«Я думаю о себе как о Вульфе из «Криминального чтива», — основатель Uber о своем успехе
Он не приемлет компромиссов и не ждет одобрения. Его называют «продавцом от Бога». Он создал самую быстрорастущую компанию в мире и не намерен останавливаться на достигнутом.
Он – Трэвис Каланик, основатель компании Uber. Желание заниматься бизнесом у Трэвиса было с самого детства. Оно же и помогло ему создать самую быстрорастущую компанию в современной истории.
За время существования она привлекла 8,2 млрд долларов инвестиций, капитализация составляет 50 млрд долларов. Uber работает в 60 странах и постоянно конфликтует с местными властями, которые обвиняют сервис в организации незаконных перевозок.
Ребенок-предприниматель
Свой первый примитивный бизнес Трэвис Каланик начал еще в детстве. Тогда он ходил по подъездам и предлагал жильцам купить ножи марки Cutco.
В 18 он открыл свой бизнес — сервис для подготовки к SAT (экзамену, необходимому для поступления в американские вузы). Каланик утверждал, что первый человек, прошедший его курс, повысил результат на 400 баллов. Это привлекло на сайт клиентов. Бывший одноклассник Каланика вспоминает, что у него «всегда было чувство, будто Трэвис пытается что-то продать».
Закончив школу, Каланик поступил на программирование в Калифорнийский университет в Лос-Анжелесе, пишет «Хабрахабр», получив на SAT практически максимальные баллы. Там он познакомился с первыми партнёрами Майклом Тоддом и Винсом Бусамом, с которыми начал работу над Scour — сервисом для обмена файлами. Шон Фэннинг, один из первых пользователей Scour, через 18 месяцев запустил похожий стартап — Napster. Каланик больше остальных занимался маркетингом и рекламой. Для продвижения продукта Scour Exchange (SX) он подвесил на дверные ручки комнат в общежитии бутылочки с лубрикантом, наклеив на них стикеры с логотипом Scour и фразой «Не открывай, SX работает».
«Каланик вёл переговоры так, что все вокруг забывали о том, что ему всего 20 лет», — говорит бывший глава компании Disney Майкл Овитц, купивший вместе с миллиардером Роном Берклом 51% акций Scour. Позже, наблюдая за тем, как Каланик общается с властями, Овитц скажет, что глава Uber — человек, которого «отправляешь на ринг, и он всегда побеждает».
Конец Scour
Scour существовал три года, пока не получил иск от 30 крупных медиакомпаний, обвинявших сервис в нарушении авторских прав, на сумму в $250 млрд. На тот момент столько же примерно составлял ВВП Швеции. Компании пришлось объявить о банкротстве. Каланик воспринял это как личное поражение и долгое время не ходил в кино, чтобы не видеть на экране логотип Universal Pictures и других корпораций, убивших его детище.
Чтобы успокоиться, Каланику нужно было отомстить. Выступая на конференции FailCon, где предприниматели рассказывают о своих неудачах, он сообщил о новом проекте. Идея была в том, чтобы заставить 30 компаний, засудивших Scour, платить ему. То есть сделать из них клиентов. Так появился RedSwoosh — сервис, позволяющий дёшево передавать большие по объёму файлы вроде качественного фото и видео. Вскоре деньги у Каланика кончились: ему нечем было даже платить зарплату семерым сотрудникам. Каланик отчаянно искал инвестиции. Он запланировал встречу с CTO Akamai Technologies Дэниелом Левиным на 11 сентября 2001 года. Левин летел на встречу из Бостона в Лос-Анжелес на самолёте, который захватили террористы, и трагически погиб вместе с 92 другими пассажирами, когда тот врезался во Всемирный торговый центр.
Спасительный Uber
Фото: http://taddlr.com
В 2008 году Каланик встретился на одной из конференций с основателем сервиса StumbleUpon Гарретом Кэмпом. Тот рассказал, как в Новый год нанял с друзьями лимузин с водителем за 800 долларов. Кэмпу цена показалась грабительской. Ему в голову пришла идея разработать приложение, которое позволит делить машину с другими желающими из Кремниевой долины.
В 2009 году они вместе с Калаником создали Ubercab — мобильное приложение, позволявшее одним кликом вызывать личного водителя. Тогда сервисом пользовались друзья в Сан-Франциско, мало кто относился к нему серьёзно. Когда Камп спросил Каланика, будет ли он заниматься им постоянно, тот ответил отрицательно — полностью посвящать себя такой авантюре было рискованно.
О будущем Ubercab много спорили. Одни говорили, что сервис нужно сфокусировать на сегменте люкс, добавив функции заказа вертолётов и самолётов. Другие предлагали делать Ubercab массовым, позволяющим ездить на дорогих чёрных машинах дешевле, чем в целом по рынку. Так считал и Каланик. Он рассуждал: «Чем больше людей захотят этим пользоваться, тем больше водителей будет готово предоставить такие услуги. Конкуренция вырастет, стоимость снизится, а время подачи машины уменьшится».
Кстати, родители Трэвиса Каланика были первыми пассажирами Uber, запустившегося в Лос-Анджелесе.
В октябре 2011-го Каланик привлёк к проекту внимание ведущих венчурных инвесторов, включая сооснователя Netscape Марка Андриссена, который вошёл в совет директоров сервиса. Шервин Пишевар из Menlo Ventures купил долю и инвестировал $20 миллионов. В сервис вложился Джефф Безос, глава Amazon. Uber стали пользоваться голливудские звёзды, с которыми Каланик был знаком: Эштон Катчер, Jay Z, Эдвард Нортон и другие.
Благодаря этому Uber стал известным. За пять лет компания получила $8,21 миллиарда от ведущих венчурных фондов, наняла 3000 сотрудников и открыла офисы в десятках стран. Каланику удалось то, что не удавалось Facebook и Google, — выйти на китайский рынок и завоевать аудиторию, несмотря на сопротивление местных игроков.
Стиль руководства
Фото: http://www.businessinsider.com/
«Мне нравится думать о себе как о Вульфе из Криминального чтива», — сказал однажды Каланик группе чикагских предпринимателей. Он считает себя холодным и рациональным человеком, который никогда не останавливается.
Каланик обожает спорить. Когда CTO Uber Туан Фам устраивался в компанию в 2012 году, Каланик звонил ему каждый день две недели подряд, спрашивая, как лучше всего общаться с инженерами. Они много дискутировали. В итоге Фам понял, что Каланик хочет, чтобы сотрудники не соглашались с каждым его словом, а высказывали свои предложения. В конце концов побеждают лучшие идеи.
Каланик утверждает, что управляет стремительно растущей компанией с помощью двух списков. В одном — проблемы, которые надо решать каждый день, в другом — идеи, которые надо внедрять. Каланик следит за всеми деталями, но вместе с тем даёт большую свободу менеджерам. Каждый понедельник он проводит встречу с сотрудниками и рассказывает о ближайших целях.
Искать возможности и создавать магию: принципы управления Каланика
1. Искать возможности
Каланик убеждён в том, что успех Uber во многом связан с тем, что его компания приносит пользу не только пассажирам, но и водителям. Водители традиционных такси не могут быть предпринимателями, они привязаны к таксопаркам, у которых должны быть лицензии. Uber позволяет им зарабатывать больше.
Благодаря сервису UberPool — алгоритмы оценивают траекторию движения автомобиля и позволяют водителю одновременно подвозить двух человек, которым по пути, — на улицах города уменьшается количество машин, а значит, становится меньше пробок и экология улучшается. Каланик хочет, чтобы в любой точке мира такси приезжало за 5 минут и чтобы транспортная система стала чем-то вроде «воды из крана» — доступной и надёжной.
2. Быть аналитичным и креативным одновременно
По словам Каланика, талантливые люди часто обладают одним из этих качеств, но предпринимателю нужно иметь оба или найти партнёра, который будет обладать недостающим.
Каланик считает себя и креативным, и аналитичным: он придумал сервис Uber ice cream — раз в год каждый может заказать такси и получить мороженое бесплатно. Люди получают положительный опыт общения с сервисом и рассказывают о нём друзьям, а аналитические способности основателя Uber позволяют построить гипотезы на основе их поведения.
3. Сопоставлять восприятие и реальность
Восприятие — это то, как думают люди, их устойчивое мировоззрение, основанное на стереотипах. Реальность — это то, что происходит на самом деле. Задача новатора — найти баланс между восприятием и реальностью.
4. Чувствовать риски
Талантливого предпринимателя отличает способность угадывать, что нужно сделать, чтобы остаться на плаву, и умение остановиться в правильный момент, если дальше идти не стоит. Предприниматель сталкивается с рисками постоянно, и нужные навыки и экспертиза помогают ему преодолеть препятствия, которые другим преодолеть не под силу.
5. Создавать магию
Нужно делать вещи, которые увлекут людей, при этом часто люди сами не понимают, что именно им нравится. В Uber есть «четыре уровня магии» — то, что компания может дать людям:
— время — возможность экономить время притягивает, потому что это самый ценный ресурс в жизни;
— спокойствие — в современном мире люди всё время испытывают стресс, они хотят чувствовать себя защищёнными;
— удовольствие — нужно придумывать новые способы порадовать пользователя вроде истории с мороженым;
— деньги — водители зарабатывают, а пассажиры экономят.
6. Мыслить как победитель
Всех сотрудников Uber призывает думать как лидеры. Когда ты решаешь задачи и видишь отдачу, заряжаешься энергией. Это заставляет идти вперёд. Когда новые сотрудники Uber выходят на работу, им показывают видео с бегуньей, которая не сдалась, даже когда у неё закончились силы. По словам Каланика, талантливые предприниматели должны думать как оптимисты, что бы ни случилось.