Вячеслав Потехин купил себе хоккейную команду и Дворец спорта
В 2004 г. на базе Дворца спорта (ул. Большакова, 90) создали ОАО «КРК «Уралец». Дворец закрыли на реконструкцию в 2001 г. Строительными работами занималась холдинговая компания «Лидер», принадлежащ
В 2004 г. на базе Дворца спорта (ул. Большакова, 90) создали ОАО «КРК «Уралец». Дворец закрыли на реконструкцию в 2001 г. Строительными работами занималась холдинговая компания «Лидер», принадлежащая Николаю Кретову.
После завершения реконструкции владелец «Лидера» получил 49% в созданном на базе этого спортивного комплекса КРК «Уралец», а 51% акций перешли правительству области. Позже свою долю в ОАО г-н Кретов довел до 70% и продал ее владельцу группы компаний «Неоплан» Вячеславу Потехину. В собственность г-на Потехина перешли Дворец спорта (площадь 42 тыс. кв. м) в Екатеринбурге и оздоровительно-спортивный комплекс «Автомобилист» на 217 человек в пос. Курганово. Продажную стоимость «Уральца» стороны не разглашают. В приемной Николая Кретова сообщают, что он сейчас находится в командировке. А г-н Потехин комментировать финансовую составляющую сделки категорически отказывается. По информации Вячеслава Деменьшина, президента Федерации хоккея Свердловской области, на покупку КРК «Уралец» новый собственник потратил 1,2 млрд руб.
Как уточнил «ДК» Вячеслав Потехин, он намерен построить вторую очередь этого объекта. Она будет состоять из гостиницы и велнес-центра на 8 тыс. кв. м, включающего два бассейна, сауну, тренажерный и фитнес-залы. Одной из фишек станет школа бокса Константина Цзю, о создании которой предварительные договоренности уже достигнуты, добавил г-н Потехин. Суммы инвестиций в строительство, а также сроки окупаемости он назвать отказался, сославшись на то, что объект сейчас проектируют. Закончить его возведение планируют в конце 2010 г. — первом квартале 2011 г. Спортивные мероприятия сами по себе денег приносить не могут, поэтому коммерческая составляющая в спортивных объектах оправданна, поясняет Юрий Крюченков, директор Центрального стадиона (реконструкцией этого объекта занимается Группа Синара). Так, взявшись за реконструкцию Центрального стадиона, «Синара» заявила о том, что планирует построить рядом с ним несколько коммерческих объектов: гостиницу на 100 номеров, спорткомплекс и трехэтажный торгово-развлекательный центр.
Вторая очередь Дворца спорта должна будет приносить прибыль, которую Вячеслав Потехин намерен направлять на содержание хоккейного клуба «Автомобилист». Предприниматель приобрел его вместе с «Уральцем». Г-н Потехин: «Клуб сейчас испытывает серьезные финансовые трудности. К тому моменту, как я стал собственником КРК «Уралец», «Автомобилист» фактически находился на грани банкротства. Не было средств на продление контрактов с ключевыми игроками. Федерация хоккея и представители областного правительства предложили мне вместе с командой приобрести Дворец спорта и заняться возрождением хоккейной команды».
Сезонный бюджет клуба в этом году составил 200 млн руб. 50% денег на содержание «Автомобилиста», по словам Вячеслава Потехина, выделяет областное правительство. Оставшуюся часть инвестиций должен был привлекать «Лидер». Но с поставленной задачей компания г-на Кретова не справилась. Потому другим учредителям клуба пришлось искать нового партнера из числа предпринимателей. И теперь формировать половину бюджета «Автомобилиста» (не менее 100 млн руб.) будет г-н Потехин.
Передача спортивных клубов в частные руки — нормальная практика для Свердловской области. Уральская горно-металлургическая компания с 2001 г. владеет женским баскетбольным клубом УГМК. Нижнетагильский металлургический комбинат — генеральный спонсор волейбольной команды «Уралочка». Трубная Металлургическая Компания содержит футбольный клуб «Урал».
Но в отличие от других спортивных меценатов Вячеслав Потехин планирует сделать приобретенную хоккейную команду коммерчески успешной. Если «Автомобилист» станет заметным клубом на европейской арене, к его содержанию можно будет привлечь немалые спонсорские деньги, утверждает он: «Сейчас, когда команда играет в высшей российской лиге, на ее матчи приходит не более двух тысяч человек. Естественно, крупных инвесторов, готовых развивать свой бренд за счет финансирования «Автомобилиста», такая ситуация не радует. Но если мы сможем вывести клуб в КХЛ(2), это привлечет и болельщиков, и спонсоров. Потому вполне возможно, что клуб выйдет на самоокупаемость».
Попытку запуска самоокупаемого спортивного клуба в Екатеринбурге уже предпринимали. В 2001 г. бывший соучредитель ГУТА-банка Александр Венидиктов создал баскетбольный клуб ЕВРАЗ. По задумке предпринимателя команда должна была приносить прибыль за счет рекламы и продажи билетов. Но, несмотря на спортивные успехи, планы бизнесмена не осуществились. В 2005 г. ЕВРАЗ не смог сформировать рекомендованный Российской ассоциацией баскетбола бюджет в $4 млн, и клуб пришлось закрыть.
*2 Континентальная хоккейная лига (КХЛ) — открытая международная хоккейная лига Евразии, созданная в 2008 г. на основе Российской хоккейной суперлиги. Включает в себя 24 клуба. Для того чтобы в нее попасть, «Автомобилист» должен сформировать бюджет не менее 550 млн руб.