Возгорание, неисправность или ошибка: что могло стать причиной крушения Ан-148 под Москвой
У следствия пока нет приоритетной версии катастрофы. Теракт пока считается маловероятным — окончательные выводы делать рано, но самолет разрушился не в воздухе, считают расследователи.
Двигатели самолета Ан-148 «Саратовских авиалиний», разбившегося 11 февраля в Подмосковье, работали вплоть до столкновения с землей, пишет РБК со ссылкой на источник, знакомый с расследованием и собеседника в МЧС. Воздушное судно разбилось от удара о землю, а «осмотр двигателя и элементов механизации крыла позволяет сделать вывод, что самолет не разрушился в воздухе», сказал собеседник издания.
Ан-148 выполнял рейс 6W 703 Москва — Орск, на его борту было 65 пассажиров и шесть членов экипажа. По расписанию самолет должен был вылететь в 14.00, но оторвался от земли с опозданием, в 14.24. Полет длился всего несколько минут, и за это время экипаж не высказывал беспокойства — самолет перестал отвечать на запросы, которые направляли ему диспетчеры аэродромов.
В воскресенье у правоохранителей пока не было достаточно информации, чтобы выдвинуть приоритетную версию крушения, пишет «Коммерсантъ». Следствие проверяет все возможные причины, в том числе погодные условия, человеческий фактор, техническое состояние самолета и другие, заявили в Следственном комитете. СК возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). По словам председателя СК Александра Бастрыкина, тщательный осмотр места крушения займет не одни сутки.
После взлета Ан-148 набрал высоту примерно 1800 метров и скорость 600 км/ч, но затем неожиданно просел до 1500 метров, набрал прежнюю высоту и сразу рухнул на землю, свидетельствуют данные радаров.
Наиболее вероятной версией катастрофы специалисты считают моментальное разрушение двигателя во время полета. Инциденты с двигателями у самолетов Ан-148 в прошлом уже случались, но не приводили к трагедиям. Сотрудники Ространснадзора также установили, что масло в редукторах борта 61704 меняли, а масляные фильтры промывали раз за 750 летных часов — это вдвое реже штатного срока. Не исключаются также обледенение самолета в полете, поломка указателя скорости, а также версия теракта.
Скриншот сайта Flightradar24.com
На сайте МЧС опубликован список погибших: среди пассажиров было трое детей, граждане Швейцарии и Азербайджана.
Деятельность «Саратовских авиалиний» была зарегистрирована в компании АльфаСтрахование: страховщик сообщил, что выплатит родственникам погибших в катастрофе по 2 млн руб. Еще по 1 млн руб. выплатят власти Московской и Оренбургской областей. В Оренбургской области 12 февраля объявлено днем траура.
Авиакомпания «Саратовские авиалинии» включает пять самолетов Ан-148-100, семь Як-42 и два Embraer-190. Ее основной владелец — Аркадий Евстафьев, 1960 г.р., известный по скандалу с «коробкой из-под ксерокса» перед президентскими выборами 1996 г. — он был членом предвыборного штаба Бориса Ельцина, и 19 июня 2016 г. его арестовали вместе с Сергеем Лисовским на выходе из Белого дома с коробкой, в которой было $500 тыс.
После этого он был главой «Мосэнерго» и был уволен после блэкаута в Москве в 2005 г., а сейчас является крупным саратовским бизнесменом: ему принадлежит инвестхолдинг «Энергетический союз», в который входит завод «Тольяттинский трансформатор» (выручка 6 млрд руб.) и ряд других активов.