«Все товары и услуги в итоге станут одинаковыми и будут стоить минимум. Когда? Уже скоро»
«По мере распространения экспертного знания оно перестает быть столь уникальным, поэтому сегодняшние «уникальные эксперты» могут вполне стать завтрашним мейнстримом, как это произошло с 1С». МНЕНИЕ.
Алексей Крол, предприниматель, лектор, автор книги «Теория каст и ролей» на своей странице в Facebook рассуждает о том, как современные технологии заставляют меняться бизнес. Схемы, работавшие годами, ломает всего одно изобретение.
— На первый взгляд любой бизнес представляется сложным клубком, но при более глубоком проникновении, практике постепенно раскрывается ядро.
Это способность привлекать людей и конвертировать их в действие. Кстати, оплата — лишь одно из возможных действий и не самое важное.
Самое важное — стимулировать людей, вовлекать других людей. Когда есть рынок, продукт, ясное понимание того, кто твой клиент и что ему интересно в широком контексте + умение втягивать его в общение, этого достаточно.
В общем, сам рынок и продукт значения не имеет. Поэтому, в частности, крупные сетевые компании типа Amvay имеют огромный ассортимент в разных товарных и категорийных группах.
У сетевых компаний единственная компетенция — учить людей развивать свои контакты и конвертировать их в покупателей или партнеров. Лет 12 назад я плотно работал с Дмитрием Буряком, который на тот момент владел Vision Group. Он рассказывал много занимательного.
Сетевые компании строили сеть, хотя сейчас бы это назвали коммьюнити, и продвигали чудовищный объем товаропотока через канал прямых продаж, когда еще никаким интернетом не пахло. Все используемые сейчас механики, бесплатные вебинары отлично работали тогда.
Потом появился интернет, и все перешло в цифру. Механики стали ОПОСРЕДОВАННЫМИ, а товары стали цифровыми, в первую очередь контент, доступ, ощущение и связанные с ними ценности и эмоции.
Последние 15 лет прошли под знаком товарных e-commerce-ов типа Amazon, eBay, Alibexpress — из магазинов они превратились в глобальные маркетплейсы.
Именно эти маркетплейсы + глобальные финансы + глобальная логистика позволила какому-нибудь Ли из китайской провинции предложить свои товары богатому американскому рынку, а какой-нибудь Джоан, матери-одиночке с 2 детьми в Оклахоме, предложить свои, ручной работы, носовые платки всему американскому рынку.
Масса людей возрадовались, и если ранее они работали на свои небольшие магазинчики на main street, то теперь они все работают на Безоса, Джека Ма, отдавая им 30% от каждой, с таким трудом, проданной позиции. Это привело к коммодитизации огромного числа продуктов и еще большего числа профессий.
Коммодитизация — это процесс перехода продукта из марочной категории в категорию рядовых продуктов (commodity).
Коммодитизация происходит за счет постоянного совершенствования производственных технологий, благодаря чему продукты становятся все более и более похожими — с точки зрения качества, возможностей, технических характеристик и пр., и потребителю становится безразлично, товар какой марки покупать (так как с его точки зрения все они одинаковые).
С течением времени коммодитизации подвергаются все более сложные в технологическом плане товарные категории — от mp3-плееров до компьютеров и даже автомобилей.
Если более простыми словами: со временем любые, не требующие уникальной экспертной работы товары будут вынужденно конкурировать по цене, скатываясь до минимального уровня маржи, а то и становясь убыточными.
Причем по мере распространения того самого экспертного знания оно перестает быть столь уникальным, поэтому сегодняшние «уникальные эксперты» могут вполне стать завтрашним мейнстримом, как это произошло с конторами по установке и обслуживанию 1С.
Или возьмем, к примеру, изучение английского языка, да и любого языка. Объем рынка сейчас $46 млрд., прогноз к 2020 до $56 млрд. Вроде все хорошо, но с января в продажу поступит гаджет, кстати, уже сотый. Разумеется, скорее всего, разрекламированное и дорогое г***. Сегодня. Но вот через 3-4 года — ХЗ! А через 6-7 уже точно не ХЗ. И что произойдет с рынком обучения всем языкам?
То самое, что вы подумали. Потому что алгоритм может снижать маржу до бесконечности, а цена устройства может быть снижена до 0. Представьте: хороший переводчик в реальном времени + встроенный обучающий блок по цене 10$/месяц. Это если без рекламы, а с рекламой 0. Одноразовый, в аэропорту будут выдавать вместе с презервативами.