«ВымпелКом» может запустить сеть 4G на Урале уже в 2014 г.
Владимир Кокурин, в марте 2013 г. назначенный техдиректором уральского «ВымпелКома», рассказал, почему филиал отстает по развитию сетей от конкурентов, как увеличатся скорости 3G и когда появится LTE.
Первая встреча г-на Кокурина с екатеринбургскими журналистами, освещающими темы ИТ/телекома, прошла в пятницу, 28 июня, в формате «пресс-ланча». Все расклады по работе «ВымпелКома» на Урале из первых уст — в интервью «ДК».
До прихода в «ВымпелКом» Владимир Кокурин более 10 лет работал в компании «Мегафон». В «Мегафон» он пришел в октябре 2002 г. ведущим инженером отдела технической эксплуатации сети Астраханского отделения ОАО «МСС-Поволжье». Затем занимал должности заместителя начальника отдела технической эксплуатации сети Астраханского отделения, заместителя директора Оренбургского отделения, директора Волгоградского отделения. В 2009 г. был назначен на должность технического директора Поволжского филиала «Мегафон», которую занимал вплоть до своего назначения первым заместителем директора Кавказского филиала компании в 2011 г. В числе успешных проектов г-на Кокурина в «Мегафоне»: вывод компании в лидеры по качеству связи в Поволжском макрорегионе и введение в эксплуатацию сети 4G LTE в Кавказском филиале.
Как вам «ВымпелКом»? Вы ведь перешли сюда из компании-конкурента…
— Забот здесь больше… (смеется) В «Мегафоне» есть технический директор и директор по строительству. В «ВымпелКоме» эти обязанности ложатся на одного руководителя. Два в одном — вот вам и разница. Здесь большое поле для работы: 2013-й — год интенсивного строительства и модернизации сетей второго и третьего поколения.
Какие задачи поставлены перед вами в уральском филиале?
— Первостепенная задача — строительство базовых станций (комплекс радиопередающей аппаратуры (ретрансляторы, приемо-передатчики), осуществляющий связь с конечным абонентским устройством (сотовым телефоном) – прим.ред.). Мы отстаем по развитию сетей от других игроков рынка. По нашей оценке, у «Мегафона» на 1,5 тыс. базовых станций больше, у МТС — на 1 тыс. Я пришел в «ВымпелКом» в марте, когда бюджет на текущий год был уже сверстан. Поэтому решил сосредоточиться на тех объектах, которые можно построить быстро. Проблема на Урале в том, что темпы строительства не соответствовали планам. Сегодня мы достраиваем те объекты, которые должны были быть введены в эксплуатацию еще в 2012 г. В этом году планирую закинуть удочки конкурентам — по размещению наших станций на их вышках (естественно, на коммерческих условиях). Улучшить качество связи и увеличить скорость мобильного Интернета можно только за счет плотности застройки базовых станций. Чем больше — тем лучше. Это наш приоритет. Свои вышки начнем строить в 2014 г.
Чем обусловлены задержки в строительстве?
— Традиционно в телеком-бизнесе на это влияют два фактора: готовность акционеров инвестировать в развитие сетей и общее настроение внутри коллектива. С первым у нас все в порядке. Инвестиции — на уровне других крупнейших игроков. Иначе никак, ведь технологии, в среднем, обновляются раз в три года. Условно говоря: не успел отбить средства от 3G, а уже надо запускать LTE. Проблема — в медленных строителях. Сотрудников надо держать в напряжении, нагружать, иначе все расслабятся. Сегодня необходимая нагрузка в филиале создана.
Прошлой зимой «ВымпелКом» анонсировал перевод инфраструктуры на аутсорсинг. Он состоялся?
— Да, с 1 апреля обслуживание мобильных и фиксированных сетей передано компании Ericsson. У нас осталось несколько узловых элементов, которые мы развиваем сами. Биллинг, например.
А что происходит с ШПД? Складывается ощущение, что этому сегменту почти не уделяется внимания. И не только в «ВымпелКоме», но в целом среди операторов «большой тройки»…
— В «ВымпелКоме» мы приостановили строительство новых кварталов, сосредоточились на развитии сетей на местах присутствия. Пока нет уверенности, что мы должны развивать этот бизнес на новых территориях. Это что касается физлиц. Для B2B-клиентов строить сети ШПД продолжаем. Порой за день я подписываю порядка 20 заявок на организацию «последних миль» («последняя миля» — канал, соединяющий конечное (клиентское) оборудование с узлом доступа провайдера (оператора связи), — прим.ред.). Что будет дальше — покажет время.
Важно понимать, что основной кусок выручки на Урале приносит фиксированная связь. У ШПД большого влияния на финансовую ситуацию нет. Это накладывает отпечаток на темпы развития сегмента. Хочешь — не хочешь, но расклад такой. Да и сложно конкурировать с провайдерами: зачастую маленькие локальные компании переигрывают операторов «большой тройки».
Третий год в Екатеринбурге операторы связи спорят с городскими властями по поводу переноса ВОЛС с городских улиц под землю. Действующая кабельная канализация есть только у «Ростелекома». В горадминистрации решили построить альтернативную. Вы уже включились в процесс переговоров?
— Да, переговоры с мэрией идут. Мне, как человеку, который отвечает за надежность сети, перенести волокна под землю — выгодно. В канализации оно менее подвержено вандализму, авариям, погодным условиям. С другой стороны, пучки проводов, перевязки муфт — это, действительно, не эстетично. Я бывал в городах, где размещение коммуникаций на столбах было запрещено изначально. У них совсем другой вид! Пока мы ведем переговоры с «Ростелекомом». И в принципе, если удастся договориться о хорошей цене за аренду, то мы готовы постепенно, в пределах трех-четырех лет, перенести оптику под землю.
Хорошая цена — это какая?
— Желательно — не дороже, чем плата за использование уличных столбов. Кроме аренды, мы ведь понесем затраты на демонтаж и новую прокладку сети. Здесь тоже все интересно — цена варьирует в зависимости от географии. Например, прокладка 100 м канализации в первом городском поясе, условно, может стоить 1 млн руб. (с учетом всех согласований и пр.). А если это ул. Ленина — то в несколько раз больше. Об этом тоже предстоит договариваться с «Ростелекомом».
В Тюмени тоже решили спустить ВОЛС под землю. Как решается вопрос там?
— Несколько иначе. Там решение связано с отказом от троллейбусного транспорта. Есть пять-шесть улиц, где мы останемся без столбов. Перенос в канализацию (тоже, кстати, «Ростелекомовскую») обойдется нам примерно в 50 млн руб. Мы подписали договор с администрацией Тюмени, по которому перенесем оптику в течение трех лет. В Екатеринбурге такой договор еще не подписан, но мы близки к этому. И кстати, подобная ситуация может возникнуть в Перми. Там власти что-то затевают с трамвайным движением. Так что мы следим за информацией, держим руку на пульсе.
В феврале ваш предшественник на посту техдиректора говорил, что с технической точки зрения «ВымпелКом» к запуску 4G LTE на Урале готов. Когда начнется строительство сети?
— Честно говоря, заниматься LTE пока не хочется. Сегодня — это красивая побрякушка, которой операторы связи планируют привлечь внимание части абонентской базы, заинтересованной в новых технологиях. Мы смотрим, как LTE развивается у Yota и «Мегафона», и понимаем, что на данном этапе более важно инвестировать в 3G. Особенно здесь, на Урале. А еще лучше в 3G и 2G одновременно. Реально LTE будет востребован здесь, как мне кажется, года через три. Пока нет даже такого контента, потреблять который можно только с помощью LTE. 3G+ вполне справляется с текущими нагрузками. Но это не значит, что в LTE мы не будем инвестировать. Конечно, будем, но на первых парах это будет псевдо-коммерческая сеть. Абоненты смогут пользоваться, но она сразу не станет такой же масштабной, как 3G.
Первую станцию на Урале мы поставим в 2014 г. Сложностей не должно возникнуть: технически базовые станции LTE мало отличаются от 3G. Меняется софт, перенастраиваются частоты, но системные модули и процессоры менять не нужно.
Как планируете развивать сеть 3G?
— В среднем сегодня скорость в сети 3G на Урале колеблется от 1,5 до 2 мбит/сек. Подчеркну, это именно средняя скорость: в центре Екатеринбурга, например, я регулярно отмечаю и 4, и 5 мбит/сек. Для комфортной работы у абонента, по нашим исследованиям, скорость должна быть 3 мегабита. Под этот показатель мы достраиваем и модернизируем свою сеть. Для этого как минимум 70-80% транспортных каналов передачи данных необходимо перевести на IP-технологию (позволит транслировать мобильный Интернет со скоростью до 21,6 мбит/сек). Думаю, в этом году на 3 мегабита мы уже выйдем.