Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Воронка городского бюджета

В этом году каждый житель Екатеринбурга отдаст в казну города в среднем 11 тыс. руб. К этим деньгам добавят субсидии из федерального и областного бюджетов. В итоге, как надеются в мэрии, за 2010 г.

Бюджет Екатеринбурга потратят так: метро, дороги, детские сады. Именно в этой последовательности. Чем ниже в списке — тем меньше денег. На детсады отдадут почти в 3 раза меньше, чем на метро. Прочие статьи расходов — те, что ниже садиков, получат совсем скромные суммы. Приоритеты сомнительные. Но обсуждению не подлежат.

В этом году каждый житель Екатеринбурга отдаст в казну города в среднем 11 тыс. руб. К этим деньгам добавят субсидии из федерального и областного бюджетов. В итоге, как надеются в мэрии, за 2010 г. город заработает чуть больше 22 млрд руб.
Как потратить эти деньги — решило финансово-бюджетное управление администрации Екатеринбурга. Расходов заложили на 2 млрд руб. больше доходов — 24 млрд руб. Горожане на общественных слушаниях, а позже депутаты на заседании гордумы проект чиновников приняли быстро и без существенных возражений.

Полказны — бюджетникам
Бюджет-2010 верстали по шаблону. Чиновники и депутаты называют его нормальным. В 2008 г. на подъеме экономики город заработал очень много. В 2009 г., когда рынки рухнули, — слишком мало. А в этом году — как обычно, как в 2006-м, 2007-м. И расходы бюджета, как обычно, поделили на три главных блока.
Первый — неприкосновенные деньги из вышестоящих бюджетов. Кремль и областное правительство проводят через администрацию города средства, целевое назначение которых местные госслужащие и парламентарии менять не имеют права. Всего до конца года Федерация и область должны перечислить в казну Екатеринбурга порядка 7,7 млрд руб.
Деньги пойдут, в частности, на капитальный ремонт жилых домов. Фонд содействия реформированию ЖКХ перечислит на эти нужды около 480 млн руб. На монетизацию льгот пенсионеров потратят около 2,8 млрд.
Но самые важные для мэрии вливания из вышестоящего бюджета — это деньги на ремонт дорог. При помощи губернатора Александра Мишарина на эти нужды город выбил средства из федерального правительства. Екатеринбург оказался в списке 32 крупных российских городов, попавших в дорожно-ремонтную программу «Единой России».
В июле мэр Аркадий Чернецкий получил телеграмму от председателя Госдумы Вячеслава Володина, в которой сообщалось: на дороги Екатеринбург получит 1,3 млрд руб. Чиновники быстро подготовили, утвердили и опубликовали список улиц, которые на эти деньги отремонтируют. В списке — больше сотни объектов. В общей сложности за счет федерального бюджета мэрия надеется сменить покрытие почти 1 млн кв. м автодорог.
Например, администрация города направит деньги на реконструкцию ул. Черепанова, которая впоследствии должна объединиться с ул. Европейской. На федеральные деньги восстановят разбитую дорогу до Лесного кладбища. Основная же часть средств будет потрачена на ремонт небольших внутриквартальных улочек и выездов из дворов. Каждый район Екатеринбурга получит на эти цели по 60 млн руб.
Но помощь из Москвы задержалась. Сезон дорожных работ заканчивается. А обещанных миллиардов нет до сих пор. «Пока ни копейки не дошло. Работаем под обещания», — признался г-н Чернецкий. На дорожные работы мэрия взяла кредиты, которые планирует вернуть, когда федеральные субсидии все-таки поступят в городской бюджет.
Второй блок затрат казны — бюджетные пассивы. Эти строки расходов из года в год принципиально не меняются. Деньги идут на содержание администрации города, Думы, избирательной комиссии, школ, больниц и прочих бюджетных учреждений.
Суммы заложены скромные. Например, на главу города в первом полугодии 2010 г. потратили всего 810 тыс. руб. (см. с. 28). То есть в месяц Аркадию Чернецкому платят по 135 тыс. руб. Примерно столько же — председателю гордумы Евгению Порунову. На каждого из депутатов приходится не больше 40 тыс. руб. ежемесячно. В среднем на зарплату одного бюджетника предусмотрено не выше 10 тыс. руб. в месяц.
Тем не менее в совокупности затраты на содержание бюджетников выливаются в половину всей расходной части казны — 12,3 млрд руб. В итоге за вычетом федеральных, областных денег и постоянных расходов в распоряжении чиновников и депутатов остаются лишь 4 млрд руб. Эти средства называют «бюджетом развития».
2,2 млрд закопают в подземных тоннелях
Сумма свободных средств бюджета совпадает с годовой сметой строительства екатеринбургского метрополитена. Как пояснил вице-мэр Владимир Крицкий, для того чтобы в 2011 г. сдать две станции — «Ботаническую» и «Чкаловскую», нужно тратить как раз по 4 млрд руб. в год.
Но все доступные деньги казны на стройку подземки отдать не рискнули. Выделили чуть больше половины — 2,2 млрд руб. Оставшуюся сумму обещал найти г-н Мишарин. Но передумал. И в этом году метро осталось без областных инвестиций. Дефицит компенсировали кредитом. По соглашению с мэрией Сбербанк предоставил заем в 1,6 млрд руб.
В следующем году финансировать развитие метрополитена будут по похожему сценарию. Александр Мишарин снова обещал выделить из областной казны 2 млрд руб. Аналогичную сумму заложат в екатеринбургский бюджет-2011, заявил г-н Крицкий. В итоге до конца следующего года первую ветку метро наконец закончат. «Но это еще не все: мы сегодня активно работаем над тем, чтобы и в дальнейшем в областном бюджете было предусмотрено 2 млрд руб. Это позволит с 2012 г. начать проектирование и строительство второй линии метрополитена», — добавил Владимир Крицкий.
У чиновников и депутатов есть несколько причин, по которым они упорно закапывают половину «бюджета развития» в метро. Официальная версия мэрии: подземный транспорт должен разгрузить дороги. Например, две новые станции, которые достроят в будущем году, свяжут центр с Ботаникой и Химмашем, за счет чего можно будет сократить поток автомобилей из этих районов, объяснил Александр Высокинский, председатель комитета по экономике администрации Екатеринбурга (подробнее см. с. 30).
Другая причина в том, что прекратить прокладку тоннелей подземки почти невозможно. ВИРТ — машину, которая за день работы съедает не меньше 3 млн бюджетных рублей, останавливать и замораживать еще дороже, чем финансировать ее работу.
Третья причина — сильное лобби «Метростроя» в городской думе. Двое депутатов местного парламента напрямую заинтересованы в продолжении подземного строительства. Один из них — директор «Метростроя» Юрий Дозорец. Второй — Олег Кагилев, сын Владимира Кагилева, директора «УЗПС метрополитена и подземных сооружений» (генподрядчик екатеринбургского метро). Большинство остальных депутатов также поддерживают строительство подземки. Во всяком случае серьезных попыток остановить прокладку метро Дума до сих пор не предпринимала.
«Кроме того, строительство метрополитена — это потенциально очень удобная «отмывочная». Посчитать, сколько реально стоит прокладка тоннелей и строительство станций, просто невозможно», — уверен Леонид Волков*, депутат городской думы. Аналогов екатеринбургскому метрополитену нет. Нигде нет такого грунта, такой глубины прокладки тоннеля, таких архитектурных проектов станций. Потому теоретически, конечно, в сметы можно закладывать суммы сильно выше реальных затрат.
В итоге от «бюджета развития» остается 1,8 млрд руб. Большую часть этих денег распределили еще на две важные с точки зрения администрации расходные статьи — детсады и все те же дороги.
Под давлением общественного мнения мэрия продолжает ремонтировать и строить детские сады. Чиновники создали отдельную целевую программу, по которой в 2011 г. построят два новых дошкольных учреждения, отремонтируют до десяти детсадов. Потратят в общей сложности порядка 740 млн руб.
На дороги к федеральным 1,3 млрд руб. городская казна добавит 250 млн руб. Их потратят на то, чтобы срезать фрезой 263 тыс. кв. м дорожного полотна и положить новый асфальт.
Все оставшиеся средства раздадут мелкими порциями по десяткам статей расходов. Например, 18,9 млн руб. — на подведение инженерных сетей к стройплощадкам поселков Широкая Речка и Медный. На закупку коммунальной техники — 91 млн руб. На программу информатизации муниципалитета «Электронный Екатеринбург» — 9 млн руб.
Альтернативы метрополитену нет и не будет
Чтобы понять, стоит ли Екатеринбургу дальше вкладываться в метрополитен, «ДК» собрал Дискуссионный клуб. Приглашенные эксперты два часа обсуждали возможные сценарии распределения бюджетных денег. Но общей точки зрения по поводу стройки метро так и не нашли.
Глава Березовского Вячеслав Брозовский предложил как можно быстрее свернуть стройку метро и сосредоточиться на дорогах. При бюджете развития в 4 млрд руб. обе эти задачи не решить, пояснил он, а новые автомобильные развязки Екатеринбургу нужны больше метрополитена (подробнее см. с. 34).
С его мнением согласен Андрей Бриль, председатель совета директоров «Корин холдинга». Но кроме дорог стоит еще заняться развитием муниципального арендного жилья, уточнил он: «Государственные инвестиции в строительство «доступного жилья» сейчас не дают должного эффекта, потому что это изначально убыточный проект. А если бы власть строила квартиры и потом сдавала их в аренду, появилась бы прибыль. И эти деньги можно направлять на дальнейшее развитие государственных строек».
Помимо этого мэрии стоит пересмотреть условия муниципальных тендеров, добавила Светлана Хайруллина, генеральный директор компании «Сантехкомплект-Урал». Сейчас, по ее словам, чиновники сосредоточены на количестве, но забывают про качество: «Наша компания работает, в частности, на подрядах по капремонту домов. И я знаю: администрация города распыляет бюджет на максимальное количество объектов. Все-таки было бы лучше нормально отремонтировать пять домов, а не вкладывать минимальные суммы на реконструкцию 28 объектов. Ведь чем дешевле — тем хуже. Через пять лет все заново придется переделывать».
Продолжить теоретическое распределение денег, высвобожденных после отказа от метрополитена, помешал Олег Хабибуллин, председатель совета директоров ГК «Агромир». Не нужно отказываться от метрополитена и кидать все средства на какой-то другой вопрос, считает он: «С чего вы взяли, что бюджет Екатеринбурга — это неразменная монета, которую можно потратить на что-то одно? Вот увидите, в этом году город соберет намного больше запланированных доходов. В казну поступит порядка 30 млрд руб. Это будет третий бюджет в стране после Москвы и Питера». И хватит на все, главное — правильно потратить, пояснил г-н Хабибуллин.
В любом случае альтернативные проекты расходования горбюджета, в которых не учитывается стройка метро, вряд ли будут одобрены в мэрии, признал г-н Брозовский. «Аркадий Чернецкий не может сегодня не строить метро. Это очень громкий проект, который нынешнее руководство города неоднократно обещало закончить. Отказ от метрополитена возмутит малообеспеченные слои населения. Но однажды придется признать: Екатеринбург — город среднего класса. А среднему классу метро не нужно», — заключил он.
В обсуждении долго не принимал участие только Андрей Гавриловский, генеральный директор БЦ «Антей». Он внимательно выслушал всех и все-таки заявил: по большому счету, не важно, куда и сколько потратит мэрия. Главное, по его словам, чтобы распределением денег по-прежнему занималась команда г-на Чернецкого. «Потому что, если они все уйдут, будет так же, как в областном правительстве. Вы посмотрите, что там делается! Там же стоит все! Ничего не происходит! Никто на себя ответственность брать не хочет. И в городе будет так, если новые люди придут. И не будет у вас ни метро, ни дорог, ни детских садов — вообще ничего», — предупредил г-н Гавриловский.

ТОП-15 подрядчиков городского бюджета
Рейтинг компаний, освоивших бюджет Екатеринбурга в 2009 г.

Источник: Реестр муниципальных контрактов администрации Екатеринбурга.

Водка, шапочки и конь
Парадоксальные траты городского бюджета
1| 350 бутылок водки В конце прошлого года администрация Екатеринбурга подписала контракт с «Омега Спиритс Групп» на поставку для нужд муниципалитета по 50 бутылок «Беленькой», «Парламента» и «Зеленой марки» и по 100 бутылок водки «Журавли» и «Немирофф». Общая сумма сделки — 55,2 тыс. руб.
2| 3333 трикотажные шапочки Управление по развитию физической культуры, спорта и туризма администрации Екатеринбурга в январе 2010 г. объявило тендер на поставку шапочек для участников «Лыжни России». Сумма заказа — 500 тыс. руб.
3| Один миниатюрный конь В июле этого года мэрия заявила, что купит для Екатеринбургского зоопарка жеребца американской миниатюрной лошади. Это самый маленький конь в мире. За животное ростом не более 85 см и весом не больше 100 кг из бюджета готовы заплатить до 300 тыс. руб.
Источник: «ДК». * - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.