Впервые за 8 лет россияне стали тратить на продукты более половины доходов
Из-за растущего уровня бедности россияне - и малообеспеченные, и представители среднего класса - отказались от покупок второстепенной важности и стали тратить более половины своих доходов на продукты.
Об этом сообщается в ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте России.
«Доля продовольственных товаров, включая напитки, и табачных изделий впервые за восемь лет превысила долю непродовольственных товаров, составив в феврале 2016 года 50,1% и 49,9% объема розничной торговли товарами, соответственно», – пишут эксперты в докладе.
Доля продовольствия в общем объеме покупок россиян устойчиво растет с января 2008 года, отмечают авторы. Рост этого показателя и привел к тому, что в феврале 2016 года доля пищевых продуктов превысила долю непродовольственных товаров в розничной торговле. Предыдущий максимум, которого достигало продовольствие в общем объеме покупок, был зафиксирован в мае 2009 года и составил 49,6%.
«Сейчас наметилась тенденция роста доли расходов населения на продукты питания, вполне логично отражая факт снижения реальных доходов и роста бедности,— известно, что чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания»,— пишут эксперты.
Падение потребительской активности населения - это ответ на негативные экономические явления, утверждают они. По данным РАНХиГС, доля бедных жителей России, которые вынуждены экономить на товарах и услугах, в марте 2016 года выросла до 89%, а число представителей среднего класса увеличилась до 79,3%.
В течение следующего года продукты могут еще больше увеличить свою долю в общем объеме расходов россиян, считают эксперты. Это может произойти, в частности, потому, что доходы будут и дальше сокращаться, а люди - все чаще тратиться на товары первой необходимости.
«Помимо расходов на продукты, есть ежемесячные платежи по потребительским кредитам, ипотеке и прочие обязательные траты. В таких условиях большинство россиян либо откладывают покупку автомобилей, дорогой электроники, мебели и т. д., либо вовсе отказываются от нее»,— приводит «Коммерсантъ» слова старшего аналитика Райффайзенбанка Натальи Колупаевой.
По данным исследователей РАНХиГС, в первом квартале текущего года цены на продукты выросли меньше всего, в отличие от других категорий товаров, — на 6,9%. Стоимость непродовольственных товаров возросла на 9,7%, услуг — на 8,5%. Год назад и в тот же период ситуация была противоположной: тогда продовольствие подорожало на 22,4%.
В РАНХиГС указывают, что оценки возможных изменений экономической ситуации в основном пессимистичны. По опросам, проведенных среди россиян, видно, что в ближайшие год-два ухудшения ситуации в стране ожидают более 40% россиян, а еще 30-35% респондентов опасаются сокращения зарплаты и потери работы.
Эксперты Sberbank CIB, в свою очередь, подсчитали, что индекс потребительской уверенности россиян в первом квартале 2016 года составил минус 22%. Аналитики отмечали, что чувствительность населения к уровням цен все так же высока, и наблюдается тенденция к переходу на более дешевые товары.