ВТБ потребовал 249 млрд руб. с экс-владельцев «Трансаэро». Банк обвинил их в выводе денег
Госбанк подал к бывшим владельцам авиакомпании иски о субсидиарной ответственности, обвинив их в фальсификации отчетности: по мнению ВТБ, «Трансаэро» фактически обанкротилась еще в 2012 г.
ВТБ решил взыскать все долги авиакомпании «Трансаэро», прекратившей полеты в 2015 г., с ее бывших контролирующих акционеров. Банк подал иск в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области о привлечении к субсидиарной ответственности Ольги и Александра Плешаковых, а также матери последнего, руководителю Международного авиационного комитета Татьяне Анодиной — им принадлежало 53% акций перевозчика, пишет «Коммерсантъ».
Банк потребовал взыскать с них 249 млрд руб. — все долги «Трансаэро» перед банками, лизингодателями, поставщиками топлива, аэропортами и другими контрагентами. ВТБ в 2014–2015 гг. заключил с «Трансаэро» кредитные соглашения на 13 млрд руб., но уже в октябре 2015 г. авиакомпания прекратила полеты, а в 2017 г. обанкротилась.
При этом в банке считают, что объективное банкротство наступило еще в 2012 г., а бухотчетность, на основании которой ВТБ выдал кредит, была фальсифицирована. Уже после наступления объективного банкротства руководство «Трансаэро», платило дивиденды акционерам и вознаграждение топ-менеджерам — всего 284 млн руб.
Связаться с Ольгой и Александром Плешаковыми для комментария не удалось, а в адвокатском бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» подчеркнули, что ответчики не согласны с заявлением банка. Адвокат Плешаковых ссылается на второй иск о субсидиарной ответственности, который конкурсный управляющий «Трансаэро» Алексей Белокопыт подал 14 марта к Дмитрию Сапрыкину, возглавлявшему компанию всего полтора месяца.
Причиной подачи иска к нему стало решение прекратить продажи авиабилетов с 1 октября 2015 г. и нарушения авиационных правил при назначении гендиректора, которые формально стали причиной отзыва сертификата эксплуатанта у «Трансаэро». По мнению адвоката Плешаковых, в иске изложены «действительные обстоятельства и причины наступления банкротства».
После ухода с рынка «Трансаэро» в непростом финансовом положении находится пятый авиаперевозчик Utair. Компания должна банкам 56 млрд руб., они не соглашаются на план реструктуризации, но и обанкротить ее, скорее всего, не будут, так как в этом случае шансы вернуть деньги еще меньше. В целом отрасль авиаперевозок в России в прошлом году была операционно убыточна из-за резкого повышения цен на авиакеросин — убыток достиг 37–39 млрд руб.