Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

Как работает «школа Грефа» — взгляд изнутри

Как работает «школа Грефа» — взгляд изнутри
Иллюстрация: Личный архив Дарьи Поймановой

Бывший педагог образовательного комплекса «Хорошевская гимназия» Дарья Пойманова в колонке на DK.RU рассказывает об изнанке знаменитой «школы Грефа», принципах отбора и уникальных методиках.

Дарья Пойманова приехала в Екатеринбург из Москвы. Там она работала воспитателем в Хорошевской прогимназии. По просьбе DK.RU она рассказывает о том, как устроена знаменитая Хорошёвская гимназия, как туда поступить и за что можно вылететь.

Справка DK.RU

 
Дарья Пойманова
Образование: департамент психологии Высшей школы экономики (бакалавриат). Магистратура МГППУ (направление «Психология и педагоги образования интеллектуально одаренных детей»).

Опыт: прошла практику в школе-интернате для высокоинтеллектуальных детей «Интеллектуал» в качестве психолога.
Имеет опыт работы по методике Марии Монтессори. Работала воспитателем в Хорошёвской прогимназии (г. Москва).

Стаж: 8 лет.
С сентября 2017 года живет в Екатеринбурге, работает в саду-школе «Согласие».
 

Дарья Пойманова, образовательный технолог, специалист по социокультурному подходу:

— Когда я шла на собеседование в Хорошёвскую гимназию, я думала, что для учредителей это не больше, чем дорогая игрушка. Но я ошиблась — к образовательному процессу там относятся очень серьезно.

Часто, когда узнают, что я работала в «Хорошколе», спрашивают, как туда попасть, достаточно ли просто заплатить. Я отвечаю — нет. Там очень ценится сотрудничество: между педагогами, родителями, детьми. Умение сотрудничать проверяется в спортивном зале.

Детей, которые претендуют на место в саду или школе, совместно с их родителями просят выполнить несколько спортивных заданий. Желательно, чтобы на этом отборочном этапе присутствовали и мама, и папа. Так проверяют не столько физическую форму детей, сколько их умение взаимодействовать с родителями и сверстниками, а также смотрят на поведение взрослых: в чем они пришли в спортзал, как общаются со своими и чужими детьми и как коммуницируют с другими взрослыми.

С большей вероятностью возьмут ребенка, у которого родители «в контакте», даже если он в чем-то отстает. Потому что школа или садик — это всегда командная работа, это формула «ребенок плюс семья». Даже если ребенок поступил в «Хорошколу», а потом оказывается, что родители приходят на одно мероприятие в год, нечему удивляться, если его отчислят. Такие случаи были.

Как работает «школа Грефа» — взгляд изнутри  1

Спортивный тест проходит в зале, который оборудован по методике 3d-физкультуры. В зале вы увидите и мягкие блоки, и металлические конструкции: лестницы, лабиринты, горки. Это не просто развлечение — это место повышенной опасности для детей. Уроки 3d-физкультуры — и про физику тела, и про взаимодействие, и про ощущение опасности. Это одна из трех базовых методик в основе работы «Хорошколы».

Вторая методика — это театральная режиссура. В «Хорошколе» приняли за правило, что учителя должны быть режиссерами своих уроков: они не просто должны давать знания, но и доносить их с помощью сценарных и артистических приемов. Педагогов учат владеть голосом, телом, мимикой, чтобы уроки стали выразительней и интересней.

Мне очень нравится одна фраза, которую я услышала на семинаре по театральной режиссуре: «Педагог должен снять с себя ребенка». Это значит, что учитель (или воспитатель) должен так организовать процесс, чтобы дети сами работали и обращались за помощью к своему соседу, а не ко взрослым. А педагог может сидеть в углу и наблюдать за процессом: для меня так построить урок — это высший пилотаж.

Третья методика — социо-игровой подход, в основе которого лежит работа в группах. Команда советских исследователей выявила, что ребенок достигает лучшего результата, когда взаимодействует с другими детьми: в двойках, тройках, четверках — как угодно. В каждое занятие мы старались ввести элементы командной игры.

Кстати, педагоги «Хорошколы» тоже проходили командные тренинги: мы произвольно разбивались на тройки и по очереди вели друг за друга занятия.

При этом один из тройки был «учителем», второй «гостем», а третий «судьей». Я, например, работая в детском саду, благодаря этой системе смогла провести урок в начальной школе и прочувствовала, к чему я должна подвести своих «подготовишек», чтобы они действительно были готовы к первому классу.

Второе, что берется во внимание при социо-игровом подходе — это необходимость оречествления письма. Когда ребенок учится писать, он должен не просто механически отработать какие-то закорючки и палочки, а проговаривать действия. Например, рисует волну и повторяет: «С горки на горку едет Егорка». Впоследствии это не только превращается в письменную речь — ребенок учится осмыслять, что он пишет. Это дает реальный результат: и почерк лучше, и ошибок меньше.

Сейчас родители очень пугаются дисграфии и дислексии (это нарушения чтения и письма, которые проявляются, когда ребенок оказывается за школьной партой). Такой метод и есть профилактика этих явлений. Но у этого подхода есть и более глобальная цель: так мы можем показать детям, что все, что они делают, должно иметь смысл.

Текст: Полина Борисевич
Фото: horoshkola.ru

Справка DK.RU

 
Хорошёвская гимназия («Хорошкола») — частный образовательный комплекс в Москве. Состоит из детского сада и гимназии.
Учредитель «Хорошколы» — Яна Греф (супруга Германа Грефа, председателя правления Сбербанка).
Авторы методик, которые применяются в Хорошёвской гимназии: 3-d-физкультура и методика «Диалог с препятствием» — педагог «Хорошколы» Сергей Реутский, режиссура урока — советский и российский театральный режиссер, исследователь психологии человеческого поведения Петр Ершов, социо-игровой подход — советский и российский педагог, психолог Евгений Шулешко.

 

Как работает «школа Грефа» — взгляд изнутри  2

 

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.