Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Выжать деньги

Владелец «Абицеи» подходит к бизнесу как научный работник. Маленький рынок, помноженный в энное число раз, становится большим, рассуждал Сергей Абакумов, тиражируя в других регионах опыт работы с

Сергей Абакумов сумел превратить научный эксперимент в бизнес федерального масштаба. Сегодня он продает сотни тонн лечебной грязи и растительных экстрактов аптекам и санаториям по всей России. За год сотрудничества с сетевой компанией «Фаберлик» г-н Абакумов полностью насытил рынок продуктов из сапропеля. Теперь он пытается «встать под крыло» федеральных чиновников для производства БАДов и совершенствует лечебную методику доктора Рейнхольда Фолля, одного из главных ученых времен гитлеровской Германии .

из грязи

Владелец «Абицеи» подходит к бизнесу как научный работник. Маленький рынок, помноженный в энное число раз, становится большим, рассуждал Сергей Абакумов, тиражируя в других регионах опыт работы с больницами и санаториями Свердловской области. Проделать этот эксперимент ему удалось трижды — всякий раз он добавлял к прежнему ассортименту новые продукты и увеличивал оборот.

Санаторная карта
Поиском идей, позволявших создать небольшое (коммерчески успешное) производство, Сергей Абакумов, сотрудник УНИХИМа, занялся в начале 90-х гг., когда институт остался без денег. Из всех разработок, найденных в областной библиотеке им. Белинского, он выбрал две — изготовление искусственных рубинов и углекислотную экстракцию растений. Драгоценные камни приглянулись г-ну Абакумову больше — как раз в это время в Академии наук испытывали первую в России опытно-промышленную установку по производству рубинов. Ее проект, скорее всего, можно было купить. Устойчивости бизнесу добавлял диверсифицированный сбыт продукции ювелирам, часовщикам и заводам, выпускающим оптические приборы. Однако ученый совет отдела предпочел второй вариант — экстракцию жирорастворимых веществ из растений сжиженным углекислым газом. Ее главным плюсом была простая технологическая схема. Под этот проект руководство института отдало в аренду помещение во дворе, где прежде находились лабораторные установки. Новую фирму учредили два человека — начальник отдела и Сергей Абакумов. Позже начальник переехал жить в Краснодар, где тоже занимался экстракцией в НИИ пищевой промышленности, и они с г-ном Абакумовым поделили рынок по территориальному принципу.
Первый аппарат ученые сконструировали и собрали сами. Экспериментировали на хвойных породах (можжевельник, сосна, ель, пихта) — отсюда и название «Абицея» («абиес» — по латыни сосна, а «цея» — окончание слова «панацея»). Поиском потребителей занялись, когда освоили технологический процесс. Теоретически продукция «Абицеи» могла заинтересовать концерн «Калина», но промышленный гигант уже получал экстракты с предприятия в секретном Железногорске, где 15 установок, подобных той, что работала в «Абицее», снабжали большую часть российских косметических фабрик.
Предложение фабрике «Альвис» экстрадировать из табака смолы и никотин ее руководство не заинтересовало. Сергей Абакумов: «Было еще одно перспективное направление — выпускать экстракты пряностей и специй для пищевой промышленности. Согласно многим ГОСТам, ими можно заменять сухие компоненты, но на практике этого никто не делал — все работали по старинке».
Тогда партнеры приняли единственно верное решение — выпускать из экстрактов готовые препараты (конкуренты из Железногорска, сделавшие выбор в пользу экстракта как сырья для разных производств, в кризис 1998 г. обанкротились). «Абицея» разработала рецепты соли для ванн и массажных масел для терапевтических процедур. Сырье возили из Нижнесергинского лесхоза, где установили сушилку и дробилку. Но продать эти продукты оказалось непросто. И г-н Абакумов решил выделить узкий сегмент потребителей, сосредоточившись на санаториях и профилакториях. «Абицея» одновременно решала три задачи — налаживала контакты с лечебными учреждениями в Свердловской области, расширяла ассортимент и готовила экспансию за границы региона. Цена, которую предлагал Сергей Абакумов, была меньше среднерыночной. До него санатории работали с небольшими поставщиками — крупные компании считали этот рынок неперспективным. «Абицея» заняла пустую нишу. Оставалось наладить логистику, чтобы возить продукцию в другие регионы. Теперь сеть продаж компании охватывает всю страну — от Калининграда до Владивостока.
Со временем производство стало безотходным — из сухих растений, оставшихся после экстракции, компания стала делать фиточаи. «После переработки трава не теряет своих полезных свойств, она даже становится более эффективной, поскольку мы изымаем из ее клеток жировой слой, который в воде не растворяется. А действующие вещества остаются», — объясняет г-н Абакумов. Свежий импульс фирма получила три года назад, когда у нее появились новые производственные площади. После долгих поисков Сергей Абакумов присмотрел в Арамиле дом культуры площадью 3 тыс. кв. м — с кинотеатром, концертным залом и другими помещениями. Здание много лет переходило из рук в руки, потом стояло пустым. По словам г-на Абакумова, преимущества этого помещения были очевидны — расположено в промзоне, вдали от жилого сектора, хорошие подъездные пути. И недалеко от областного центра. Продавался бывший очаг культуры дешево — Сергей Абакумов купил не задумываясь. И вскоре открыл еще одну производственную площадку под Верхнепышминском.
Тащить из болота
Сергей Абакумов часто цитирует Ленина, сказавшего как-то: «Богатство России — в ее болотах». Вождь революции имел в виду сапропель — илистые отложения пресных водоемов, содержащие органические вещества. В медицине сапропель используют для грязелечения. А Свердловская область — самый богатый сапропелевыми озерами регион России (за исключением, может быть, Северо-Запада). Продажа лечебных грязей санаториям стала вторым направлением бизнеса «Абицеи». Поначалу фирма прибегала к услугам других поставщиков, а в апреле 2006 г. на аукционе, который проводило региональное агентство по недропользованию, купила лицензию на разработку месторождения лечебной грязи озера Шитовского. Рядом с озером уже была производственная база, построенная предприятием «Уралэлектромедь» еще при советской власти, — с дорогами, проложенными через болота, электричеством и водоснабжением. Г-н Абакумов: «Базу строили для очистки озера, когда оно начало зарастать, — опасались, что иссякнет река Исеть, которая берет там исток. Сначала привезли драгу, начали чистить, а потом это дело бросили. Нам вся эта материальная часть пригодилась».
В отличие от других компаний, разрабатывающих сапропелевые озера вручную, «Абицея» механизировала рабочий процесс, установив на понтонах манипулятор, черпающий грязь. Ценное сырье баржей доставляют на берег, где складируют в специально построенное грязехранилище, а оттуда на утепленном МАЗе с железной бочкой круглый год развозят по санаториям. Научный подход, сделавший труд производительным, отстроил компанию от конкурентов, у которых себестоимость продукта получалась высокой. Со временем «Абицея», предлагавшая лечебную грязь дешевле, записала себе в актив 95% профильных ЛПУ Свердловской области. За пределы региона компания поставляет грязь по железной дороге — по 500 т в год. Основные объемы санатории закупают осенью, а в остальное время добирают небольшими порциями — по 20-30 т.
Два года назад в «Абицею» обратилась федеральная парфюмерно-косметическая компания «Фаберлик», распространявшая грязевые препараты с помощью сетевого маркетинга. Прежде она работала с конкурентами Сергея Абакумова, черпавшими сапропель из озера Малтаево (рядом санаторий «Самоцветы»), но их пути разошлись. По договору с «Фаберликом» «Абицея» раз в десять дней отправляла в Москву 20-тонную фуру с препаратами из сапропеля, расфасованными в баночки. Так продолжалось около года. За баночку, которую «Абицея» продавала москвичам по 25 руб., те брали с конечного потребителя 175 руб. При больших объемах сбыта и высокой цене рынок быстро затоварился, и от сотрудничества с «Абицеей» компания отказалась. Г-н Абакумов, впрочем, и сейчас считает, что сетевые продажи, позволяющие работать с клиентом индивидуально, для грязевых продуктов — идеальный вариант.
В 2009 г. Сергей Абакумов затеял эксперимент, решив продавать препараты из сапропеля через аптеки — для тех, кто хотел принимать грязевые ванны в домашних условиях. В том, что целевая аудитория для таких продуктов есть, он убедился, когда сотрудничал с «Фаберликом». Чтобы проверить справедливость гипотезы, предстояло решить техническую задачу. Г-н Абакумов: «Почему раньше грязевые ванны не применялись в принципе? Потому что грязь оседала на дно, и никакая канализация такой нагрузки бы не выдержала. А мы научились делать продукт без осадка — как растворимый кофе. Теперь грязевые препараты стали доступными». Но главное достижение было в другом — сделавшись растворимыми, органические вещества, которые тысячелетиями накапливались в водоемах, могли воздействовать на организм человека через кожу и конкурировать по силе с грязями солевых озер. Добившись результата, «Абицея» вывела на рынок новые продукты — кремне-грязевые и аминокислотные ванны. О сбыте договорились с оптовой компанией, поставляющей продукцию в аптечные сети Свердловской области, потом стали работать без посредников. Предположение Сергея Абакумова оправдалось — препараты начали разбирать. Накопив статистику продаж, он решил распространить практику на другие територии.
Бизнес на послезавтра
Три года назад Сергей Абакумов собирался перейти от фитопрепаратов к производству БАДов на основе экстрактов трав, полагая, что такой шаг будет закономерным. Но сертификация БАД — в отличие от составов для наружного применения — оказалась сложной и дорогостоящей. За разрешением на выпуск добавок надо было ехать в Москву. Просить помощи г-н Абакумов отправился к чиновнику, который решал все проблемы, рассчитывая на конструктивное сотрудничество. Тот был не против. «Идите под наше крыло, — сказал он на первой встрече, — и проблем с документами у вас не будет». «Что значит «под крыло»? — не понял Сергей Абакумов. — Отдавать процент от дохода?» «Зачем нам ваши проценты? Мы должны полностью контролировать бизнес, — пояснил чиновник. — Проценты пойдут вам Взамен получите рынок сбыта по всей стране и гарантию, что ваше предприятие не закроют». Г-ну Абакумову такое сотрудничество не понравилось. Он уехал ни с чем, но идея производить БАДы осталась — как запасной вариант на будущее.
Другой проект, связанный с внедрением лечебно-диагностического прибора, Сергей Абакумов довел до производственной стадии. Действие аппарата основывалось на методике доктора Рейнхольда Фолля. По его теории большинство болезней можно вылечить, добившись резонанса между искусственным источником колебаний и человеческими органами. Сам доктор Фолль работал в Германии во времена Третьего рейха, был близок к окружению Гитлера и состоял в подразделении «Ананербэ» — главной исследовательской структуре СС. Г-н Абакумов: «Методология Фолля построена на слиянии основ классической китайской акупунктуры, гомеопатии и современных эмпирических концепций в физике. Фоллю подчинялось более 50 научных институтов, занимавшихся поиском древних знаний, которые позволяли управлять здоровьем человека. Под его руководством в Германии работал Институт бессмертия. История жизни этого человека, полная интриг, спровоцировала меня, как ученого, попытаться внедрить его разработки на практике».
Началось с того, что в «Абицею» обратилась женщина-фоллист с просьбой починить сломанный прибор. И объяснила принцип его действия — выявлять скрытые заболевания по биологически активным точкам на руках и ногах человека. Специалисты «Абицеи» прибор отремонтировали и даже расширили его возможности, использовав другие методики Фолля (стали индивидуально для пациента подбирать лекарственные препараты — без приема их внутрь, с помощью импульсов тока избавлять от курения и др.). Сергей Абакумов решил производить такие аппараты самостоятельно — технически это было несложно. В компанию приняли врача — специалиста по методикам Фолля, чтобы он обучал желающих работе с прибором. «Абицея» даже выпустила 50 аппаратов, но ожидания не оправдались. Выяснилось, что метод Фолля требует особых навыков — у каждого человека своя толщина кожи и своя биоэнергетика. Если все это не учитывать, показания прибора можно истолковать неверно. Прощаться с идеей навсегда г-н Абакумов, впрочем, не стал, полагая, что ее можно реализовать. И думает, как это сделать.

НПФ «Абицея»
год основания — 1991
2 производственные площадки
в Арамиле и в Верхнепышминске
География продаж: РФ
около 4 тыс. контрагентов
работает с 95% санаториев
Свердловской области
500 т
лечебной грязи продает ежегодно
42 млн руб.
годовой оборот

Источник: НПФ «Абицея».
Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.