«Если человек много читает, он духовный? А если читает тупую хрень? А если «Mein Kampf»?»
«В стране — только мы и наша духовность. В Гейропе, наоборот, они — и бездуховность. И духовность нашу мы должны поддерживать сотнями миллионов бюджетных рублей». Евгений Енин: энциклопедия фейков-3.
Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель»:
— Мы живем в выдуманном мире, в выдуманной стране с выдуманным прошлым. Как вы думаете, глупые фантазии — это прочная основа для процветания в будущем? Мы боремся с тем, чего нет, ради того, что никогда не существовало. Мы воюем с выдуманными врагами, не замечая настоящих противников, стоящих за спиной. Мы вкладываем огромные деньги в то, ради чего и копейки не стоит тратить, и экономим на том, что может принести миллиарды.
Давайте прочистим себе мозги. Не у всех это получится, но снижение общего уровня дебилизма хоть на пару процентов — уже благое дело.
Я не знаю, какое слово у нас моднее — патриотизм или духовность. Одинаково скрепно, по всей видимости. С патриотизмом уже разобрались, давайте поколупаем духовность.
Мы знаем, что уровень духовности у нас в стране такой, что, если в человеческом теле был бы такой же уровень холестерина, разорвало бы нафиг. И мы ставим задачу духовность повышать еще, воспитывать, в пристежку с нравственностью, чтобы даже плоский рисованный Микки Маус с проклятого Запада внутрь границы РФ не просочился.
В стране — только мы и наша духовность. В Гейропе наоборот, они — и бездуховность. Это между нами главное отличие, за которое мы умрем, если доведется. И мы положительное давление духовности внутри страны должны поддерживать, как давление воздуха в танке, идущем через зону свежего ядерного взрыва.
А теперь вопрос на все те сотни миллионов бюджетных рублей, которые потрачены на взращивание в нас этой благодати. Духовности.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ???
Ну? Дайте определение.
Не получается?
Ладно, расслабьтесь. Я подскажу — никто не знает.
Первое, о чем начинают думать, когда спрашиваешь «духовность — что это?», это религия. Духовность — это когда молятся, в церковь ходят, о Боге думают, и в глазах такая смесь доброты с грустью. Ну, понятно, почему так думают, исключительно на почве однокоренного родства слов «духовность», «душа», «дух святой».
Но — нет, это не то, мы попали пальцем в бесконечность. Когда кто-то все время молится и стоит в многочасовых очередях к передвижным мощам, это называется религиозность.
Хорошо это или плохо, как явление, сейчас обсуждать не будем, главное — на это слово в словарях отдельная, извините, статья, и духовность с религиозностью — не синонимы.
Исправили распространенную путаницу духовности с религиозностью, едем дальше. И, раз словари помянули, давайте заглянем в толковый словарь Ожегова и Шведовой, можно сказать, главную книгу по части толкования слов русского языка.
Та-дам!
«Духовность. Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».
И сейчас я впаду в филологическую ересь и усомнюсь в святынях, в Сергее Ивановиче и Наталии Юрьевне. Нравственные интересы — это на каком угодно языке, но не на русском, на русском это бессмыслица, потому что нравственность — это представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, это про уступать место пожилым и беременным, никаких нравственных интересов не существует. Ковыряем дальше.
Преобладание интеллектуальных интересов над материальными себе представить можно. Но сложно.
— Вы что предпочитаете, покушать или подумать?
— Знаете, я лучше поразмышляю часок вместо ужина.
Так, что ли?
Если человек много читает, он духовный? А если он тупую хрень читает, только чтобы время убить? А если «Mein Kampf»? Если человек очень умный, много думает и хочет уничтожить человечество, он духовный? Или вот я интеллектуально напрягся и понял, что надо найти работу с зарплатой повыше. Я духовный или бездуховный? Или, если я потрачу повышенную зарплату на шмотки, я бездуховный, а если на книги, я духовный? А если я читаю книгу, которую скачал у пиратов, то есть украл, я духовный? А если я в шахматы играю на деньги? А, понял.
Если докручивать вариант духовности как превосходства интеллектуального над материальным, то духовность, в высшем проявлении, это когда деньги, отложенные жене на сапоги, пропиваешь с друзьями в разговорах о вечном и высоком.
Ну, в общем, тоже какая-то хрень получается.
И остается самая мякотка. Мне несколько неловко за главных толкователей русского языка, Н.Ю. Шведову и С.И. Ожегова, но, по их, безусловно, авторитетному мнению, духовность — это «свойство души, состоящее в преобладании духовных интересов над материальными». От имени другого великого филолога, А.Н. Афанасьева, в этом месте разрешаю материться, даже при детях.
— Что такое духовность?
— Это духовность!
— А конкретнее? Объясните!
— Да хз что такое…
Я сейчас «забил» в Яндексе словосочетание «русская духовность». Первая ссылка: «Русская духовность — это духовное измерение русского человека и русского народа, это его духовный лик перед другими народами мира». Ну, то есть, хз два раза.
Приходится признать: мы не знаем значения термина «духовность» и объясняем его через «превосходство духовного», «духовное измерение» и прочее словоблудие, не имеющее никакого смысла буквально семантически. А теперь вспомните, сколько раз слово «духовность» вы слышали/читали. Подумайте о том, какие деньжищи тратятся из бюджета на умножение духовности.
Проблема с другой упомянутой в начале скрепой и национальной идей, с патриотизмом, в том, что даже если его каким-то трудновообразимым способом воспитать, из этого не будет следовать ровно ничего общественно полезного.
Человек, искренне любящий Родину, может мусорить, проезжать на «красный», воровать и даже воевать на стороне Гитлера.
Проблема с духовностью в том, что мы ее воспитываем, за нее боремся, поднимаем на знамя, считаем чем-то главным, что отличает нас от жителей Запада и Востока. Но мы не знаем, что это такое! Вообще! Духовность, это не хорошо, не плохо, это неизвестно что. И при этом главное, практически, государственное слово.
Живите теперь с этим.