Вячеслав Трапезников: На планете без Vuitton - живут мои герои
В прошлом – fashion victim. Забив собственные шкафы модной одеждой идорогой обувью, Вячеслав теперь считает иконами стиля фриков и докторов советских поликлиник. По его словам, самый простой спос
В прошлом – fashion victim. Забив собственные шкафы модной одеждой идорогой обувью, Вячеслав теперь считает иконами стиля фриков и докторов советских поликлиник. По его словам, самый простой способ найти свой стиль – заняться своим делом. И если утром он вдруг не может решить, какой костюм сегодня надеть, для него это первый звоночек, что он снова в первом классе той школы, где мы все учимся быть людьми.
Я запомнил, как мой друг как-то сказал, надевая костюм и повязывая галстук: «Надели спецовку – пошли в цех». Мы – провинциальный город, у нас Kiton напрягает и фетишизировать одежду не принято. «Не делайте из еды культ», – сказал Остап и съел огурец сам». Я год листал светские тусовки в журналах – там нет серьезных бизнесменов. Единицы, кто ходит. Бизнесменов в городе условно тысяча человек. А на тусовки ходят «условно пять». Ну ладно, «условно десять». При том что многие одеваются в Покровском пассаже – он ведь не закрылся, не умер в кризис,– люди относятся к дорогой одежде как к спецовке.
Много лет назад – кажется, что в прошлой жизни, – я учился в школе, и классным руководителем был известный нынче в городе бизнес-преподаватель и психолог Виктор Ханин. Он, как сумасшедший, постоянно повторял: «Ребята, художественность – это единство формы и содержания». И эта формула вбита в меня на молекулярном уровне.
Думаю, что стиль – это тоже единство формы и содержания. У нас в городе есть малюсенький магазинчик музыки, и его владелец – безумный в хорошем смысле, потому что кто еще решится открыть магазин компакт-дисков в эпоху общеизвестного падения рынка и станет предлагать покупателям только классическую музыку. Я наслаждаюсь, проводя там время, кайфую и поездки туда планирую и предвкушаю, потому что, например, владелец, рассказывая про какого-нибудь тенора, может начать его петь. Смотрю на него – абсолютный фрик и одет так, как должен быть одет «фрик – хозяин магазина классической музыки»: жилетка, рубашка, брюки. Я не знаю ни что за жилетка, ни что за рубашка, но он в образе, и у него есть свой стиль, который идет изнутри. Этому человеку есть что сказать, и потому его образ цельный и настоящий. Еще пример. Знаю одного доктора – он доктор в обычной советской больнице, не в «УГМК-Здоровье», и наверняка далеко не миллионер, и наверняка у него ограниченный доход по сравнению с бизнесменами, но он похож на тот образ, который мы себе представляем, когда думаем о том, как может выглядеть идеальный доктор. Есть ли на нем хоть одна брендовая вещь? Нет. Есть ли у него стиль? Абсолютно точно.
Не знаю, есть ли у докторов халаты от Versace. Может, и есть. Но у того доктора обычный белый халат, обязательно галстук, наглаженные брюки. Сами по себе халат, галстук и брюки не создают образ – у миллионов докторов они есть. Смысл в том, что он – хороший доктор. Ему действительно очень идет и его галстук, и его докторская бородка. Ему все это хорошо, потому что внутри что-то особенное есть. Он наденет джинсы и все равно останется замечательным доктором. И когда он идет в магазин, то покупает вещи не потому, что«это Louis Vuitton», и не потому, что«я всегда одеваюсь в этом магазине». Он идет в магазин, зная, кто он и что у него внутри. Все от этого – от единства формы и содержания, и такие люди всегда приковывают к себе внимание. Им не надо для этого вращаться в «Троекурове» и посещать показы Покровского пассажа – им комфортно в своей среде, и они в ней успешны. С точки зрения бизнесмена, назвать доктора успешным – абсурд. А с человеческой точки зрения этот доктор – мегауспешен. Он гармоничен, востребован, занимается тем, для чего рожден.
И этот фрик в музыкальном магазине – я в него просто влюблен. Он тоже мегауспешен, занимается любимым делом, и по нему это видно. Недавно разговаривал с очень большим начальником в образовании, и он сказал, что преподаватель – низкое звание по сравнению с высоким званием директора строительной компании. А я с ним не согласился и сейчас не соглашусь – и в преподавательской среде есть такие профессора, которые похожи на идеального профессора Гарвардского университета. Их мало, но они есть, и они успешны, живут в мире с собой. Человек реализуется, если он раскрывает себя, творит, и, что бы он ни надел, всегда будет в образе и всегда стильным. Это одна сторона. Есть и другая.
Давайте будем честными – есть люди‑манекенщицы. Но ведь манекенщица от слова «манекен» происходит, и очень не здорово, если ты остаешься оболочкой и еще и культивируешь это. Да, это может выглядеть дорого и красиво, но, если форма довлеет над содержанием, это «нехудожественно». Меня в школе так учили. Если человеку от природы дано много внешнего, для баланса нужно много читать, много думать, может быть, простите меня за банальность, даже где-то пройти через страдания.
Я сейчас, по сути, говорю о тренировке мускулов души. Можно ли их накачать? Можно, но тем, кто хочет это сделать. У нас продвинутый город в плане современной хореографии. То, что у нас делают «Институт танца» и «Провинциальные танцы», – это мировой уровень. Это может нравиться или не нравиться, но для того чтобы мнение составить – нужно сходить. «Я не читал, но осуждаю» – мы это уже проходили. Пастернак, как культурный феномен, не пострадал от такого отношения. И «Институт танца» не страдает от того, что кто-то, развалившись в кресле, скажет: «Да ну на х...». Но я убежден, что человек не может считаться культурным, если, живя в Екатеринбурге, ни разу не был на этих спектаклях. Кроме того, у нас продвинутый город по уровню фотографической культуры, и то, что здесь есть отдельный музей фотографии, где проводятся совершенно суперские экспозиции мирового уровня, и люди туда ходят, – это очень здорово. Есть еще масса вещей, которые душу тренируют: книги, учеба, самообразование. Только страдание искать не надо – оно само тебя найдет. Для меня лично и для всей нашей отрасли последние полтора года, может, страданием и не назовешь, но испытанием – точно. Сегодня в очень крупных и известных компаниях, где раньше в офисах кипела жизнь, увольняют секретарей в приемных. Это не описать словами, и это продолжается уже второй год.
Среди моих знакомых есть люди, чей образ сформирован еще в советское время. Им не нужно вещей от Kiton, и они даже смешно будут выглядеть в них. Без всяких натяжек эти люди – долларовые миллионеры, но предложи им костюм за двести тысяч, они скажут: «Слава, ты с ума сошел? Ты что? Это носишь?» Но это гиперстильные, суперуспешные и сверхреализованные люди. Эти мужики – мои герои. У них все очень хорошо с творчеством и самореализацией, хотя их успешный образ никак не связан с Louis Vuitton. Для них это – пустой звук. Они параллельно существуют в этом мире, на разных планетах – Vuitton и эти мужики.
Смешно говорить о том, что, если ты дорого одет, с тобой тут же подпишут миллионный контракт. И те, кто ведутся на это, – мне даже трудно таких людей представить. Тех, кто умеет на высочайшем уровне носить демонстративно дорогую одежду в городе Свердловске, – двое. Я знаком только с одним из них – с точки зрения журнала GQ он мегастильный: владелец элитного ночного клуба, и в нем есть эта светскость, поэтому и дорогая одежда смотрится гармонично. Во всех остальных случаях демонстративно дорого одетый человек вызывает напряжение у абсолютного большинства людей.
Я так рассуждаю не потому, что у меня четыре шкафа не забиты made to measure. Нет, как раз забиты, но я все это прошел. До смешного. Я несколько лет скупал, сметал дорогую модельную обувь – меня несло, при том что мне нельзя было ее носить. В какой-то момент ходить для меня стало пыткой, и на этом все закончилось: я закрыл шкафы и вернулся к фирме EССО.
В развитии личности этап самореализации через одежду – этап начальной школы. Пока это происходит – человек еще ребенок и ничего в жизни не понял. Самый лучший способ найти свой стиль – не думать о стиле. Есть внутренний регулятор, который подскажет, когда остановиться, если ты уже надел сорочку, запонки, галстук и присматриваешься, чего еще не хватает. Главный вопрос – в чем ты реализуешься. Если для тебя самое главное событие первой половины дня – посещение гардероба, наверное, это сигнал. В чем ты творишь? Успешные бизнесмены – те, кто творят. А деньги никто не зарабатывает. Борис Дьяконов – второй стильный человек в городе, которого я знаю. Он умеет, блин, эти платочки носить! Он один в городе, кто умеет их носить. Это пример человека, у которого есть стиль. Но стиль не оттого, что он носит платочки, – я точно знаю, что он в бизнесе не деньги зарабатывает, а занимается творчеством.