооборудования, считая этот рынок слишком непредсказуемым и предпочитая наблюдать за ним, ни во что не вмешиваясь.
Между тем “Альстом СЭМЗ” продолжает расширять номенклатуру изделий. По мнению специалистов, он уже контролирует 10% рынка в своем секторе, и к 2004 году этот показатель увеличится до 15%. По словам заместителя генерального директора Петера Иэриша, каждый пятый из всех запросов, поступающих на завод, превращается в оплаченный заказ (по Екатеринбургу и Свердловской области – каждый второй: здесь “Альстом” знают лучше). Общий объем этого сектора рынка пока не растет, и предприятия увеличивают свои продажи за счет того, что отбивают хлеб у своих конкурентов. Основные конкуренты “Альстома” находятся в Москве и в Самаре, где производят другие модификации КРУ. И время от времени возникает ситуация, когда покупателю, вне зависимости от уровня цен, удобнее получить весь требуемый ассортимент в одном месте. В 2000 году, говорит Иэриш, когда мы освоим выпуск ячеек распределительных устройств с выкатной тележкой, наш заказчик получит все.
Похожая ситуация со сбытом товара сложилась на совместном предприятии “АББ УЭТМ”. Сотрудничество с АВВ на заводе объясняют конструктивной политикой этой компании на российском рынке. В частности, тем, что АВВ видит смысл в создании совместных предприятий, которые в дальнейшем могут быть ее полномочными представителями. В начале пути западные маркетологи изучали предложение наладить производство всех видов коммутационной аппаратуры для комплектации высоковольтных подстанций. Одну номенклатурную единицу – масляный выключатель на 110 кВ – в то время уже выпускал УЭТМ. Все остальное: измерительные трансформаторы тока, разъединители и ограничители перенапряжения — предстояло освоить новому предприятию. Конечная цель – изготавливать в одном месте и предлагать заказчику практически готовое распределительное устройство – сомнений не вызывала. Так же, как не вызывали сомнений бизнес-планы по реализации оборудования. Россия, страна с 74 энергосистемами, миллионами километров линий электропередач и необъятным количеством подстанций – по европейским меркам, представлялась рынком больших возможностей. Другое дело, что эта масштабность оценивалась по динамике продаж коммутационной аппаратуры в 1990 году, когда рынок только открылся для иностранных производителей, а делать первые практические шаги пришлось в 1993 году, когда ситуация на этом рынке уже изменилась. Кризис неплатежей привел к тому, что доля живых денег в расчетах с энергетиками уменьшалась до 10-12%. Кроме того, в результате промышленного спада заметно снизились потребности в электроэнергии. Новое оборудование энергетики закупали неохотно. Предполагаемый объем рынка сократился до минимума, и стало ясно, что его предварительные оценки были завышены.
В 1995 году возник федеральный оптовый рынок электроэнергии, а вместе с ним – необходимость в точных взаиморасчетах между производителями и потребителями электроэнергии. Дефицит должны были покрывать измерительные трансформаторы тока. Традиционно трансформаторы тока АВВ производились на шести заводах этой компании, разбросанных по всему миру. На одном из них – в Италии – и была приобретена лицензия на изготовление трансформатора тока, где вместо масляной изоляции предусмотрена элегазовая: в России таких никто не делал (хотя попытки предпринимались). “АББ УЭТМ” считает, что главная работа по продвижению этого продукта на российский рынок еще впереди, так как потребитель привык эксплуатировать традиционные масляные трансформаторы.
С горизонтально-поворотными разъединителями “АББ УЭТМ” повезло больше. Технологически это изделие не сложное, предназначенное для создания видимых разрывов в электрических цепях. До 1996 года их производил только завод высоковольтной аппаратуры в городе Великие Луки. Поэтому игроков на рынке оказалось всего два. В 1996 году “АББ УЭТМ” вышел на этот рынок и к 1997 году отвоевал 17%. “В 1997 году, – вспоминает директор “АББ УЭТМ” по маркетингу Александр Гусев, – Великие Луки купили наш разъединитель и на его базе в течение 1997-98 гг. сделали новый российский разъединитель РГ. На рынке он появился в 1999-ом, и сейчас мы конкурируем с аналогом своего же изделия”. Освоив новую продукцию, Великие Луки повысили на нее цену. Если раньше они говорили: мы выпускаем изделие не очень качественное, но зато дешевое, то РГ сразу представили как европейский аналог. Таким образом, оба завода стали играть в одной лиге. При этом разъединитель “АВВ УЭТМ” несколько дороже Великолукского, ибо до сих пор в его комплектации принимают участие иностранные поставщики, и проблема русификации изделия остается на повестке дня.
С ограничителем перенапряжения (ОПН), защищающим оборудование от привходящих электрических возмущений, ситуация наиболее сложная. В Европе такие конструкции используются с 1985 года. В России же приказ о неприменении искровых разрядников и их полной замене на ОПНы РАО ЕС издало в 1996-ом, сделав российский рынок ОПН более привлекательным. Пользуясь случаем, “АББ УЭТМ” приобрел шведскую лицензию, набрал заказы и развернул производство ОПН. Одновременно с ним тем же случаем воспользовалось еще несколько предприятий, и число конкурентов – российских и зарубежных (тот же “Сименс”) — достигло десятка. Сегодня, несмотря на усилия последних трех лет, ОПН мало изучен российскими заказчиками, и добрая их половина до сих пор приобретает разрядники. Тем не менее “АББ УЭТМ” считает свой продукт самым качественным. При этом он несколько дороже российских аналогов (разница в ценах может доходить до 30%), и потребитель снова выбирает старое качество, не желая отдавать деньги за новое. Хотя новым его можно считать лишь условно. “В силу того, что до 90-го года российский рынок электротехники был закрыт для внешних воздействий, за исключением оборудования, поставляемого друг другу странами СЭВ, — продолжает Гусев, — следует говорить о том, что сегодня мы производим оборудование, которое присутствует на европейском рынке уже 8-10 лет. В этом есть и определенный плюс, ибо за эти годы накоплен опыт их эксплуатации”.
Гораздо больший оптимизм, как ни странно, внушает стороннему наблюдателю работа бывшего завода “Электроугли”, известного сегодня под названием “Урал Морган Карбон”. В 1990 году предприятие наладило связи с английской фирмой “The Morgan Crucible Company plc”, объединяющей более 160 предприятий в 42 странах, что позволяет ему держать 28-30% мирового рынка угольных щеток. Сегодня англичанам принадлежит 36% акций “UMC”. В 1994 году, выиграв инвестиционный конкурс, они решили, что выходить на мировой рынок под вывеской “Уралэлектроугли” не совсем резонно и будет гораздо лучше, если в названии фирмы появится упоминание Моргана.
В течение первых трех лет на развитие предприятия, новое оборудование и обучение персонала за рубежом было потрачено $ 1,5 млн. В результате здесь смонтировали уникальную по сегодняшним временам печь обжига, позволившую улучшить качество готовой продукции, в 3 раза снизить трудоемкость и добиться 99% очистки выбросов в атмосферу.
Основная продукция “Урал Морган Карбон” – электрощетки для всех типов машин постоянного тока. Завод снабжает ими железнодорожный транспорт и значительную часть автомобильного рынка. Плюс все металлургические комбинаты, ГОКи и угольные разрезы, где работают экскаваторы. Список потребителей достаточно широк, и это обстоятельство заставило “UMC” освоить 90% товарного ассортимента. Территориально основной рынок сбыта располагается от Урала до Дальнего Востока, захватывает Казахстан, Узбекистан, Киргизию и часть Европы – до Волги. Кроме того, “UMC” держит филиал в Москве (его щетками пользуется Московская железная дорога и часть столичного городского транспорта) и в Санкт-Петербурге, где его электрощетками оснащены все троллейбусы и трамваи. Сейчас маркетинговая служба компании “The Morgan Crucible Company plc” озабочена поиском дополнительных потребителей изделий “Урал Морган Карбон” в Европе. На экспорт будут отправлять полуфабрикаты для электрощеток, поскольку за рубежом комплектующие выглядят по-другому.
К лучшему ситуация изменилась недавно: в 1998 году обстоятельства складывались иначе. Заказчики не имели средств, доля живых денег составляла в лучшем случае треть, остальное шло по взаимозачетам. Но в 1999-м “UMC” повысил физические объемы производства на 30% и сегодня работает без простоев,
поскольку промышленные предприятия торопятся восполнить дефицит изделий, накопившийся в период безденежья. Конкуренты “Урал Морган Карбон” больше ориентируются на Украину, Белоруссию, Ленинградскую и Мурманскую области. Тем временем азиатский рынок переходит под контроль “UMC”.
Говорят, у компании “The Morgan Crucible Company plc” есть планы относительно дальнейшего развития уральского предприятия, но претворять их в жизнь англичане не очень торопятся, поскольку не видят стратегических перспектив. К тому же, оборудование “UMC” давно устарело. На заводе до сих пор работают станки 50-60-х годов. Кое-что приобреталось в 1972 и 1975 гг., но с тех пор прошло уже 25 лет, и за это время такое же производство в Европе сменило бы свое оборудование минимум раза два.
Урожай с электрического поля
По оценкам видимой части айсберга, городской рынок
электрооборудования продает изделий на 40 млн руб. в месяц, что не идет ни в
какое сравнение с рынками в Москве и Санкт-Петербурге, где импортная продукция
представлена шире, цены заметно ниже и главным критерием успешного бизнеса
является наличие товара на складе. Местный клиент не так привередлив и, если
цена его устраивает, согласен ждать, пока товар привезут. В этом смысле у
местных производителей есть преимущество, поскольку доставка товара из-за
границы требует времени. Производители считают, что насыщенность рынка высока и
столь же высок уровень конкуренции, хотя в столицах, по выражению одного из
менеджеров, “локтями работают энергичнее”. Редко, но все же бывают случаи, когда
фирма, не имея товара на складе, обращается за помощью к конкуренту. В Москве
такое невозможно. У прямых конкурентов ассортимент совпадает не менее, чем на
25%. При этом универсальной компании, торгующей несколькими ассортиментными
группами, противостояние выдержать проще.
В целом же принято считать, что
местный рынок электрооборудования сложился, ниши разобраны, действующие лица
одни и те же и вклиниться между ними достаточно сложно. Но это совсем не значит,
что для варягов дорога заказана: примеров их успешной деятельности вполне
достаточно. Тем не менее, считают местные продавцы, издалека филиалами управлять
сложно, и, если центральный склад находится в Москве, работа в провинции
сопряжена с транспортными издержками. В частности поэтому московские фирмы
начинают перестраивать свои отношения с филиалами. Сегодня оплаченный московской
фирмой товар расходится по регионам непосредственно с
завода-изготовителя.
Торговых предприятий, размещающих рекламу в средствах
массовой информации, можно насчитать около двух десятков. Кроме них существуют
небольшие фирмы, числом около сорока, и частные предприниматели, промышляющие
торговлей от случая к случаю. Если иметь в виду всех, то общее количество
крупных, средних и мелких участников рынка перевалит за сотню. Что касается
основных игроков, то их по-прежнему четверо. Это универсальные торговые
компании, работающие с широким ассортиментом электрооборудования и удерживающие,
по разным оценкам, от 50 до 75% рынка: “Ремстроймонтаждеталь”, “Уралэлектро”,
“Электро-ОВИМЭКС” и “ЭТМ” (названия приводятся в алфавитном порядке – прим.
ред). Соотношение импортных и отечественных товаров составляет 50/50 по
ассортименту и от 20/80 (“Электро-ОВИМЭКС”) до 5/95 (“Ремстроймонтаждеталь”) по
объему продаж. Что, вообще говоря, вполне объяснимо, так как все без исключения
продавцы считают отечественные товары вполне пригодными к долгой эксплуатации.
Разница в ценах, если сравнивать лучшие российские товары со средними по
качеству заграничными, может быть трехкратной. В структуре импорта преобладает
оборудование, не имеющее качественных российских аналогов (автоматические
выключатели, УЗО), либо изделия, которым отечественная продукция заметно
уступает по параметрам безопасности и внешнему виду (светильники, розетки и
выключатели). И если прогресс в изготовлении высокотехнологичных изделий пока не
виден, то со светильниками дело обстоит проще. Помимо совместных предприятий,
наладивших лицензионное производство, существует целая армия энтузиастов на
предприятиях оборонки, где заграничные светильники разбирают на комплектующие и,
выполнив техническую документацию, очень быстро запускают в работу (что русскому
хорошо, то немцу – смерть). Тенденция к замещению импортных изделий
отечественными, таким образом, налицо.
Между тем полгода назад в центре
города открылся новый офис московского филиала “ТФС” — фирмы, которая
демонстрирует собственную политику продаж: 80% ее товарооборота составляют
изделия зарубежных фирм. Сегодня “ТФС-Екатеринбург” позиционирует себя как
фирму, представляющую потребителю изделия ведущих европейских компаний. “Ни один
производитель не может удержать в пороговых ценах весь ассортимент, – говорит
директор филиала Александр Соркин, — всегда получается так, что определенная
группа товаров в силу каких-то причин имеет низкую стоимость, зато на другие
группы товаров цены могут быть ниже у другого производителя. Если же поставщиков
несколько, клиент всегда может подобрать себе удобную комплектацию. Мы
предоставляем ему расклад цен, и он выбирает оптимальный вариант”.
Что
касается цен, то здесь идеология “ТФС” такова: фирма в состоянии снизить
заявленные ей цены в 2-3 раза и тем самым обрушить весь рынок, но вместо этого
она предпочитает работать по ценам, сложившимся на рынке, и подстраиваться под
его конъюнктуру, ибо здоровая конкуренция – залог успеха. Среди клиентов фирмы
ТФС – Правительство РФ, Совет Федераций, Московская мэрия, Консульство США в
Екатеринбурге и загородная резиденция губернатора Свердловской области, что в
известной степени подтверждает тезис скептиков: главными заказчиками импортного
электрооборудования остаются государственные структуры, избавленные от печальной
необходимости экономить деньги.
В категорию импортного попадают также изделия
из Китая и Турции, к которым российский потребитель относится с подозрением.
Между тем эти страны пытаются освоить российский рынок электрооборудования уже
два года. В отличие от наших производителей они готовы поставлять всю
номенклатуру изделий, напоминающих с виду фирменные. Большая часть экспертов
полагает, что несмотря на хороший дизайн, габариты и заявленные технические
характеристики, качество у этой продукции именно таково, каким его представляют.
И есть мнение, что все китайское и турецкое с рынка будет вымываться, поскольку
стоит дороже российского. Спрос на эту продукцию в последнее время заметно
снизился, хотя электроустановочных турецких изделий в магазинах города еще
достаточно. Ведущие торговые компании к восточным товарам относятся негативно.
“Ни турецкие, ни китайские изделия мы не поставляем принципиально, — говорит
директор “ЭТМ” Александр Лебедев. — С этими изделиями мы хорошо знакомы. Если
взять турецкую продукцию, которая претендует на европейский уровень, то она и по
цене будет соответствовать европейскому уровню. При одинаковой стоимости
покупатель выберет фирму с именем, а турецкое изделие проигнорирует. А
поставлять дешевую турецкую продукцию не совсем корректно, потому что есть
отечественная”.
Что касается отечественной продукции, то после кризиса она
чувствует себя лучше. Летом 1999 года в производственном секторе отечественного
электрооборудования начался перманентный рост цен, и динамика этого процесса
явно настораживает торговые компании, полагающие, что ежеквартальные изменения в
прайс-листах не всегда оправданны. В качестве одной из причин обычно называют
удорожание импортных материалов и тех компонентов, чья стоимость привязана к
курсу доллара. Между тем объяснять повышение цен одним лишь увеличением курса
доллара было бы не совсем правильно, ибо в ряде случаев наш производитель
недвусмысленно использовал ситуацию. Ситуация же выглядела так: осенью 1999 года
проснувшиеся от спячки заводы взялись наращивать объемы производства и
обнаружили, что большое количество электротехнического оборудования разворовано.
Для запуска линий требовалось восстановить магнитные пускатели, автоматические
выключатели, электродвигатели, кабели и много чего еще. Спрос на электротовары
вырос почти в 2 раза. Минуя оптовиков, предприятия обращались за помощью на
заводы-изготовители, а те физически не могли удовлетворить спрос из-за
отсутствия оборотных средств, и отгрузка продукции затягивалась на месяцы. В
2000 году ажиотаж спал, но цены продолжают расти. За последние 6 месяцев
кабельная продукция подорожала на 16-27% (в у.е.), светотехническая продукция и
ламповые изделия – на 26%, светильники – на 15-20%, электродвигатели – на 30%,
низковольтная аппаратура – приблизительно на 45%. В 2000 году резких скачков цен
не было, и заводы вернулись к сотрудничеству с оптовиками. Но оборотных средств
им по-прежнему не хватает, и многие оптовые поставщики вынуждены поддерживать
отечественного производителя предоплатой. О таких формах сотрудничества, как
товарный кредит, почти забыли. Подобную роскошь могут позволить себе лишь
богатые предприятия, в основном, совместные, располагающие более дешевыми
кредитными ресурсами: итальянские “Диэлектрические кабельные системы”,
французский “Летен”, не говоря уже о “Сименсе”. Проблема, однако, не в том, что
цены продолжают расти. После августа-98, когда ценовой разрыв увеличился, наши
производители получили возможность модернизировать производство, приблизившись к
западному уровню. Но пользоваться этой возможностью они не торопятся. Радует
лишь то, что убыточных предприятий с каждым днем становится меньше.
Освоив местный рынок, ведущие электротехнические фирмы – “Электро-ОВИМЭКС”, “Ремстроймонтаждеталь” и “ЭТМ” — продолжают экспансию в регионы, открывая там свои представительства. Будущее, полагают они, за теми, кто сумеет сделать свой бизнес универсальным. При этом “Электро-ОВИМЭКС” развивает собственное производство по индивидуальной сборке распределительных и технологических шкафов, а “Ремстроймонтаждеталь” оказывает услуги по наладочным работам и монтажу. Инженеров из проектных контор конкурентами они не считают.