Вы на черный день откладываете?
Елена Лагунова генеральный директор торгового дома «УКМК» Безусловно, откладывать деньги на черный день стоит. В любом бизнесе бывают как взлеты в виде «унылой череды успехов», так и падения. Нео
Елена Лагунова
генеральный директор торгового дома «УКМК»
Безусловно, откладывать деньги на черный день стоит. В любом бизнесе бывают как взлеты в виде «унылой череды успехов», так и падения. Необходимо создавать стабилизационный фонд, чтобы не покрывать форс-мажоры за счет собственных основных средств и кредитов. Наш запас складывается из ежемесячных отчислений и «пенок» с прибыли от крупных контрактов. Стабфонд выручал два раза: мы смогли погасить кредит в условиях нехватки оборотных средств и помочь семье сотрудника компании.
Алексей Бабушкин
генеральный директор компании «Оптивера»
Задача накопить на черный день перед компанией не стоит. В современных условиях можно эффективно контролировать денежные потоки, например, с помощью бюджетирования. В крайнем случае можно воспользоваться различными финансовыми услугами — кредитами, лизингом, овердрафтом. Даже если мы аккумулируем деньги на расчетном счете, то все они в итоге пойдут на развитие, покупку оборудования и т. п., а не будут лежать мертвым грузом, дожидаясь неведомого черного дня.
Александр Лапин
директор компании «Созвездие салфеток»
У нас всегда есть свободная сумма, хотя мы не откладываем. Она находится в обороте: мы постоянно кредитуем клиентов. Нас, в свою очередь, могут кредитовать далеко не все поставщики. Использовать запасенные деньги приходится периодически: осенью и весной происходит сезонное повышение спроса на нашу продукцию. В нашем бизнесе без финансовых запасов практически невозможно, иначе приходится кредитоваться, что может обернуться лишними расходами.
Павел Неверов
собственник группы компаний «Апрайт»
Да, резервные накопления необходимы. В межкризисные годы на них можно тратить не более 5-10% от прибыли и вкладывать в низкорисковые инструменты, которые могут работать на бизнес (недвижимость, антиквариат, государственные ценные бумаги, металлические счета). Но сейчас, в преддверии кризиса, когда в России приостанавливается рост производства, а в мире наблюдается спад экономики, на формирование резервов лучше направлять до 25-30% прибыли.
Марина Федотова
генеральный директор компании «Связькомплект-Урал»
На черный день мы не копили. Деньги должны работать, поэтому они идут на развитие: покупку товаров, освоение новых рынков, раскрутку наших продуктов. Хотя у нас всегда остаются суммы на неотложные нужды, срочные проекты, премиальные. Вообще, в нашей компании (мы ее уральское представительство) отслеживается, чтобы проблемы не нагрянули внезапно и не нанесли серьезного ущерба бизнесу. В случае кризиса различные наши структуры просто подстрахуют друг друга.
Кирилл Мельников
генеральный директор компании «Исеть-инвест»
Конечно, оптимально от 10 до 30% дохода оставлять в неприкосновенности. Но мы работаем на открытом рынке, где необходимо быстро реагировать. Поэтому объем отложенных средств может варьироваться — это решается в оперативном порядке. В некоторые периоды компания может работать вообще без запаса, отправляя все на развитие, ведь сегодняшние деньги дороже завтрашних. В любом случае фирма готова к кризисным явлениям и способна должным образом ответить на удар судьбы.
Александр Гуревич
исполнительный директор компании «АБ Консалт»
В принципе правильно отправлять часть средств в «кубышку». В разных источниках рекомендуется откладывать от 10 до 30% дохода на черный день. Обычно я так и делаю. Моя норма — 20%. Но сейчас не могу себе этого позволить: все средства идут на погашение кредита, связанного с покупкой недвижимости (это один из способов вложения денег).