Вот это баттл: кто и сколько заработал на словесном поединке Oxxxymiron* и Славы КПСС?
Самый резонансный в этом году рэп-баттл в России между Славой КПСС (Гнойный) и Oxxxymiron* (Мирон Федоров*) набрал уже более 10 миллионов просмотров на YouTube.
Самым популярным видео рэп-баттлов (состязание двух рэперов с целью словесного унижения оппонента в рифмованной форме) в истории YouTube к настоящему моменту является баттл Oxxxymiron* и Johnyboy, собравший более 38,5 миллиона просмотров, но почти за 2,5 года. Видео баттла Славы КПСС и Oxxxymiron* набрало почти 10,4 миллиона просмотров за сутки и 5,5 часов с момента публикации. В течение уже двух суток публикация баттла на YouTube — главное событие рунета.
Его спонсорами выступили «Тинькофф банк», BMW, букмекерская контора «Леон» и сервис знакомств Badoo (вложенные в проект суммы они не раскрывают).
Что такое баттл?
Баттлом (от английского battle — «битва, бой») в рэпе называют словесный поединок двух или более оппонентов. Запуск Versus принято считать началом взлета в России так называемых офлайн-баттлов — очных встреч двух рэперов, которые без музыки зачитывают заранее подготовленные рифмованные строки. Им предшествовали фристайл-баттлы, в которых исполнители придумывали и рифмовали оскорбления на ходу, и онлайн-баттлы, пишет РБК.
Площадки для офлайн-баттлов не российское изобретение, все первые проекты сделаны по кальке с крупнейших зарубежных лиг: канадской KOTD, британской Don’t Flop, американской GrindTimeNow. На сегодня в России действует пять достаточно крупных площадок, которые способны конкурировать по популярности контента: Versus, Slovo, #SLOVOSPB (бывший филиал проекта Slovo, полтора года назад отсоединившийся в независимую площадку), 140 BPM Battle и RBL.
Самые популярные российские баттлы
37 млн просмотров
Oxxxymiron* против Johnyboy
31 млн просмотров
Хованский против Ларина
20,5 млн просмотров
Джарахов против Ларина
Сколько это стоит?
За участие в основной лиге Versus соревнующиеся получают гонорары от 20 тыс. до 150 тыс. руб., в других лигах обычно меньше — от 10 тыс. до 25 тыс. руб., рассказывает нынешний руководитель проекта Slovo Дима Капранов. Но главное — не деньги, а возможность показать себя большой аудитории и доказать, что ты можешь состязаться в этом непростом жанре, уверен судья Versus-баттлов, один из модераторов форума hip-hop.ru и организатор онлайн-баттлов
«Многие большие артисты отказываются от участия в баттлах, потому что не готовы к серьезному уровню агрессии: все же баттл-рэп — очень грязная вещь. И далеко не все известные артисты умеют хорошо выступать, а баттлы записываются вживую, и это большой риск для имиджа», — говорит он.
Основные траты проекта — логистика для участников, аренда оборудования и съемка; это не меньше 100–150 тыс. руб. на баттл. Сегодня все крупные баттл-площадки прибыльны, но большая часть денег идет в рекламу и продвижение проектов. С мероприятия, которое обходится проекту в 300 тыс. руб., организаторы Slovo получают примерно 150 тыс. чистой прибыли, говорит Капранов.
YouTube остается главным, но уже не для всех единственным источником заработка.
«Экономика довольно простая: в среднем на баттловом рынке 1 млн просмотров стоит 100–200 тыс. руб. с одного крупного спонсора. Для Versus, думаю, эта цифра в несколько раз выше», — объясняет Антон Забаев, организатор баттл-рэп-площадки RBL (Russian Battle League).
У Versus больше всего рекламных контрактов: в последних роликах площадки одновременно рекламируется семь компаний, среди которых минимум два «генеральных продюсера» проекта, за рекламу которых в одном видео площадка получает от 500 тыс. руб. В прайс-листе, который представители Versus прислали в ответ на запрос корреспонденту, назвавшемуся потенциальным рекламодателем, указаны еще две категории партнерства: официальный партнер за 50 тыс. руб. с одного ролика и генеральный партнер за 200 тыс. руб. с ролика. На основе этой информации и приблизительной стоимости просмотров на YouTube можно подсчитать, что за одно видео баттла рэперов Lil Dik и Сявы организаторы могли получить больше 2 млн руб, констатирует РБК.
Медиапроект бывшего шеф-редактора РБК Елизаветы Осетинской* The Bell со ссылкой на собственные источники сообщает, что объем всех спонсорских контрактов рэп-баттла между Oxxxymiron* и Гнойным мог составить 4-5 млн рублей.
Во вторник, 15 июля, стало известно, что баттл повторят в Екатеринбурге осенью. Показ состоится в рамках промо-компании тура Oxxxymiron*, который приедет в Екатеринбург 22 ноября.
* - выполняет функции иностранного агента