«Я хочу быть не джинном, а Аладдином»: как владельцу перестать быть рабом своего бизнеса
Евгений Островский решил «выдавливать из себя раба по капле» и описал, через что нужно пройти владельцу компании, чтобы стать бизнесменом, а не предпринимателем-ремесленником. «Особое мнение» на DK.RU
Рубрика: Особое мнение
Евгений Островский, генеральный директор Larixon Limited:
— Поначалу ты принадлежишь бизнесу, а не он тебе, и только при таком раскладе у тебя что-то получится.
В идеальном мире, как его нам описывают различные консультанты, для человека бизнес — это способ достичь своих целей, бизнес служит его создателю. Он как инструмент сильного человека, который знает, что делает. И нам всем этого очень хочется. Но в реальном мире все не так! И так почти никогда не бывает.
В реальности мы, владельцы, служим своему бизнесу днем и ночью, мы решаем его проблемы, затыкаем дыры, и постепенно понимаем, что мы с ним неразрывно связаны. Этой стадии миновать нельзя. А даже если было бы и можно, я этого крайне не советую. Через нее очень важно пройти.
В последнее время принято петь хвалебные гимны Илону Маску, который пришел на смену Стиву Джобсу как икона инновационной экономики. Но Маск все свои великие проекты делает на чужие деньги. Он, конечно, молодец, но, по сути, он не предприниматель. До тех пор, пока ты не побывал в ситуации, когда вместо еды или памперсов ребенку отнес свои деньги в бизнес, еще неизвестно, какой ты предприниматель.
Если в моей компании, в которую я верю, возникнет «затык», что-то «прогорит» и потребуются ресурсы, я пойду продавать свое имущество, я так уже делал и сделаю снова. Это моя обязанность как владельца.
Второе. Когда у тебя «все получилось», надо учиться отказываться от прибыльных проектов.
Почти весь наш успешный отечественный малый бизнес и большая часть среднего держится на своих владельцах, их еще можно назвать предпринимателями-ремесленниками. Такой человек является ключевым активом своей организации. У него главные связи, он лучше других в компании делает самую важную работу. Но такой предприниматель, он как джинн из старой арабской сказки: когда-то хотел многого и все это получил, но теперь он — раб своей лампы. Он могущественнее «обычного» человека, но от «лампы» ни на шаг.
Если ты хочешь расти и развиваться, нужно перестать думать только как предприниматель-ремесленник и научиться думать как бизнесмен-инвестор.
Я долго пытался понять, какая практика научит меня переходить из одного качества в другое. Опытным путем вывел ответ: ты должен научиться «убивать» свои проекты.
Для меня это было очень болезненно: мы закрывали направления, в которые вкладывали десятки миллионов рублей, потому что решали: все, хватит. Но потом я понял, что закрывать интересные, любимые, но уже идущие на дно проекты — это полдела. Надо научиться отказаться от прибыльного проекта, которые неперспективен, но приносит сейчас деньги, ради пока еще неприбыльного, но за которым ты видишь будущее. Вот реально сложно формируемый, но очень полезный для бизнесмена навык.
Плох тот предприниматель, кто не хочет стать бизнесменом-инвестором, но получается не у всех.
Вы можете открыть свой ресторанчик, мастерскую, магазин, и это дело даже будет приносить вам хорошие деньги. Но это еще не значит, что у вас есть бизнес.
Потому что вам надо научиться смотреть на составные части этого проекта или даже на него целиком и четко понимать, когда и при каких условиях вы его закроете не только из необходимости, но и из-за каких-то других возможностей и перспектив.
Третье. Учитесь отделять себя от бизнеса.
Сейчас очень многие владельцы компаний стали задумываться о том, что они готовы продать свои фирмы. Кто-то по личным причинам, кто-то потому, что слишком сильно поменялась конъюнктура. Но они понимают, что как только сами покинут компанию, она начнет умирать. Это следующий этап «карьеры» предпринимателя — он должен научиться полностью отрываться от своего бизнеса без угрозы для него. Цель большая, но к ней можно пойти малыми шагами: например, не позволять себе постоянно заходить в интернет-банк — я в своем интернет-банке был в последний раз несколько лет назад, я знаю примерно, сколько там денег, но я отвык туда лазить. Или еще — посмотрите, сколько бумаг вы подписываете в своем бизнесе, старайтесь как можно меньше подписывать операционных документов.
Умение отделять себя от бизнеса и сохранять его при этом определяет в вас бизнесмена. Человек, который делает одежду на дому, открыл небольшой хлебный заводик или торгует памперсами через интернет, может в разы увеличить оборот, открыть сеть представительств, нанять массу сотрудников, но без умения отделять себя от бизнеса он останется ремесленником, и неважно, сколько денег он заработал.
Есть такая легенда про то, что владелец бизнеса лучше любого наемного сотрудника обслуживает клиента. Мол, он точно понимает, что клиенту нужно, знает все особенности товара или услуги. Предприниматель-ремесленник — возможно, но бизнесмен — совершенно не факт. Меня, например, мои продажники просто не пускают к клиентам, говорят: ты нам все портишь, уходи отсюда. И я не лезу. Почему? Именно потому что я нанял людей, которые разбираются в этом лучше меня, и шаг за шагом перехожу от статуса ремесленника к статусу инвестора. Мне больше нравится роль Аладдина, который загадывает желания, чем джинна, раба лампы.