Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

«Выпили — не полегчало»: Игорь Манн о настроениях в среде предпринимателей страны

Игорь Манн, бизнес-консультант по маркетингу и клиентоориентированности, встретился с предпринимателями в Екатеринбурге. Он рассказал, почему Россию ждет не буржуазная революция, a бунт люмпена.

Автор популярных книг по бизнесу и издатель пообщался с екатеринбургскими предпринимателями в гостинице Angelo в аэропорту Кольцово. После семинара Игорь Борисович ответил на вопросы читателей и редакции Znak.com, рассказав, как видит современную Россию, возможности развития страны и бизнеса в ней.

Хватит ждать, пришло время действовать

Игорь Манн рассказал, какие настроения, на его взгляд, царят в российском бизнесе. По его словам, если еще полгода назад бизнесмены хотели «переждать», то сейчас все поняли, что экономика идет на дно, все глубже и глубже.

«Но ждать уже бесполезно, надо начинать действовать. Кто-то принимает решение «валить», кто-то — работать. В любом случае ключевое слово: пора. С 20 января народ взялся за работу и пашет. Сегодня в аудитории были две сотни человек, все новые слушатели, это показатель, что людям действительно интересно, что можно сделать, чтобы начать расти», — констатирует Игорь Борисович.

Манн констатирует: оцепенение и «ожидание» закончилось.

«У кого-то оно закончилось раньше, еще год назад, а у большинства протрезвление настало после Нового года. Многие надеялись, что нефть почему-то начнет расти, что появится какой-то антикризисный план — и заживем. Дескать, все образумится, выпьем — полегчает. Выпили — не полегчало. Нефть не выросла, а антикризисный план, выяснилось, косвенно затронет интересы предпринимателей», — говорит эксперт.

Многие бизнесмены решили сейчас, по мнению эксперта, что пришло время новой экономической реальности, в которую нужно включаться и жить.

«Новая экономическая реальность — это не Новая экономическая политика, которая в свое время была  шансом для предпринимательского класса. Нынешняя новая экономическая реальность, наоборот, характеризуется осложнениями. Но, по крайней мере, мы знаем «правила игры» и, приспособившись к ним, начнем «играть», — поясняет он.

«Никакой стратегии, все по ходу игры»

Бизнес-консультант говорит, что правы те предприниматели, которые диверсифицировали риски и свой бизнес, создали хорошие страховые запасы.

«Те, кто не предугадал наступление кризиса (да это и непросто) и завязан на импорт, курс рубля, потребление, безусловно, страшно пострадали. А сейчас поздновато размышлять о каких-то вариантах выживания, строить какие-то сценарии. Поэтому первый совет на будущее: готовьтесь к кризису заранее. Второй совет, для тех, кто не подготовился, — никаких стратегических планов, перестраивайтесь быстро, на ходу», — советует Манн.

Иными словами, эксперт советует «шустро смотреть по сторонам» и понимать, что нужно делать прямо сейчас.

«Народ бросил ходить в рестораны, сидит по домам, трудно затащить, люди перестали покупать машины, вон какое падение на автомобильном рынке — вот и думай, что предпринять, чтобы люди вернулись в рестораны и покупали автомобили, придумай уникальные маркетинговые решения и яркие, работающие рекламные кампании», — говорит Игорь Борисович.

Он уверен, что сейчас нет никакого смысла составлять планы даже на полгода вперед: план на неделю — это оптимально.

«Смотри на неделю и действуй, крутись каждый день. Но ведь не хотят! Продолжают мыслить прежними категориями, действовать в соответствии со стареньким мышлением: «все как-нибудь рассосется, другому будет плохо, а все придут ко мне», — констатирует Манн.

При этом он констатирует, что представителям бизнес не стоит удивляться, когда правительство преподносит не самые приятные сюрпризы:

«А что, все это какие-то новости? Не знаем, в какой стране живем? Я точно не буду призывать выходить на баррикады. Надо приспосабливаться, адаптироваться. Тебе же давали время, чтобы поставить ларек в другом месте. И появление силовиков достаточно предсказуемо, этому предшествуют разные слабые и сильные сигналы. От новых налогов тоже никто не застрахован. Думать, предвидеть, страховаться — других рецептов нет. Но мы, повторяю, не умеем думать, не любим думать. Редко какой предприниматель на самом деле думает, в основном все уповают», — говорит эксперт.

«Пессимисты уехали, реалисты - думают, а оптимисты думают и работают»

У бизнес-консультанта спросили также, как он относится к тому, что средний бизнес в России не может консолидироваться и эффективно отстаивать свои права, в отличие от, например, дальнобойщиков или представителей крупных капиталов (РСПП).

«Видимо, нет вождя, лидера, который мог бы его объединить. Да и среднего бизнеса, к сожалению, не так уж много. Малого много, есть большой, а среднего мало», — говорит Манн.

Он пояснил, что знает людей, которые могли бы стать такими лидерами, но смогут ли они заниматься общественной работой, ведь эта деятельность очень сильно отвлекает от бизнеса. Пока же среднему бизнесу удобнее работать по принципу «каждый сам за себя».

На вопрос о попытках буржуазной революции в России в 1917 и 1991 годах и возможности новой попытки смены экономического и общественного строя, Манн ответил максимально точно:

«Буржуазная революция успешна, когда есть буржуазия. А у нас сейчас со средним классом тяжело, а с буржуазией еще хуже. Поэтому если мы и получим революцию, то, к сожалению, это будет люмпен-революция, по сценарию 1917 года, когда брат на брата, семья на семью. Так что не дай нам Бог никаких революций».

Вместе с тем эксперт назвал причины для того, чтобы оставаться в России и вести здесь бизнес.

«Две причины. Первая: где родился, там и пригодился. Возможностей делать бизнес здесь гораздо больше, чем за рубежом. На Западе бизнес живет, конечно, более спокойной жизнью, и имеет право: все-таки там предпринимательству двести лет, а у нас всего лишь двадцать. Но у нас еще нет такой жесткой конкуренции, как в Америке и Европе, и громадное число соотечественников еще могут воспользоваться этим и найти себя в предпринимательстве. 

Вторая причина: как ни крути, многие люди все же верят в свою страну, они являются патриотами — не площадными, а по факту своей преобразующей деятельности: сделать лучшую гостиницу, лучший ресторан, лучшую клининговую компанию, лучший журнал. Спросите этих людей, почему они продолжают работать. Они ответят: пытаемся заработать, обеспечить семьи, сделать приятное другим. Это и вселяет надежду, что, может быть, обойдется без революции, что мы спокойно, постепенно будем менять нашу страну в лучшую сторону. Вы же видите изменения по сравнению с десятилетней, двадцатилетней давностью — явный прогресс, и в Москве, и в Екатеринбурге изменения налицо, города становятся более приятными для жизни. Вот так, шаг за шагом… Я даже где-то читал, что в прошлом году было меньше всего эмиграций за границу, хотя многие, конечно, на низком старте. Степень тревожности, в силу предощущений люмпен-революции, — высокая. Но, пессимисты, мне кажется, уехали, реалисты - думают, а оптимисты думают и работают», — говорит Игорь Манн.

Игорь Манн — менеджер по маркетинговым коммуникациям, затем директор по маркетингу в европейских и американских компаниях Alcatel, Avaya, Lucent Technologies. Входит в рейтинг 30 ведущих директоров по маркетингу по версии журнала «Секрет Фирмы». 

В 2003 году вышла в свет дебютная книга Манна, обобщившая накопленный опыт, — «Маркетинг на 100%: как стать хорошим менеджером по маркетингу». Изданная через два года доработанная, окончательная версия книги – «Маркетинг на 100%: ремикс» — трижды признавалась российской Гильдией маркетологов лучшей книгой года и принесла автору репутацию «гуру российского маркетинга», «русского Котлера». Впоследствии Гильдия маркетологов дважды выбирала его «консультантом года». 

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.