Я уеду жить в Сонгдо: как создать утопию из болота за 35 миллиардов долларов
Стремительная урбанизация заставляет искать новые пути развития городской среды. За последние 50 лет население городов в мире выросло примерно в полтора раза и продолжает расти.
C учетом того, что общее количество населения тоже увеличится — до 9 млрд, — современным городам придется сильно постараться, чтобы выдержать такие нагрузки на свои системы, в первую очередь — транспортные и энергетические. Решение в ситуации глобального перенаселения предлагает концепция «умный город». Портал Theory&Practice опубликовал статью, посвященную одному из самых амбициозных проектов современности – городу Сонгдо, расположенному в Южной Корее.
Самый умный город в мире
Фото: расположение города Сонгдо, http://songdoibd.com/
Как и многие другие умные города-новостройки (Искандер в Малайзии, PlanIT Valley в Португалии и проч.), Сонгдо — это частный проект. Задуманный в середине 90-х гигантом южнокорейской промышленности Daewoo и замороженный из-за банкротства компании, в 1999 году он был выкуплен американским девелопером Gale International и южнокорейской компанией POSCO E&C с долями 70% и 30% соответственно. Позже в качестве инвестора к проекту присоединился американский банковский холдинг Morgan Stanley, выкупивший долю в 9% у Gale International.
В 2001 году был взят официальный старт проекта, который в итоге стал самым дорогим (около $35 млрд) в сфере недвижимости за всю историю. Но его амбициозность не заканчивается бюджетом: Сонгдо обещает стать самым умным городом в мире.
Зеленый остров
Фото: план города Сонгдо, http://songdoibd.com/
У новых городов есть как минимум одна завидная привилегия: они сами выбирают место своего рождения и, как правило, не скромничают. Сонгдо (полное название города — Songdo International Bussiness District) в этом смысле не исключение. Он разместился на специально намытом острове, пристроившись с юго-запада к Инчхону, третьему по населенности городу Южной Кореи с крупнейшим в стране аэропортом и вторым по размеру портом. Как настойчиво сообщает официальный сайт Сонгдо, треть мировой популяции проживает в радиусе трех с половиной часов лета на самолете.
Строительство начали в 2005 году, а к 2009-му сдавали первые объекты, в том числе вдохновленный Сиднейским оперным театром выставочный комплекс Songdo Convensia и 12-километровый мост, напрямую соединяющий аэропорт Инчхон с островом. Изначально планировалось полностью закончить строительство к 2016 году, но в итоге сдачу перенесли на 2025-й. Сейчас в Сонгдо проживает около 90 тысяч человек, а всего планируется заселить 252 тысячи. В городе создается 400 тысяч рабочих мест, так что еще 200–300 тысяч ежедневно будут приезжать на работу с материка.
Сонгдо — это компактный город. Он спроектирован так, что в любую его точку можно попасть за 15 минут езды на велосипеде. В современной урбанистике практика строгого городского зонирования, популярная в XX веке, считается устаревшей и являющейся причиной внутригородской миграции, которая перегружает транспортную систему. Поэтому в Сонгдо офисные здания соседствуют с жилыми, на первых этажах которых расположены торговые зоны. 40% общей площади Сонгдо (2,4 км²) составляют незастроенные и в основном рекреационные площади, в том числе Центральный парк, являющийся фактическим и смысловым центром города, и гигантский гольф-клуб.
Фото: центр Сонгдо, http://songdoibd.com/
Зеленые в городе не только территории, но и здания. Большая гордость Сонгдо — cертификация всех основных зданий в городе по стандарту зеленого строительства Leadership in Energy and Environmental Design (LEED) общей площадью 1,9 млн м². Это второй город в мире после Гринсбурга в США, который можно назвать настолько зеленым. Одним из последних было сертифицировано 68-этажное здание Northeast Asia Trade Tower (NEATT) — 305-метровый небоскреб, самое высокое здание в Южной Корее.
Но если Гринсбург претендует на звание зеленого города, то Сонгдо идет дальше и хочет быть умным. «Зеленым» называется город, построенный по принципу минимально возможного вреда для окружающей среды. Главное для него — использование энергоэффективных и экологически безвредных технологий, а внедрение интеллектуальных решений при этом не является необходимым условием. «Умным» же называется тот город, в котором реализованы хотя бы пять из восьми основных параметров: умное здравоохранение, мобильность, инфраструктура, здания, энергетика, технологии, власть и образование, а также горожане.
Город с начинкой
Фото: вид Сонгдо сверху, http://songdoibd.com/
Еще один участник проекта, разработчик сетевого оборудования Cisco, разместил в Сонгдо датчики везде, где это возможно и невозможно, подключив в итоге каждый квадратный сантиметр города к сети. Данные с датчиков поступают в центральный узел управления, где анализируется информация о состоянии домов, дорог, потребностях в энергии. Глава Cisco Джон Чемберс говорит, что город будет «питаться информацией», а центральный узел станет его «спинным мозгом». Уличные камеры, например, смогут отслеживать количество пешеходов и, чтобы снизить расходы, приглушать освещение на пустых улицах и делать ярче на людных. Можно отслеживать участки дорожного полотна и инженерных сооружений, чтобы предсказать, где ждать повреждений, избегая пробок и сужений дорог из-за масштабных дорожных работ.
«Сеть, которую мы разворачиваем в Сонгдо, соединит между собой все городские системы, — говорит директор подразделения Cisco Services в Южной Корее Жан-Луи Массо. — К ней мы подключим все строения, так что в Сонгдо можно будет в удаленном режиме управлять домашним хозяйством и в любой точке получать доступ к видеосвязи. Сочетание старых и новых технологий поможет создать устойчивую, экологически чистую городскую среду».
В будущее на велосипеде
Фото: места для занятия спортом в Сонгдо, http://songdoibd.com/
Для того чтобы на территории 6 км², 40% которой занимают рекреационные зоны, комфортно жили 250 тысяч человек и приезжали на работу еще 300 тысяч, в Сонгдо были предприняты несколько инициатив.
В первую очередь это популяризация отказа от автотранспорта. Автомобиль, по сути, и не нужен в городе, где все находится в 15-минутной доступности, проложены 25 км велодорожек, ходят автобусы и метро, соединяющее остров с Инчхоном. Если горожанин все же выбирает авто, то и бесчисленные зарядные станции для гибридных и электромобилей, и бесплатная парковка будут ориентировать его на средства передвижения с низким выбросом. К слову, 95% паркинга в Сонгдо находится под землей.
Кроме того, к номерным знакам автотранспорта прикрепят RFID-метки, в реальном времени отслеживающие движение в городе и предоставляющие, таким образом, полную картину происходящего на дорогах. Центральный узел управления на основании этой информации регулирует работу светофоров, организует объезды и дает ранние предупреждения.
Энергоэффективный город
Фото: Сонгдо считается зеленым городом, http://songdoibd.com/
В Сонгдо реализована двунаправленная система энергопотребления: от поставщика к потребителю и обратно. Все энергопотребители сообщают о расходах энергии на узел управления, где эту информацию анализируют, рассчитывая в результате получить эффективную энергосеть, которая может приспособиться к изменяющемуся спросу. Это также даст возможность управлять кондиционером, освещением или микроволновкой дистанционно. Если на работе вам в голову пришло пугающее озарение, что вы не выключили утюг, то в Сонгдо не обязательно бежать домой: можно все проверить прямо из офиса и выключить злосчастный прибор, если, конечно, еще осталось что выключать.
Все окна в городе — из стекла с низким коэффициентом теплопроводности, что позволяет экономить на охлаждении от нагрева помещения солнечным светом. Ну и, само собой, в городе используются только светодиодные осветительные приборы. Есть в Сонгдо и альтернативные источники энергии: построены генераторы, работающие на природном газе, вырабатывается солнечная энергия. А отработанная горячая вода используется для обогрева технических и жилых помещений. Все эти инновации дали возможность сократить потребление энергии в каждом здании на 30%, заявляют представители компании Cisco.
Вода
Фото: Оформление городского пространства в Сонгдо, http://songdoibd.com/
К 2025 году число людей, проживающих в регионах с дефицитом воды, увеличится в шесть с половиной раз. Поэтому в Сонгдо реализована целая система решений для ее экономии. В городе собирают всю дождевую воду и используют ее для полива уличной растительности, мытья улиц и канализации в зданиях. Емкости для хранения дождевой воды есть в каждом районе города. Сточные воды в городе очищаются и также используются в парках для полива и на предприятиях. Через весь город проходит канал с морской водой, проектируя который архитекторы вдохновлялись каналами Венеции. Вода из него используется для технических целей и поступает обратно очищенной от механических и химических загрязнений. Все это заметно сокращает расходы на водоснабжение и канализацию. Растительность на крышах уменьшает ливневые стоки, она же поглощает солнечное тепло и использует его для фотосинтеза, охлаждая окружающий воздух.
Продуманное озеленение, ливневые накопители и очистка «серой воды» (стоков из раковин, посудомоечных и стиральных машин) позволят сделать потребление чистой воды в Сонгдо примерно в 10 раз ниже, чем в обычном городе.
Городские сервисы
Кроме больших базовых систем, оптимизация коснулась и других сфер. Например, в Сонгдо не будет сбора мусора в привычном виде. По пневматической трубе и влажный, и сухой мусор будет доставляться на центральную станцию переработки. Это позволит полностью избавиться от хранения отходов и мусоровозов на улицах. В городе планируется установить более 20 тысяч систем телеприсутствия, в том числе в специальных кабинках на улице. Это большие телеэкраны, c помощью которых можно проводить видеовстречи. Со временем они будут установлены в каждом доме и офисе.
Каждый житель города получит смарт-карту — личный ключ ко всем городским сервисам: поездке на автобусе, посещению кинотеатра, бесплатному прокату велосипеда и проч. При этом заявляется, что идентифицировать пользователя услуг смарт-карты не будут.
В Сонгдо уже обосновались кампусы четырех университетов и филиал известной калифорнийской Chadwick School. Последний обещает такой подход к детям, какого еще не было: мобильные компьютеры с первого класса, широкое использование технологии телеприсутствия и учебные группы по семь учеников на одного учителя.
Перспективы умного города
За 10 лет район Сонгдо превратился из грязного болота в один из самых перспективных урбанистических проектов в мире. Экологически чистый и технологически оснащенный город, Сонгдо в обозримом будущем рассчитывает стать экономическим центром Северо-Восточной Азии. Создатели обещают, что к завершению проекта город будет самым умным в мире. В общем, приставок «самый» новому городу не занимать.
Многие решения применяются в Сонгдо впервые, и город выступает как площадка для испытаний всего того, что нам готовит будущее. Если эксперимент окажется успешным и системы докажут свою эффективность и удобство, то в перспективе подобным образом будет выглядеть Сеул, стремительно умнеющие европейские города и другие мегаполисы будущего.
Вместе с тем Gale International — главный акционер и инвестор проекта Сонгдо — планирует производство копий города по всей Азии. Американский девелопер рассчитывает, что они будут строиться в два раза быстрее, чем первый город (за 5 вместо 10 лет) и в два раза дешевле (за $20 млрд вместо $35 млрд). Стоит добавить, что вся недвижимость в Сонгдо частная: купить, арендовать или просто оценить стоимость жилья можно на сайте.