Я люблю свою работу, я приду сюда в субботу: как работа-мечта убивает вашу жизнь
Любимая работа, время на которой пролетают незаметно — это и не работа вовсе. Это образ жизни, цель, миссия. Именно этим она и опасна. «Везунчиков» ждут усталость, депрессия и выгорание.
Фраза о том, что человек, нашедший свое призвание, больше не работает ни единого дня в жизни, не имеет ничего общего с реальностью. Говоря, что любимая работа не совсем «настоящая», мы просто загоняем себя в тупик. Действительно, если это на самом деле дело вашей жизни, разве не нужно уделять ему все свободное время? Если вы любите свою работу, зачем вам выходные? Но такой путь ведет только к выгоранию, последствия которого могут быть катастрофическими, пишет Harvard Business Review.
Десятилетиями термин «выгорание» считали надуманным и исключали из числа приоритетных при оценке работы. Его связывали с кризисом в развитых странах, подозревали, что выгорание привнесли в этот мир миллениалы и представители поколения Z, стремящиеся к балансу между работой и личной жизнью. Но суть в том, что именно молодые работники все верно понимают. И по мере того как они требуют все более значимой работы (и даже заявляют, что ради нее согласны на снижение зарплаты на 32%), выгорание — особенно обусловленное целью — будет вызывать все большую обеспокоенность. В опросе Gallup с участием 7,5 тыс. человек, работающих на полную ставку, 23% респондентов сообщили, что испытывают выгорание на работе очень часто или всегда, а 63% заявили, что испытывают его иногда.
Читайте также: Бесит не низкая зарплата, а начальство. Из-за чего стрессуют сотрудники: ИССЛЕДОВАНИЕ
Всемирная организация здравоохранения включила выгорание в Международную классификацию болезней, заявив, что оно «относится к феномену в области трудовой деятельности…» и признано «синдромом, возникающим в результате хронического стресса на работе, с которым не удалось успешно справиться…». ВОЗ отмечает, что для синдрома характерно три группы симптомов:
- ощущение истощения или изнурения;
- растущее интеллектуальное несоответствие выполняемой работе, чувство неприятия действительности или цинизм по отношению к работе;
- снижение профессиональной эффективности.
Выгорание может затронуть человека любого возраста и любой профессии. Но важно сказать, что есть отрасли, находящиеся в области особого риска. Работа, обусловленная целью, то есть работа, которую люди любят и которой страстно увлечены, является одним из факторов риска. Согласно исследованию, опубликованному в Journal of Personality, такой тип труда может вызывать навязчивую, а не гармоничную увлеченность, ведущую к возрастающему конфликту и, следовательно, выгоранию. Это ситуации, когда работа и личная жизнь очень тесно связаны, или когда работа крайне важна для всего общества, и человек это понимает.
Несмотря на явные преимущества ощущения значимости работы, наши данные показывают, что работа, обусловленная целью, часто ведет к реальным и плохо изученным осложнениям здоровья, которые в долгосрочном плане могут привести к выгоранию, — говорит Дэвид Уайтсайд, доктор наук в области организационного поведения, директор по исследованиям в Plasticity Labs.
Руководители, сосредоточенные на миссии, сотрудники некоммерческих организаций, учителя и директора школ, медсестры — это профессии и должности с наибольшим риском выгорания.
Известно, что уровень суицидов среди врачей значительно выше, чем среди других профессий: на 40% среди мужчин и на 130% среди женщин. Исследование, проводившееся в Голландии, выявило, что врачи-женщины больше сочувствуют пациентам и, как следствие, чаще и сильнее испытывают выгорание, что является одной из вероятных причин тревожно высокого уровня самоубийств.
Кроме того, выгорание может встречаться, когда менеджеры проводят на работе много времени, стремясь добиться успеха или когда на работе существует негласное правило, по которому сотрудники должны являться в офис даже если испытывают психический дискомфорт или физическое недомогание.
Когда среда, ориентированная на результаты, оттесняет на задний план отношения в коллективе, это тоже ведет к росту одиночества и выгоранию.
Эксперты считают, что навязчивую увлеченность работой можно сделать более сбалансированной и гармоничной с помощью таких технологий, как искусственный интеллект и автоматизация. Но в нашей культуре принято постоянно быть в курсе происходящего на работе, поэтому нам сложно установить «цифровые границы», особенно когда мы любим свою работу. Проверить рабочую почту поздно вечером для многих совершенно нормально, но в итоге это приводит к выгоранию.
Помочь людям, среди прочего, могут и руководители компаний. Они должны научиться понимать, когда увлеченность работой начинает вредить сотрудникам и организации.
Если вас так вдохновляет ваша работа, возможно, вы не умеете устанавливать границы? Нам нужно учить людей, что границы — это нормально. Это не эгоизм. Это скорее бескорыстие. Так вы сможете выполнять свою работу более эффективно и больше помогать тем, на чье благо работаете», — говорит Эдвард Эллисон, врач и один из директоров организации Permanente Federation.
Психолог и автор книги «Also Human» Кэролайн Элтон настаивает на том, что лидеры обязаны следить за благополучием своих подчиненных. Она предлагает конкретную тактику, включающую мониторинг «косвенных индексов»: отсутствие сотрудников на работе и текучесть кадров. Также она советует внедрить ясную корпоративную политику, касающуюся предвзятого поведения в коллективе, саботажа и сплетен.
Хотя самосознание сотрудников и желание действовать самостоятельно важны, решение этой проблемы нельзя перекладывать на плечи изнуренных работой сотрудников, считает Элтон.
Она говорит, что проблема выгорания систематична, люди не могут самостоятельно его избегать или легко и быстро справляться с этой ситуацией.
Вечером все хотят приходить домой полными сил и энергии после дня, посвященного любимой работе. Разумеется, это лучше монотонности и скуки, которые также являются причиной выгорания. Но следует быть осторожными: когда начинает казаться, что увлеченность работой, ваша собственная или подчиненных, становится всепоглощающей, возможно, пора остановиться и сделать перерыв.