Вооруженный оптикой
Донат Фейгин считает, что в очках должно ходить все население Земли, но догадывается об этом только половина человечества. Поэтому говорить о насыщении рынка еще рано. В целом избранный им вид бизн
досье
Донат Фейгин
Родился в 1944 г. в Свердловске.
Образование: 1961-1966 гг. — УПИ, механический факультет, специальность «проводниковое и электровакуумное машиностроение».
карьера: 1965-1970 гг. — завод «Электротяжмаш», инженер-исследователь;
1970-1991 гг. — Свердловский оптико-механический завод, начальник лаборатории оптических покрытий;
1991 г. — создал фирму «Блик»;
1993 г. — открыл фирму «Очки для вас», до сих пор генеральный директор обеих компаний.
Семья: женат, двое детей — сын и дочь, четверо внуков.
Хобби: путешествия, лыжные прогулки.
К 1991 г. Донат Фейгин трудился на Свердловском оптико-механическом заводе уже более 20 лет. Возглавлял лабораторию, которая разрабатывала оптику для военной техники. К его будущему бизнесу эта деятельность имела весьма отдаленное отношение.
— Мы насытили транспортников примерно за два-три года, оснастив этим прибором всю железную дорогу бывшего Советского Союза. Сейчас заказ превратился из постоянного в периодический — заявки поступают до сих пор. Чтобы дальше зарабатывать, нам надо было искать другое применение нашим технологиям.
Новый прилив заказов обеспечила разработка для дружественного оборонного предприятия. Невьянский механический завод в советское время изготавливал оболочки для снарядов, но после конверсии самым прибыльным производством стал трикотажный участок. На закупленных за рубежом станках здесь в середине 90-х гг. вязали пользовавшиеся ажиотажным спросом кофточки. Понятно, что руководству хотелось как можно дольше продлить срок безаварийной работы дорогого оборудования. Но ахиллесовой пятой станков были иглы, которые быстро изнашивались и ломались. Через общих знакомых руководство завода обратилось в фирму Доната Фейгина.
Совместно с Институтом физики металлов УрО РАН специалисты «Блика» занялись разработкой алмазоподобных покрытий, обеспечивающих высокую износостойкость изделий.
— На первый взгляд, это решение, лежащее на поверхности. Все гениальное просто. Но иногда к простому решению идешь окружными путями. Очками компания начала заниматься еще в 1993 г. — сформировали подразделение, связанное только с оптикой. Но то, что очки будут магистральным направлением, стало очевидно только лет через пять.
Предприятие «Блик» до сих пор существует в компании «Очки для вас» как отдельное производство и самостоятельное юридическое лицо. Юридическая самостоятельность объясняется просто: у малого предприятия иное налогообложение, если обе фирмы объединятся, это заметно увеличит расходы, а в итоге скажется на стоимости продукции. Производственная автономность тоже вполне логична: «Блик» занимается покрытиями для очковой и специальной оптики. То есть осуществляет производство последней стадии. А предприятие «Очки для вас» оказывает услуги населению в области коррекции зрения. И таким образом в двух составляющих компании Доната Фейгина оптический бизнес представлен достаточно широко — от обследования врачами глаз пациентов до конечных стадий изготовления линз и очков. Этот комплекс, по мнению г-на Фейгина, дает конкурентные преимущества.
— Мы этот бизнес строили очень много лет, и сейчас в регионе действует свыше 15 наших филиалов. Параллельно развивали производство, — шаг за шагом реконструирует хронологию событий Донат Фейгин. — Понимаете, я не обладал маркетинговым опытом, всегда имел дело с предприятиями, корпоративными заказчиками, и до середины 90-х гг. недооценивал преимущества розничной торговли. А когда мы начали работать с обычными покупателями, частными лицами, то сумели решить очень серьезную проблему своевременности платежей, регулярного поступления доходов. Тогда мы уже поняли, где основной источник прибыли и на что надо делать ставку — на создание розничной сети оптик. Первый салон открыли в этом здании, он находился на втором этаже, прямо на лестничной площадке. И когда советник губернатора по здравоохранению пришла сюда, чтобы посмотреть, как работает наше малое предприятие, она сказала, что у нас никогда не будет клиентов. Не потому, что мы плохие, а потому, что мы недооцениваем человеческую психологию. Чтобы увидеть наш товар, людям надо будет подняться на второй этаж производственного здания, а для них это некомфортно. Естественно, мы тут же учли психологию и переместили салон ближе к входу. Этот салон действует до сих пор. Сейчас мы здесь заканчиваем реконструкцию, и он будет одним из самых больших в городе.
— Когда мы начали работать, быстро поняли, что за ошибки врачей придется расплачиваться нам. Если не деньгами, так репутацией. Приходило очень много клиентов с неверно выписанными рецептами. Мы изготавливали очки, а когда клиент их мерил, выяснялось, что линзы ему не подходят. Проверяли прибором: все сделано, как врач прописал. Затем приглашали заказчика к нашему врачу, и выяснялось, что рецепт выписан неправильно. Деньги вроде возвращать не за что, а клиент недоволен.
Тогда мы сказали, что гарантируем качество только в том случае, если рецепт выписал наш врач. Эта тактика или стратегия себя оправдала в полной мере, хотя она затратна. В каждом салоне у нас имеется кабинет, оснащенный дорогим офтальмологическим оборудованием, а при нем — окулист. Вначале мы принимали на работу врачей из поликлиник. С поиском специалистов особых проблем не было: в больницах зарплату платили очень маленькую, поэтому стоило дать объявление в газету, как приходило много претендентов — часть мы отсеивали, часть оставляли. Сейчас ситуация изменилась. За последние годы в Екатеринбурге, я думаю, открылось около сотни оптик. Вот почему кадры приходится учить и удерживать.
Каждый год «Очки для вас» открывают в регионе примерно два-три новых салона. Расширение сети продвигается достаточно сложно: если до 2000 г. главными конкурентами фирмы Фейгина были и предприниматели-одиночки, и государственная оптика, то сейчас активно действуют окрепшие частные компании. Изменился и покупатель. Когда Донат Фейгин только начинал раскручивать фирму «Очки для вас», вопросы моды стояли если не на последнем, то явно не на главном месте. Очки ценили за возможность нормально видеть, а не за престижность форм линз и оправы.
— Первые оправы я купил в Москве у какого-то частника. Набил ими целую сумку и полагал, что сделал очень выгодное приобретение, — в этот момент выражение лица г-на Фейгина меняется с плюса на минус. — Но когда здесь, на месте, мы стали разбирать товар, выяснилось, что оправы разваливаются на глазах. Пришлось с той же сумкой возвращаться обратно в столицу. Я с трудом разыскал этого частного продавца, и, к счастью, он вернул мне все деньги. Редкий для тех времен поступок, и я до сих пор благодарен этому первому своему консультанту по качеству товара. С тех пор мы зареклись работать с челноками, доставляющими мешками дешевые оправы из-за рубежа.
— Вы понимаете, мы сейчас идем и по экстенсивному, и по интенсивному пути. Очень много занимаемся специальными линзами. В прошлом году стали лауреатами международного конкурса в номинации «Безопасность и здоровье». Совместно с Институтом охраны труда создали специальные очки, которые рекомендуется надевать при длительной работе на персональном компьютере. Этому ноу-хау уже около пяти лет, сейчас мы его активно внедряем. В частности, очки пользуются спросом у корпоративных клиентов.
Конечно, рынок оптики не безграничен. Он дойдет до стадии насыщения, но потребность будет всегда. Тенденция элементарная: кто не покупал еще очки, начинает их покупать, кто приобретал дешевые — выбирает дорогие. Это вещь, которая корректируется временем. Мы уже научились ломать стереотипы. Раньше многие воспринимали очки исключительно как аппарат для коррекции зрения. Сейчас это и эффективное средство профилактики зрения, и предмет имиджа. У нас изготавливаются и продаются очки для работы на компьютере, для вождения транспорта, для подводного плавания, горных лыж, корригирующие солнцезащитные очки и т. д. Услуга по предоставлению оптики на все случаи жизни — очень перспективное направление для большого города, где живет много обеспеченных людей.