«Все сейчас просят больше площадей». Как изменится «МЕГА» в Екатеринбурге /ИНТЕРВЬЮ
«90% наших арендаторов откроются в самой последней концепции». Причем здесь Уральские горы и скандинавский дизайн: управляющий «МЕГА Екатеринбург» раскрывает подробности масштабной реконструкции ТЦ.
Торговый центр «МЕГА Екатеринбург» ждет масштабное обновление — компания IKEA Centres Russia инвестирует в него 1,8 млрд руб. В рамках реконструкции полностью изменится фасад ТЦ — теперь он будет напоминать рельеф Уральских гор, а галереи будут выполнены в природных тонах. Планируется и множество других изменений — о подробностях реконструкции, которая закончится летом 2017 г., в интервью DK.RU рассказала Айше Агекян, управляющий торговым центром «МЕГА».
«Мега» находится на окраине города. Конкуренция среди ТЦ большая, и очень многие вещи можно купить в центре, в том же «Гринвиче». Что вы собираетесь делать, чтобы потребитель ехал именно к вам?
— Мы следим за тем, что делают конкуренты, и коммерческое обновление торгового центра и ресторанного дворика как раз и призвано повысить интерес к «МЕГЕ» и выгодно отличить ее от всех остальных торговых центров Екатеринбурга. Мы осуществим полную реконструкцию торгового центра, начиная от галереи и заканчивая фасадом, приведем в порядок прилегающую территорию. Плюс 90% наших арендаторов откроются в самой последней концепции, чего на самом деле не хватает другим торговым центрам Екатеринбурга.
Фасад планируется выполнить в стиле рельефа Уральских гор. На нем разместится 11 медиаэкранов
Что подразумевается под самой последней концепцией?
— По большему счёту в разных торговых центрах одни и те же арендаторы, но пространство, которое они занимают, заметно различается. Часть нашей перестройки как раз заключается в том, чтобы арендаторы пришли к новому внешнему виду: больше помещения, другой мерчендайзинг, совершенно иной уровень сервиса — такого не найти нигде в Екатеринбурге.
Сейчас мы ведем переговоры об открытии нескольких флагманских магазинов широко известных марок, присутствующих как в нашем ТЦ, так и в других торговых центрах города. Как правило, все сейчас просят больше места, потому что показывают линейку для всей семьи, плюс новые правила мерчендайзинга диктуют больше пространства, и в эксплуатацию вводится совершенно другое коммерческое освещение.
Торговая площадь «МЕГИ» будет увеличена?
— Нет, мы останемся в прежних границах. Теоретически в будущем это возможно, потому что у нас есть шесть свободных гектаров.
Одна из целей реконструкции — увеличить количество зеленых насаждений
Озвучена сумма инвестиций в реорганизацию 1,8 млрд руб., а год назад фигурировал показатель в 1,4 млрд руб. С чем связан рост затрат?
— Недавно возникла идея заняться не только всей «МЕГОЙ», то и тем, что ее окружает. Плюс экономическая ситуация диктует свои условия: нестабильность рубля отразилась в том числе на вложениях в наш проект.
Что будет включать реконструкция окружающей территории?
— Прежде всего мы будем пересматривать количество зеленых островков. Хотели бы увеличить количество парковочных мест на 200-300, потому что в пиковые дни имеющихся уже не хватает. Возле центрального входа планируем сделать бульвар для посетителей, чтобы они могли посидеть, отдохнуть, прогуляться. Также хотели бы оборудовать постоянное место для проведения маркетинговых мероприятий.
Фасад планировалось сделать в стиле рельефа Уральских гор — такое решение останется?
— Мы были вдохновлены скандинавским дизайном и природой Урала, и несколько раз пересматривали концепт фасада, в итоге остановились на том самом волнистом варианте. Вообще, каждая «МЕГА», которая подлежит реконструкции, будет отличаться от того, что вы знаете сейчас. Наш ТЦ призван напомнить екатеринбуржцам об уральской природе, и этот концепт в принципе уже утвержден. Мы планируем полностью закончить реконструкцию к концу лета 2017 г.
После реконструкции освещение в ТЦ будет выполнено в ином стиле
Будут ли на время реконструкции закрываться рестораны?
— Конечно, закрытия неизбежны. Но мы поставили себе задачу по минимуму беспокоить наших арендаторов и посетителей. Ресторанный дворик будет перестраиваться в два этапа: сначала будет закрыта одна сторона, а вторая будет работать. Плюс добавим небольшие киоски с едой, а также у нас остается ресторан IKEA. И большая часть работ будет проводиться ночью.
Планируется ли появление новых ресторанов и магазинов?
— Мы довольны тем набором арендаторов, которые есть на данный момент, и хотели бы большую часть из них оставить. Тем более что они нравятся нашим посетителям. Что касается полноценных ресторанов, мы бы хотели увеличить их количество, и сосредоточим свое внимание в первую очередь на местных операторах. Будем увеличивать количество именно семейных ресторанов, где можно посидеть немного подольше.
Если говорить про торговый центр, то в первую очередь мы поставили для себя задачу расширить пул арендаторов. Сейчас у нас уже есть все бренды, нужные для полноценного ТЦ, но мы хотим привлечь и уникальных арендаторов, которых нет ни в одном торговом центре Екатеринбурга. Частично мы уже начали ее реализовывать: осенью прошлого года открылся магазин LC walkiki, и сейчас идут переговоры еще с тремя операторами, которые, возможно, предпочтут «МЕГУ». Пока мы не говорим, кто это именно. Что касается ресторанов, то практически все местные компании, на которые мы вышли, проявили интерес, хотя для большинства это необычный формат — до этого они не открывались в торговых центрах.
Рядом с входом планируется открыть кафе площадью 200 кв. м.
Раскрываете ли вы результаты продаж «МЕГИ» в Екатеринбурге?
—Продажами мы довольны — сейчас они находятся на уровне предыдущего года, несмотря на кризис. Это довольно большой успех. Что касается посещаемости, то три года подряд мы били свои собственные рекорды. Сначала мы привлекли 16 млн посетителей в год, затем — 17 млн. Прошлый год мы закончили с показателем 17,8 млн. В этом году, возможно, мы этот рекорд не побьем, но даже если останемся на уровне почти 18 млн, то этого будет достаточно.
Как за последние год-полтора изменилось потребительское поведение? Насколько изменились средний чек и другие метрики, которые вы отслеживаете?
— Средний чек изменился, но это очень индивидуально — все зависит от каждого конкретного магазина. Если говорить о тех, кто предлагает доступные цены, то у них все неплохо, и это напрямую отражает ситуацию по рынку. Сейчас хорошо себя чувствуют около 10 категорий арендаторов. Лучше всего тем, кто предлагает доступную одежду, т.н. категории affordable fashion, и детскую одежду. Как показывает практика, на детях не экономят. И довольно успешны «якоря». Но, конечно, покупательская способность не могла не измениться.
Имеете в виду, товары долгосрочного пользования стали покупать меньше?
— Стали тратить более рационально. Произошло перераспределение внутри категорий. Сейчас люди несколько раз подумают перед покупкой. Особенно на Урале очень рациональные покупатели: люди инвестируют только в то, во что верят.
По сравнению с «МЕГАМИ» в других городах есть ли какие-то существенные расхождения по поведению потребителей?
— Нет, мы все очень похожи. Кризис коснулся каждого города. Категории, которые сейчас растут, тоже очень похожи.
Планируется открытие «МЕГИ» в Челябинске. Не будет ли тесно двум таким торговым центрам на Урале?
— Пока это на уровне планов. Есть участок, но пока еще даже никакие сроки не озвучиваются. Но в любом случае мы не будем мешать друг другу, потому что для нас главная цель — это екатеринбуржцы. Даже не область! Конечно, хорошо, когда к нам приезжают из области, но уже практически во всех крупных городах региона открылись свои торговые центры, так что «областников» становится меньше. Для нас самое главное — это наш город, и мы видим здесь большой потенциал.
Один из аспектов реконструкции — увеличение количества зон отдыха
Расскажите немного о KPI (ключевых показателей эффективности). Какие параметры сейчас для вас наиболее важны?
— На самом деле KPI множество — они есть не только у торговых центров, но и у каждого из отделов. У нас есть такой показатель, как узнаваемость бренда – и здесь мы всем довольны, потому что по опросам 97% респондентов нас знают, это очень хороший показатель. Как ни крути, посещаемость — это самый важный показатель работы торгового центра.
Наша задача — сделать так, чтобы мы были более интересны для людей, чтобы они проводили здесь больше времени. Такой параметр тоже есть, и этим мы тоже довольны — средняя продолжительность у нас составляет примерно два часа. Так что связь прямая: если есть посещаемость, то растут и продажи, и наоборот. У арендаторов тоже есть определенный набор показателей: посещаемость, средний чек, количество наименований в чеке — здесь мы уже говорим с каждым индивидуально.
Мы хотим сделать так, чтобы посетитель проводил здесь как можно больше времени, чтобы он не просто выложил деньги, а чтобы хорошо провел время и ему захотелось вернуться. Для этого недостаточно только набора магазинов — должна быть создана определенная атмосфера, должны проводиться определенные маркетинговые акции, интересные посетителю, должен быть определенный уровень сервиса у арендаторов. Здесь важно все, мелочей нет: это и состояние туалетов, и наличие комнаты матери и ребенка, и услуги, которые предлагаются.
Есть ли планы по окупаемости суммы, которую планируется потратить на реконструкцию?
— Наша компания инвестирует такие большие деньги далеко не во все торговые центры. Наша «МЕГА» была выбрана потому, что она одна из из самых посещаемых в регионах. Поэтому мы не говорим об окупаемости. Для нас важнее атмосфера в торговом центре, чувство, что он меняется, а не стоит не месте. Чем более довольным будет наш потребитель, тем чаще он будет к нам приходить и тем больше времени здесь проводить.