«Я отказался от автомобиля 1,5 года назад и ни разу не пожалел об этом»
«Можно не покупать себе дорогущий автомобиль, но получать удовольствие от его вождения и не думать, как его обслуживать и где хранить». Сооснователь Skyeng — о том, что дает отказ от личной машины.
Сооснователь онлайн-школы английского языка Skyeng Харитон Матвеев рассказывает, почему у него нет и не будет собственной машины.
— Я отказался от автомобиля 1,5 года назад и ни разу не пожалел об этом. За это время я проехал тысячи километров, используя только такси или каршеринговые сервисы. В год у меня получается около 600 поездок на такси. Даже если учесть, что я заказываю в основном машины бизнес-класса, все равно это обходится мне примерно в ту же сумму, что и свой автомобиль. Такси стоит примерно в 30 тыс. руб. в месяц. Раньше, когда у меня была собственная машина, она обходилась примерно в 25 тыс. руб., но приходилось думать о заправке, парковке, страховке, техобслуживании, мелком ремонте.
С такси все гораздо проще — оно упрощает жизнь и высвобождает время для по-настоящему важных вещей.
Личный автомобиль обходится дорого. Подсчитайте, сколько вы тратите на техобслуживание, страховку, замену резины, мойку, охраняемую парковку, автохимию, штрафы. Добавьте к расходам на содержание своего авто и незаработанные деньги — пока вы сидите за рулем, вы работаете для самого себя шофером, а это разбазаривание потенциала. Раньше я мог потратить лишние 10-20 минут на разогрев машины и поиски парковки — а с ними проблемы в любом российском городе, хоть в Москве, хоть в Екатеринбурге. Теперь я не могу позволить себе тратить время так бездарно. Проще, если водитель высадит меня в удобном месте, а все дальнейшее будет его проблемой.
Какие альтернативы есть у собственного авто? Первое — машина с личным водителем. Нанять личного водителя можно за 40-80 тыс. руб. в месяц, в зависимости от его класса и места вашего проживания. Но эту сумму можно умножить на два: ездить вы будете не только в рабочее время, а значит, водителей должно быть как минимум двое. Аренда приличного авто с водителем встанет вам примерно в 300 тыс. руб. в месяц. Недешево, но у такого варианта есть несколько весомых плюсов: во-первых, можно оборудовать в машине комфортное рабочее место и не терять время в пробках. Во-вторых, личный водитель знает, где и во сколько вас встречать, с ним можно согласовывать личное расписание, договориться об оплате штрафов в случае превышения скорости при спешке. С таксистом так не получится.
Второй вариант — такси. Такси представительского класса, с дорогим автомобилем и вышколенным водителем в униформе обойдется в 2-3 тыс. руб. за поездку. То есть за те же деньги, что вы заплатили бы за авто с личным водителем, можно совершить 100-150 поездок в месяц, если ездить на машине бизнес-класса. Но я нередко пользуюсь и эконом-вариантами: у них подача гораздо быстрее.
Третий способ — каршеринг. Им я пользуюсь в выходные, если еду за объемными покупками — на такси это не так удобно, или если нужно на дачу — такси здесь совсем не подходит, потому что будет в два-три раза дороже.
Четвертый вариант — общественный транспорт. Не агитирую пересаживаться на автобусы, но держать машину для дальних междугородных поездок плохая идея. Раньше я ездил на машине в Минск, но перестал — это неоправданно опасное занятие. Если рассчитать вероятность гибели при преодолении одной мили разными видами транспорта, то видно, что самолет в 30 раз безопаснее автомобиля. Кстати, и затраты на дальнюю поездку на машине будут приблизительно равны стоимости билета на самолет.
К тому же большую часть вещей, которые люди возят с собой, можно арендовать на месте. Например, если стоимость снаряжения для сноубординга разделить на количество раз, которое вы его использовали за 5 лет, то, скорее всего, получится, что выгоднее арендовать его на месте, чем покупать собственное. Кроме того, аренда удобнее тем, что не нужно переносить эти вещи и переплачивать за транспортировку.
А как же удовольствие от вождения? Те, кто любят водить, могут взять в почасовую аренду люксовый автомобиль. К примеру, Porsche стоит 10 млн руб., причем за несколько лет он обесценится вдвое. И в пересчете на один выходной владеть такой машиной становится невероятно дорого — почти 40 тыс. руб. Арендовать же ее можно за 15 тыс. руб. в сутки. Можно не покупать себе дорогущий автомобиль, но при этом получить удовольствие от его вождения и не думать, как его обслуживать и где хранить.