«Вы хотите, чтобы у ребенка был высокий IQ или чтобы он был счастлив? Сделайте шаг назад»
«Дети важны для нас, так должно быть. Делая выбор при воспитании, мы хотим, чтобы это 100% было верное решение. Ни одно исследование не гарантирует этого, но кто помнит об этом на форумах родителей?».
Эмили Остер, автор книги «Шпаргалка: руководство, как лучше и спокойнее воспитывать детей от рождения до школы», рассказала в интервью The Atlantic о том, почему родителям важно понимать, почему вести себя с ребенком нужно так, а не иначе.
Множество статей и книг, пояснила писатель, точно говорят «как», но совсем не объясняют «почему», и это большой минус. В своей книге Остер приводит анализ того, что должны сказать исследования — а также чего они не должны говорить, — о плюсах и минусах грудного вскармливания, приучения к горшку и обрезания, среди многих других вопросов, которые возникают в первые годы жизни ребенка. DK.RU выбрал главное из интервью.
Не объясняя, почему, — пишет Эмили Остер в своей новой книге, — мы лишаем людей возможности делать выбор самостоятельно, учитывая собственные предпочтения.
— Я думаю, что проблема с воспитанием детей заключается в том, что может быть очень трудно получить полную картину фактов, основанных на том, что люди пишут в интернете, — особенно когда люди стремятся сделать выбор на основе доказательств или данных.
В большинстве случаев существует множество различных доказательств: вы можете перепрыгивать с сайта на сайт, один из которых говорит, что вы должны сделать следующий выбор, потому что это единственно верный выбор, а другой утверждает, что это худшее, что вы можете сделать для вашего ребенка. Я думаю, что такое разнообразие очень решительных утверждений сбивает с толку и может иногда сделать хуже, чем раньше.
— Я думаю, что часть воспитания — то, что ваши дети очень важны для вас, и так и должно быть. Когда вы делаете выбор, вы хотите сделать его правильно, и из-за этой риторики о том, что только один конкретный вариант «правильный», каждое решение в конечном итоге выглядит очень логичным. Я думаю, что все эти решения по сути приобретают преувеличенную значимость и важность.
— Даже если ваша единственная цель состоит в том, чтобы сделать ребенка лучше по некоторым измеримым показателям и получить наивысший балл по всем тестам, которые используют исследователи, данные на самом деле не настолько хороши, чтобы подсказать вам конкретное решение.
Но можно сделать шаг назад и сказать: на самом деле моя цель не в том, чтобы у ребенка непременно был самый высокий IQ, а в том, чтобы он был счастливым, хорошо приспособленным, продуктивным человеком.
И здесь мы не только не знаем, что к этому приводит, но и не знаем, как это измерить.