«Я не работаю даже с суперпрофи, которые не отличают написание -ТСЯ и -ТЬСЯ»
«99% уверенности в человеке — недостаточный показатель, чтобы взять его в команду. Особенно если создаешь бизнес для работы в такой «интимной» сфере, как бухгалтерия». Правила Евгения Кобзева.
Евгений Кобзев, сооснователь и директор сервиса для предпринимателей «Кнопка»:
1| Лучше не взять на работу хорошего специалиста, чем взять плохого. В этом вопросе я консерватор, потому что хочу быть уверен, что в команде у меня такой сотрудник, какой нужен. Ведь тем, кто работает с нашей фирмой, не важно, к кому из моей команды он обратился — мы все вместе олицетворяем одну организацию. Ошибка одного — ошибка всех.
2| Я считаю, что человек должен обладать элементарной грамотностью и эрудицией. Да, наши сотрудники должны знать правило про ТСЯ и ТЬСЯ и отличить Храм Василия Блаженного от Собора Парижской Богоматери. Мы в компании при оценке кандидатов проводим тест на грамотность и общую эрудицию. И если человек его проваливает, то не берем такого. Мне иногда пишут кандидаты — мол, я же все умею, а этот тест — фигня. Нет, для меня не фигня.
3| Нет никакой границы между личной и профессиональной жизнью. У вас одна жизнь. В ней единые правила, единые эмоции, единые привычки. Если вы на работе один, а дома другой, значит вы несчастный человек. Кстати, я уверен, что в личной жизни успеха добиться сложнее, поэтому так много в мире агрессивных трудоголиков — людей, которые просто на работе прячутся от личных проблем.
4| Чем меньше в твоей жизни правил, тем жестче ты должен соблюдать те, которые остались. Мы живем в эпоху разрушения формальностей: начальство называем по имени, на работу ходим, в чем хотим, можем хоть государю императору задать вопрос в прямом эфире. Поэтому те правила, которые мы все-таки сохраняем, они выдержали проверку, они нужны и важны. Например, я берегу время близких и коллег. Опоздал на минуту — встань в конец очереди. Если человек опоздал на встречу, не предупредив, даже на пару минут, ждать его я не буду. Займусь другим делом. И это не обсуждается.
5| Бухгалтер бизнесмену ближе, чем жена. Их отношения сложнее поддерживать и легче разрушить, чем типичный брак. Поэтому если берешься за сферу бухгалтерских услуг, должен работать круче и тоньше. Вот раньше люди не имели возможности разводиться, церковь не разрешала. Насколько было бы проще, если бы так же было с предпринимателем и бухгалтером. Сначала выбрал очень внимательно, а потом не обижайся друг на друга из-за фигни.
6| Настоящие дела ради денег не делаются. Без исключений. Ради мечты, ради доверия близких, ради ощущения собственной значимости — это да, но не ради денег. В начале 2000-х гг. программисты получали в разы меньше продажников, и в этот период в профессию пришли лучшие ее представители. Людям кажется, что айтишники зажрались (высокие зарплаты, плюшки, фитнес — здесь норма рынка), но 9 из 10 толковых людей в нашей сфере готовы в разы сократить свою зарплату, если это нужно, чтобы «делать настоящее дело».
Мы когда запускали свой проект, ездили с половиной тогдашней команды в одну из самых успешных компаний сферы интернет-торговли в мире, которая продалась Amazon за $1 млрд — речь идет про Zappos. Зарплаты у сотрудников там всего раза в три больше, чем в Макдональдсе. Но они очень ценят тех, кого приняли в команду. Я беседовал с сотрудницей, весь ее опыт работы до Zappos — официантка в свингер-клубе. Она благодарна фирме за то, что ей доверились и ей нравится ее работа. На вопрос, не хочет ли она перейти куда-нибудь на большую зарплату, американка ответила: «Вы серьезно думаете, что можно купить удовольствие от работы за лишние $200-300 баксов?».
7| Не приемлю в своей команде людей, цель которых — построить карьеру. Для меня это что-то совершенно чуждое. Я не понимаю, как таких мотивировать. В понятной мне оргструктуре нет должностей, есть роли, которые распределяет команда и сама команда «снимает с роли», если человек не справился. В «Кнопке» у меня официально должность в штатном расписании звучит «Вождь». Если кто-то звонит в нашу компанию, говорит «хочу с директором пообщаться», и на кого бы он ни попал, любой из нас говорит, что он директор.
8| Стать публичным человеком — для меня это кошмар. Твой круг общения может быть насколько угодно широким — хоть миллион человек — но в этом кругу ты должен оставаться собой. Не вестись на то, что, мол, «люди не поймут». Работать ради публики и ее мнения бывает важно для некоторых профессий (политики, писатели, актеры и т.п.). Но я выбрал себе другую работу. Моя независимость — это, в том числе, свобода выбирать, чье мнение мне важно. Анонимная интернет-публика меня мало интересует. Я хочу навсегда сохранить за собой право говорить то, что думаю, и если захочу, назвать человека дебилом, что бы об этом ни говорили.
9| Заниматься бизнесом — это форма патриотизма, и я себя считаю патриотом. Причем не абстрактной Родины, а своего края, своего города. Да, наша компания, по сути, работает на московском рынке, хотя офис размещен здесь, да, в будущем мы хотим построить глобальный бизнес, который будет делать продукт на мировой рынок. Но и я, и моя компания будет при этом оставаться уральской. Вкладывать силы и ресурсы в наше общество и нашу экономику. Я четко осознаю себя «уральским парнем», с радостью возвращаюсь с различных тропических курортов домой. И никогда не думал куда-то уезжать жить.
Материал подготовил Андрей Попов — специально для DK.RU