Врать и изворачиваться — самые ценные умения XXI века
В некоторых профессиях ложь — это норма, а умение врать ценится едва ли не выше всех остальных профессиональных навыков. О том, когда ложь может быть во благо — в нашем материале.
«Я хочу признаться: я вру, много вру. Я обманываю, чтобы прекратить и начать разговоры, чтобы пощадить чьи-то чувства или еще как-то опростить свое существование на работе и вне ее», — пишет Кристин Ро из BBC. В своей колонке она рассказывает, почему врать — это полезно.
— Все знают, что коллеги нам врут. Не может у них всегда все быть хорошо, нельзя бесконечно быть полным энтузиазма и неизменно радоваться за коллег, которых повышают в обход тебя.
Но как насчет тех случаев, когда обман не касается каких-то сиюминутных обстоятельств, а становится характеристикой той или иной позиции? Новое исследование показало: укоренению лжи как атрибута некоторых профессий способствует убеждение, что люди с гибкими представлениями о правде лучше справляются со своей работой.
В целом к вранью на работе относятся плохо: если кто-то врет, скорее всего, этот сотрудник неважно справляется со своей работой. Обман отравляюще действует на культуру доверия командной работы. Однако недавняя работа американских ученых Брайана Гуниа и Эммы Левайн показала, что у этого правила есть исключения — работы, которые принято считать ориентированными на продажу, а не на клиента. К ним относятся, например, профессии в сфере продаж и инвестиций.
Участников исследования — более 500 студентов бизнес-направлений и пользователей платформы Mechanical Turk —попросили ранжировать ряд работ в зависимости от степени ориентации на продажу. Также надо было оценить успешность предполагаемых сотрудников на этих работах. Для этого респондентам предлагались различные сценарии, например: «при оформлении расходов Джули завышает стоимость поездки на такси» или «Джеймс прикидывается, что ему нравится яхтинг, чтобы понравиться начальнику-яхтсмену».
Читайте также: Думаете, что много работаете? Вы просто врете, даже самому себе. Судите сами
Выяснилось, что респонденты воспринимали людей, которые врут, как более успешных в профессиях, ориентированных на продажи. Именно на эти должности они охотнее бы наняли таких людей.
Врать — это естественно
«В природе повсюду обман», — писал в своей книге философ Дэвид Ливингстон Смит. Вирусы обманывают иммунную систему своих носителей, хамелеоны используют камуфляж, чтобы обдурить хищников. Люди — не исключение, в том числе и в рабочее время. К примеру, кадровики знают, что большинство соискателей преувеличивают свою квалификацию.
К тому же в некоторых профессиях умение врать жизненно важно, подтвердят полицейские, работающие под прикрытием. Иногда с враньем ассоциируется профессия дипломата. Обман даже может быть частью стратегии компании: например, когда колл-центр получает инструкции не раскрывать страну расположения компании, чтобы не натолкнуться на предрассудки пользователей.
Если смотреть шире, определение того, что считать враньем, начинает размываться. В сфере услуг, особенно в профессиях, связанных с эмоциональным трудом, от сотрудников часто требуют маскировать свои настоящие чувства. Задумайтесь, вы бы хотели, чтобы бортпроводница честно сказала, что из-за турбулентности стоит волноваться, чтобы бармен признался в своем презрении к вам, а психолог поделился, что работа с вами нагоняет на него тоску?
В некоторых профессиях нужна демонстрация приветливости, пусть не всегда искренняя, и в силу этого вызывающая стресс. По словам Левайн, «люди считают тех, кто способен контролировать свои эмоции, более компетентными, чем тех, кто делать этого не умеет». Искажение эмоций считается признаком рационального поведения. Особенно это касается инфлюенсеров в соцсетях, у которых границы искренности размываются искусством торговли.
Ложь во благо
Иногда безобидная ложь может даже восприниматься как что-то хорошее. «В ходе работы я выяснила, что многие люди приветствуют и поощряют, когда врут для их блага», — объясняет Левайн. Например, сотрудники предпочитают, чтобы коллеги не давали им обратную связь, которая их расстроит.
Еще одно соображение заключается в том, что «нестандартное мышление иногда связано с нарушением правил»,— говорит Гелфанд. Некоторые исследования даже указывали на связь между креативностью и нечестностью, объясняя это тем, что люди из творческой среды легче справляются с обоснованием своей лжи.