Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
106,18
112,02

Хаус с видом на парк

Счет на месяцы Возведение торговых (торгово-развлекательных) центров в городах-миллионниках девелоперы считают золотым дном. За последние два года о старте региональных проектов заявили сразу неско

7 января на перекрестке Сулимова – Учителей началось строительство большого торгово-развлекательного центра «Парк Хаус» самарской группы «Время». Подготовительный период продолжался девять месяцев и закончился скандалом из-за вырубки деревьев в Основинском парке. По плану, работы должны закончиться в декабре 2004 г. (в крайнем случае, прихватят январь 2005 г.) В реализацию проекта за такой срок никто не верит. Один из ритейлеров даже предложил поспорить на сто долларов, что через год никакого центра не будет. Кто был прав, узнаем в декабре.

Счет на месяцы

Возведение торговых (торгово-развлекательных) центров в городах-миллионниках девелоперы считают золотым дном. За последние два года о старте региональных проектов заявили сразу несколько фирм. Аналитики предсказывали острую конкурентную борьбу между московской Межбанковской инвестиционной группой (МИГ) и группой компаний «Время» из Самары. Одна движется с востока на запад, другая – с запада на восток. В некоторых точках, в том числе в Екатеринбурге, их интересы пересекаются.

К 2008 г. МИГ собиралась построить 45-50 торговых центров в регионах и еще столько же в Московской области. Финансирование проектов группа взяла на себя. В мае 2003 г. МИГ подписала договор о стратегическом сотрудничестве с корпорацией «Рамэнка» – владельцем сети «Рамстор». Первый торговый центр открылся в 2003 г. в Красноярске, второй – в Нижнем Новгороде. Годом позже МИГ планировал запустить третий – в Новосибирске, но деньги кончились. Недостроенный объект выставили на продажу. После этого МИГ переквалифицировалась из девелопера в управляющую компанию.

Группа «Время» изначально позиционировала себя как структуру, которая разрабатывает концепции торговых центров и реализует их на практике. Алексей Курлыков, управляющий региональным проектом в Екатеринбурге: Собственных площадей в строящихся торговых центрах у нас нет. «Время» выступает как генеральный подрядчик, который занимается организацией строительства под заказчика по схеме Build-to-Suit и эксплуатацией новых торговых центров. В качестве соинвесторов мы привлекаем розничных операторов.

По мнению руководства группы «Время», приток иностранных инвестиций в сектор торгово-развлекательных центров следует ожидать не раньше чем через 2-3 года, а низкая стоимость земли в регионах делает проект коммерчески привлекательным. О намерениях возводить торгово-развлекательные центры в крупных российских городах компания заявила в прошлом году, когда в Самаре открылся первый «Парк Хаус» площадью 20,5 тыс. кв. м. За 12 месяцев его посетило 3,5 млн покупателей. К 2006 г. таких центров должно быть около десяти.

«Парк Хаусы» сейчас возводятся в Тольятти и Екатеринбурге. Потом придет очередь Челябинска, Казани и Саратова – участки под объекты уже нашли. 14 декабря 2003 г. «Парк Хаус» площадью 54 тыс. кв. м появился в Волгограде. В тот день г-н Курлыков нанял 6-местный самолет, чтобы свозить местных чиновников на открытие.

В итоге под трехэтажный «Парк Хаус» площадью 55 тыс. кв. м город выделил место в Пионерском поселке. Рядом с центром предусмотрена открытая двухуровневая парковка, рассчитанная на 1780 мест. Если поделить торговую площадь будущего центра на количество автомобилей, получится 22,5 кв.м (при нормативе 20-30 кв. м торговой площади на одну машину).

Управляющий директор Совета российских торговых центров Олег Войцеховский полагает, что концепцию «Парк Хауса» можно реализовать в любом городе-миллионнике, включая Москву. Группа «Время» сделала ставку на детские развлечения. А по прогнозам экспертов, в ближайшее время в России будет востребован формат «полицентра» – торгового города площадью от 30 до 60 тыс. кв. м, где развлекательная и сервисная зоны занимают половину территории.

В Екатеринбурге парк аттракционов при новом ТЦ – с колесом обозрения, американскими горками, каруселями и игровыми автоматами – займет 16 из 19 га, отведенных под строительство. Выбирая место, г-н Курлыков рассматривал и другие варианты, в том числе площадку напротив кинотеатра «Заря», принадлежащую Уралмашзаводу, и участок в районе автовокзала, но там нет подходящего лесного массива. Будь в «Парк Хаусе» отель, его можно было бы считать упрощенным вариантом полицентра, но желающих финансировать строительство гостиницы не нашлось.

Сейчас организаторы проекта рассчитывают на 725 тыс. покупателей в радиусе 20-минутной доступности. После расширения улицы Учителей, строительства жилых домов на Вилонова и дорожных развязок Учителей – Маяковского и Маяковского – Космонавтов, численность населения Кировского района вблизи площадки увеличится. Кроме того, желающих будут привозить к торгово-развлекательному центру микроавтобусы. В Волгограде их три с половиной десятка, в Екатеринбурге будет около 50.

 

К успеху по травелатору

Строительство торгово-развлекательного центра обойдется инвесторам в $28-30 млн. Еще $10 млн потратят на парк аттракционов. Расчетный срок окупаемости проекта – 3-5 лет. Подрядчиком стало СМУ-3. По словам г-на Курлыкова, предложения о сотрудничестве поступали и от других строительных организаций, но в одном случае не устраивала цена, в другом – узкая специализация. Не исключено, что на отделочные работы пригласят москвичей.

Руководство группы «Время» позиционирует свой центр как первый в России торговый комплекс, соответствующий западным стандартам. Впрочем, универсальных западных стандартов нет. Известны три варианта концепций торговых центров – английская, французская и немецкая. Они отличаются по типу «якорей» и их размещению. Английская и французская концепции больше внимания уделяют дизайну и совместимости брендов. Однако, по мнению Олега Войцеховского, на российском рынке лучше работает немецкая концепция, краеугольным камнем которой остается простота и ориентация на быструю окупаемость. «Парк Хаус» относится как раз к такому варианту, но это не исключает применения прогрессивных технологических решений. Александра Славянская, генеральный директор «РАО Консалтинг»: Многие торговые центры на Западе оборудованы эскалаторами и травелаторами – чтобы покупатель мог видеть всю площадь центра и чтобы у него слюна потекла тонкой ниткой при взгляде на эти магазины, товары и услуги.

В Екатеринбурге первым магазином, оснащенным эскалатором, стал три года назад «Покровский пассаж». Травелаторов же, с помощью которых покупатели могут перемещаться по всему центру с тележками, до сих пор не было. По словам генерального директора Общества «Малышева-73» Павла Кузнецова, они собирались оборудовать травелаторами новый ТЦ на Малышева – Сакко и Ванцетти, но места оказалось недостаточно. В «Парк-Хаусе» травелаторы предусмотрены.

Якорные операторы, за некоторым исключением, останутся те же, что в Самаре и Волгограде: «Техносила» (бытовая техника), «Л`Этуаль» (парфюмерия и косметика), «Спортмастер» (спортивные товары). По прогнозам, 90% торговых площадей к открытию ТЦ сдадут в аренду. Среди арендаторов, подбором которых занимается специальная группа, преобладают московские компании. Их список еще не сверстан, известно лишь, что на долю местных торговцев останется не больше 5-10% площадей.

Половину первого этажа займут 32 торговые секции (бутики) общей площадью 4,1 тыс. кв. м, где будут представлены массовые бренды, а также банк, аптека, химчистка и кафе-экспресс. Вторую половину – 6, 173 тыс. кв. м – отдадут под продуктовый гипермаркет. В Самаре и Волгограде продовольственным оператором был торговый дом «Перекресток». В июле пресс-секретарь «Перекрестка» Евгений Шидяев подтверждал, что руководство компании рассматривает все варианты выхода на рынок Екатеринбурга – от строительства или аренды торговых площадей до покупки сети одного из местных ритейлеров. Предполагалось, что открытие гипермаркета в местном «Парк Хаусе» станет первым шагом. Однако теперь с вероятностью 90% можно сказать, что вместо «Перекрестка» придет его прямой конкурент – франчайзинговая сеть Spar. Это интересно уже потому, что в декабре 2003 г. «Перекресток» купил 75% акций компании Spar Middle Volga – оператора сети Spar в Нижнем Новгороде.

На втором этаже площадью 12,9 тыс. кв. м будут товары для дома, бытовая техника, спортивные товары, ресторан и 47 секций бутиков. На третьем площадью 15,8 тыс. кв. м – игровые залы для детей, мультиплекс из 9 залов, мебельная зона, фудкорт и административные помещения. Зону развлечений организует компания «Инвесткинопроект», планирующая с 2003 по 2007 гг. открыть около 30 многозальников, в том числе в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове. Но сначала будет Екатеринбург.

Обратная связь: starkov@apress.ru

Самое читаемое
  • Роман Речкин: «Ситуация консервируется на годы, если не на десятилетия»Роман Речкин: «Ситуация консервируется на годы, если не на десятилетия»
  • ФНС рассказала, кому не нужно платить налог на доход по вкладамФНС рассказала, кому не нужно платить налог на доход по вкладам
  • «Лента» купила сеть из более чем 1,5 тыс. магазинов«Лента» купила сеть из более чем 1,5 тыс. магазинов
  • Теперь официально: Всемирные игры дружбы отложили «до особого распоряжения»Теперь официально: Всемирные игры дружбы отложили «до особого распоряжения»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.