«Все будет потихоньку гнить». Ждать банковского кризиса не стоит. Но и исключать — тоже
«Банки еще больше станут «филиалами» налоговой». В 2018 г. серьезных проблем в финансовой сфере не ожидается. Банковский бизнес стагнирует или, в лучшем случае, незаметно растет.
С начала текущего года Центробанк за различные нарушения отозвал лицензии у 45 кредитных организаций. Это гораздо меньше, чем в предыдущие три года: в 2014 г. лицензии лишились 86 банков, в 2015 г. — 93, в 2016 г. — 97. Всего в России сейчас насчитывается немногим более 600 банков, и хотя в основном расчистка сектора закончилась, в следующем году их количество сократится еще сильнее.
Генеральный директор «Калугин профит групп» Виталий Калугин полагает, что с рынка уйдет около 50 мелких банков, один-два покрупнее, а все остальные пройдут процедуру санации: «Пока у Центробанка есть «печатный станок», беспокоиться не о чем. На местном уровне тоже не жду проблем. Прибыль у банков будет, но очень небольшая».
Двигатель банковского бизнеса — комиссионное вознаграждение или процентная маржа, а она сжимается. Хороших заемщиков не осталось, потребительские кредиты оживились, но не смогут вытянуть экономику, а маржа ипотеки падает все больше: банки берут деньги у населения под 6%, а кредиты выдают под 10% годовых, — отмечает г-н Калугин.
Стагнация в экономике и сжимание потребительского спроса продолжатся, считает он. Поэтому возможна новая волна просрочки кредитов, но не в 2018 г., — только если не снизятся валютные поступления извне, от которых очень сильно зависят доходы населения. Так что явного кризиса ждать не стоит, полагает эксперт, и оговаривается: трудности возможны ближе к осени, если цены на нефть вернутся к $45 за баррель.
Надзор со стороны регулятора не смягчится: скорее всего, проблемы с «черным списком» клиентов-отказников будут ужесточаться, и банки станут «филиалами» налоговой в еще большей мере, добавляет он.
По мнению г-на Калугина, если не возникнут проблемы с экспортной выручкой — внешним источником ликвидности — то не стоит ждать больших проблем и у системообразующих банков в следующем году. Впрочем, проблемы крупных банков решать будут через Фонд консолидации банковского сектора, как «Открытие» и Бинбанк — как минимум до марта упасть «крупняку» никто не даст. «Единственная угроза, которая у нас сейчас существует, — источник поступления валютной выручки: если он исчезнет, ЦБ будет вынужден поддерживать банки эмиссией, печатая рубли. До банковской паники дело может дойти только если люди начнут изымать депозиты».
Кстати, их рост остановился: люди беднеют и вынуждены тратить сбережения. Роста ресурсной базы я не вижу, и не думаю, что новый старый президент будет делать какие-либо резкие движения в экономике, например, печатать деньги под инфраструктурные облигации, как предлагают участники «Столыпинского клуба». В общем, все будет потихоньку гнить, — резюмирует эксперт.
Прогноз участника рынка
Реальные доходы населения, скорее всего, останутся на прежнем уровне — такой сценарий кажется наиболее вероятным, считает Елена Бабина, руководитель дирекции развития бизнеса с физическими лицами УБРиР. Люди с небольшими доходами реализуют свой отложенный спрос на товары за счет сбережений и кредитов, а более состоятельные по-прежнему будут откладывать и, возможно, обратят внимание на альтернативные вложения, например, в ценные бумаги. Ставки по вкладам продолжат падать в первой половине 2018 г., а затем должны стабилизироваться, так что объем рынка останется на уровне этого года, полагает г-жа Бабина. Корректироваться в рамках предельных значений, устанавливаемых ЦБ, будут и ставки по потребкредитам — здесь в УБРиРе прогнозируют рост 5-7%.
В 2017 г. впервые наметился рост кредитования малого бизнеса, говорит Алексей Икряников, вице-президент, директор департамента по работе с корпоративными клиентами УБРиР. Но пока спрос сформирован прежде всего овердрафтами — инвестиционное финансирование еще не восстановилось. Капитал средних и крупных предприятий все больше концентрируется в госбанках. Следовательно, коммерческие банки должны диверсифицировать активы и пассивы, возможно, сместить акценты с объема портфелей клиентов на повышение их рентабельности, отмечает топ-менеджер.
Фокус на комиссионных доходах в работе с массовым корпоративным клиентом оказался эффективным, банки продолжат идти по этому курсу и в 2018 г., полагает Алексей Икряников. Выделяются два тренда: привлечение на расчетное обслуживание и предложение банками нефинансовых сервисов — сейчас бизнес все больше оптимизирует издержки на непрофильные функции, и до насыщения рынка нефинансовых услуг еще очень далеко. Также кредитные организации будут все сильнее конкурировать в плоскости функционала своих интернет-банков.