«Я хвалился, что отношусь к сыну как к проекту. Но это было оправдание» — Павел Неверов
«В молодости было ощущение, что я все знаю и имею безусловное право давать другим людям советы. Сегодня такой уверенности уже нет. Особенно в области воспитания детей». Авторская колонка на DK.RU.
Павел Неверов, предприниматель:
— Многие мои друзья решились на рождение ребенка после сорока лет. У большинства — это дети во втором браке. Классический пример: один-два ребенка в первом браке и еще один-два — во втором. Разница в отношении к детям ощутимая: она заключается, прежде всего, в степени родительской ответственности.
Первые дети, которые родились в наши 20 лет (в 1990-х — начале 2000-х гг.), выросли не благодаря, а вопреки. Мы их «пропустили», потому что «впахивали», а воспитанием занимались супруги, бабушки и окружение. У меня также не было возможности много находиться в семье. Иначе дела обстоят с младшими сыновьями. Теперь есть и возможность и, прежде всего, интерес наблюдать, как они растут, и участвовать в их развитии и воспитании.
До 30 лет ребенок чаще воспринимается как некая обуза, к его рождению мужчины подходят неосознанно. Выполняют биологическую программу: природа заложила, что дети нужны. В этот период рождение ребенка — это все-таки желание женщины, а не мужчины.
В зрелом возрасте (40-50 лет) отношение к рождению детей качественно другое, если можно так выразиться. Нам не нужно с утра до вечера бегать и зарабатывать на хлеб, мы уже слегка успокоились по поводу достижений и подвигов на работе. Малыши воспринимаются как радость, как абсолютное счастье, а не как обуза. Рождение ребенка в этом возрасте — осознанный шаг, как для женщины, так и для мужчины. И с «поздними» детьми родители проводят больше времени, много энергии и сил вкладывают в формирование личности и в физическое развитие. И если в 20 лет ребенку удавалось уделить, скажем, 50 часов в месяц, то в 40-50 лет — уже 150 часов, это норма.
Первые дети, которых мы не успевали воспитывать, были предоставлены сами себе. Чаще всего мы их только кормили, одевали и изредка ездили вместе в отпуска. Они самостоятельно ходили в школу, обходились без мобильных телефонов. Родители узнавали о делах ребенка только вечером, когда возвращались домой. Не было так много фобий, как сейчас, меньше было страхов за безопасность ребенка.
В середине нулевых я хвалился, что отношусь к старшему сыну как к проекту. Но это было лишь оправдание перед самим собой за то, что я уделял ему мало внимания, потому что удовлетворял свое тщеславие и самореализовывался в бизнесе. Теперь я понимаю, что детям нужны любовь и пример родителей, а не только совместные насыщенные мальчиковые путешествия по стране один раз в год. В осознанном возрасте ты уже чуть по-другому себя ведешь. В первую очередь, стараешься не врать самому себе.
В молодости было ощущение, что я все знаю и имею безусловное право давать другим людям советы, даже если об этом не просят. Сегодня такой уверенности уже нет. В области воспитания детей у меня сейчас с десяток вопросов, на которые я пока не нашел однозначных ответов.
В первую очередь интересует проблема выбора модели образования. Что предпочесть: школьное или домашнее обучение? Достоинства и недостатки есть и в том, и в другом случае. Сложность еще заключается в том, что у этих направлений есть еще и разновидности. Например, школьное образование бывает государственным и частным. Какое выбрать? Например, интересные результаты у учебных центров, использующих методики Монтессори. Мне лично очень импонирует школа Щетинина, но детей изымают из социума, и они не получают иммунитет к жестокости и правилам, действующим в обществе. А если посмотреть, как шла эволюция? Было несколько подвидов-прародителей человека-разумного. Одни были индивидуалистами и погибли, а другие — групповыми и выжили. Коллективная история, родовые и общинные традиции для человечества всегда была в абсолютном приоритете.
Критикуют и стандартные (государственные) школы. В СССР обучение детей было поставлено на промышленный поток, сейчас эта технология уходит, и неизвестно, в каком направлении образование будет развиваться. Пока идет его девальвация в полном масштабе, как у нас в стране, так и в мире. Есть частные детские сады и школы с своими недостатками, есть государственные. Что выбрать?
Недостатки есть и у семейного образования. Его сторонники отмечают, что детей ни к чему не принуждают, они не ходят строем… Однако я сомневаюсь, что такой человек станет, например, чемпионом мира в каком-либо виде спорта, так как не бывает чемпионов без тренеров — давление необходимо. Мой принцип воспитания — создать для ребенка развивающее давление, но дать возможность попробовать разные варианты, оставив затем наиболее интересные, в которых появились результаты и достижения (спортивные секции, творческие кружки и занятия, например). Да, ребенок должен сам проявить интерес к тому или иному виду активности, но давление со стороны родителей все равно должно быть. Как говорят исследователи, лишь два процента людей в мире могут себя мотивировать. Если выбирать между дисциплиной и мотивацией, то дисциплина однозначно в приоритете. Для детей — без вариантов. При этом время для игр и самостоятельных занятий, конечно же, тоже надо оставлять. В разумном количестве.
У меня есть гипотеза, что высшее образование можно получить не к 21 году, а к 16-17 годам. Типовые школьные программы слишком размазаны во времени и не сконцентрированы. Хотелось бы более сжатых, но глубоких курсов.
Кроме того, у нас абсолютно не прививаются детям прикладные навыки: как охотиться, рыбачить, пришивать пуговицы, подавать сигналы, оказывать первую помощь, управлять финансами... Да, мы живем в постиндустриальном обществе, не все они пригодятся, но жизнь есть жизнь. Почему не давать эти навыки в детском саду, школе? В японских детских садах, например, есть такая практика: каждую неделю идет отработка одного конкретного навыка. А еще — старшие дети могут помогать и учить младших (у Щетинина тоже такой подход используется). У нас же расчет идет только на семью. Полагаю, гармоничная система образования (развития) должна совмещать в себе обучение будущему с отработкой прикладных жизненных навыков. Как реализовать эту гипотезу и с чьей помощью? У меня нет ответа.
Еще один вопрос — офлайн и онлайн образование. Что эффективнее? Как их совместить и в каком соотношении? В очном образовании есть система: учитель — ученик, идет обмен энергией. Но набирает силу и онлайн обучение. Есть успешные примеры его внедрения для детей в бедных районах Индии, насколько я знаю. Есть успешные истории в высшем образовании. Мой старший сын получил доступ к компьютеру только в 10 лет — это было осознанное решение. Средний сын в iPad умеет перекладывать пазлы с двух лет, самостоятельно интуитивно научился. С одной стороны, в онлайн много развивающих интересных приложений, с другой стороны, вызывают опасения компьютерные игры и социальные сети, в которых они «зависают» или попадают с современные «нехорошие» компании.
И к слову о безопасности. Мы сейчас не имеем четких технологий по «прошивке в наших детей антивирусных программ», которые бы предохраняли не только от алкоголя/наркотиков/болезней и азартных игр (как раньше нас наставляли), но и от новых напастей: информационного спама, клипового мышления, деструктивных сект, сектоподобных групп в соцсетях и тому подобным опасностям? Как и кто умеет помочь настроить эти «опции»?
Следующий вопрос: как приучать детей к труду? Что к физическому, что к интеллектуальному? Все, что сегодня им предлагается образовательной системой, — носит развлекательный характер. Летние лагеря, дополнительные образовательные курсы, — все это развлечения. Да, иногда в развлечении они учатся, но это все же не труд, не огород спахать, не опыт продаж получить с бабушкой на базаре. Раньше, допустим, были трудовые лагеря, ребята собирали овощи, фрукты, старшим помогали и получали за это деньги. Куда пропала эта практика? И возникает вопрос, как прививать трудолюбие ребенку? Чтобы металлу придать прочность, его закаляют.
Так и дети нуждаются в некой закалке, через труд и реальные достижения. Вообще я расцениваю тенденцию по обесцениванию понятия «труд», как одну из самых опасных для общества!
Еще одна интересная тема — сила рода. После смерти отца я задался вопросом: почему в нашей ветке по его линии в 1978 году было восемнадцать человек, а сейчас лишь восемь? У родителей отца было пять сыновей, нас сейчас трое двоюродных, и только у меня есть дети. Ни мой отец, ни его братья не видели своего деда, более того, им о нем никто никогда ничего не рассказывал. Есть другой пример, наши друзья-мусульмане знают историю своего рода по линии жены на 500 лет назад. Это стало возможным в том числе благодаря тому, что при СССР в республиках история не прерывалась, культурные коды были сохранены. Нейтрализация понятия «рода» ведет к тому, что человек превращается в индивидуальную единицу, которой легко манипулировать. Такой индивидуалист не способен противостоять капиталу или государству, внешним угрозам, тейпам и сообществам. И возникает вопрос: как сохранить род? Что ведет к его угасанию и что к усилению? Как нейтрализовать негативные родовые установки? Как формировать позитивные родовые традиции и запустить механизм их передачи от поколения к поколению?
Следующий вопрос плавно перетекает из предыдущего: наследование. Очень многие предприниматели не хотят, чтобы их дети наследовали бизнес. Однако, например, у японцев и немцев очень развиты семейные компании. В России же в ближайшие пять лет будет происходить очень много событий, когда бизнесы будут разрушаться, потому что их основатели не подготовили дело, с одной стороны, к продаже, с другой — к передаче по наследству.
В России экономика клановая. Те, кто сейчас во главе регионов/отраслей/крупных капиталов будут передавать свои статусы, роли, капиталы и «насиженные» отрасли детям. Их готовят. Они в 20-35 лет получают государственные награды, входят в правления госкомпаний. Если в Советском союзе существовала система «карьерных лифтов», когда знания и интеллект позволяли человеку выйти на разные уровни жизни, то сейчас без денег не продвинуться. В итоге наверх поднимаются не самые лучшие люди, не формируется элита, за которой хочется следовать. Кто будет управлять страной через 20-30 лет? Могут ли наши дети попасть в эту когорту? С другой стороны, может им лучше быть локальными лидерами в своих городах и нишах и не лезть выше?
Вопрос о формировании и подготовке элиты. В Великобритании есть система закрытых школ для мальчиков и для девочек. Их много и долго учат… А почему у нас в стране не давать аналогичное образование? С преподаванием геополитики, ведь глобальный взгляд важен для тех, кого готовят к управлению регионами и корпорациями. Почему в вузах есть такие дисциплины (далеко не во всех правда), а в школах нет? Кто и как будет формировать настоящую элиту, как она описана у Романа Злотникова?
Также для меня остается открытым вопрос передачи капитала детям. Как поступить правильнее: оставить им наследство через трасты или напрямую? В ряде исследований подчеркнуто, что второе поколение не приращивает, а третье и вовсе разбазаривает капитал. Однако мы знаем семейство Рокфеллеров, которое долго ведет семейный бизнес и другие более или менее публичные истории. Такие семьи научились приумножать состояние… Люди, которые проводят такие исследования, это создатели мифов? Или приумножать семейные капиталы это скорее исключение из правил? Интересно понять, почему у одних получается, а у других нет. Как сделать так, чтобы деньги не испортили детей и как подготовить их к управлению семейными активами?
Меня также интересует вопрос: надо ли строить «семейный дом», то есть дом, который потом достанется детям, они захотят в нем жить? Или это уже пережитки прошлого, и времена «родовых замков» ушли в прошлое вместе с резким увеличением нашей мобильности и, одновременным, развитием строительных технологий? Есть ли смысл вообще сейчас что-то строить «на века»?
И, напоследок, пара слов об еще одной любопытной теме. Сейчас обсуждается создание такого учебного заведения, как Институт родителей. Действительно, может быть, всем надо не просто читать книгу Бенджамина Спока, а проходить полноценное обучение «правильному родительству»? Где будут курсы психологии, управления семейными бюджетами, работа с родовыми установками, технологии обучения и наставничества, чтобы мы все, а не только педагоги, воспитатели, психологи и, отчасти, врачи, понимали что происходит с детьми в том или ином возрасте, как с ними общаться, когда наступает время для того или иного шага в обучении и развитии? А может и не заморачиваться вовсе и просто положиться на непознанные до конца природные механизмы?
Однозначных ответов на озвученные вопросы у меня пока нет, но я их ищу, изучая лучшие практики как исторические, так и современные разных стран и культур, а также разговаривая с близкими по духу людьми.
Рубрика «Особое мнение». Материал подготовила Анастасия Оборина.