«Выбросите все лишнее и купите у меня полку за 17 000». Сделать деньги на философии уборки
Мари Кондо, гуру уборки, которую называли одним из 100 самых влиятельных людей современности, открыла интернет-магазин с товарами для дома. Цены в нем стали поводом для разговоров по всему миру.
О системе уборки Мари Кондо слышали, пожалуй, почти по всему миру. Где бы вы ни жили, в Нью-Йорке или Иркутске, принцип «Выбросите все лишнее и оставьте только то, что доставляет радость» подходит. Простой и эффективный способ сделать жизнь более организованной позволил Кондо стать знаменитостью. И все было хорошо, пока она не открыла собственный интернет-магазин. Вскоре после его запуска социальные сети и СМИ наполнились весьма острыми и критическими комментариями, пишет «Цех». В чем же дело?
В книге «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка в доме и в жизни», опубликованной в 2014 году, предлагается распределить вещи по дому по типам, а не по комнатам. Система стала популярной, вскоре Netflix запустил реалити-шоу с Кондо, в рамках которого девушка помогала людям «преображать» жизнь, приводя их дома в порядок. В 2015 году Мари Кондо назвали одной из 100 наиболее влиятельных персон в мире.
В середине ноября 2019 года в The Wall Street Journal появился материал об открытии онлайн-магазина Кондо. В каталоге на сайте представлены кухонные принадлежности, подсвечники, тапочки, подносы, и, конечно, различные коробки, корзины, банки и прочие емкости для хранения вещей. Всего более 100 предметов.
Цены на товары удивили многих. Например, заварочный чайник стоит 12 800 руб., медная подставка для утвари 17 600 руб.
Самый дешевый предмет каталога — керамическая подставка для палочек, она стоит 512 руб. Предлагают покупателям и весьма необычные товары: вы можете купить у Кондо камертон с розовым кристаллом за 4 800 руб. Как поясняет гуру уборки и наведения порядка, звуковые вирации от инструмента помогают настроиться на нужный лад и очистить энергию, для этого нужно стукнуть камертоном по кристаллу и направить инструмент на источник беспокойства — хоть в темный угол, хоть на человека.
Увидев ассортимент магазина, многие стали упрекать Кондо в том, что она не следует своим же принципам и оправдывает консьюмеризм. В заметке на Grist научный журналист Эмили Понтекорво говорит: «Новый бизнес Кондо оставляет нас с чувством, что все было зря — весь смысл уборки оказался сведен к замене старых выброшенных безделушек новыми».
Журналистка The New York Times Пенелопа Грин в своем тексте напоминает, что Мари Кондо говорила не только о расхламлении, но и об особом отношении к вещам. Она поддерживает идеи анимизма (одушевления предметов) и поэтому для нее слова о предметах, которые приносят радость — не пустой звук. Кондо уверена, что любимые вещи дают нам положительные эмоции и усиливают чувствительность к миру.
Достаточно ли этого, чтобы оправдать выпуск полулюксовых предметов быта?
Понтекорво пишет, что некоторые из предметов, на первый взгляд, поддерживают концепцию «нулевых отходов», но если уж быть до конца честными и последовательными, хлопковые ватные диски для многоразового пользования за 1 280 руб — это всего лишь кусочек хлопковой ткани, так почему бы просто не использовать вместо этого старую футболку?
По сути, если не хочется копить лишнее и быть источником огромного количества мусора, прежде всего стоит думать о повторном использовании того, что есть, а не о приобретении нового, пусть и «экологически правильного».