«Я вкладывал в соцсети 2 млн рублей, становился рабом инстаграма и терял уважение людей»
«Я быстро понял: чем примитивнее контент, чем ниже его качество — тем больше охват. Хочешь много лайков — забудь об «умном» контенте, пости шутки, приколы, давай конкурсы. Таков закон хайпа».
Основатель клуба «Бизнес Среда» и компании «Труба-Дело» Иван Зубарев в колонках на DK.RU делится своим опытом и рассказывает об ошибках, которые допускал в бизнесе.
Например он рассказывал, как решил развивать бизнес в интернете и потратил на создание бесполезного интернет-магазина 2 млн руб., или как отказался от штатной бухгалтерии и что из этого вышло.
Еще один опыт Ивана — работа с кадровым агентством по подбору персонала. За подбор сотрудника он заплатил 60 тыс. руб., а взамен получил «специалиста», который потерял ключевых клиентов компании и попытался забрать бизнес Ивана.
На этот раз Иван Зубарев рассказывает, как развивал социальные сети, вложив несколько миллионов рублей, но в итоге отказался от этой гонки за лайками.
Иван Зубарев, основатель компании «Труба-Дело»:
— Однажды я решил стать известным блогером и даже публично заявил о цели набрать 100 тысяч подписчиков.
К тому моменту мои соцсети были достаточно прокачаны. Меня знали как владельца бизнеса «Труба-Дело», основателя «Бизнес Среды». Я писал то, что думал. Меня читали и комментировали умные люди, я этому радовался. Это было интересно и здорово. Но я хотел большего.
На весь 2018 год социальные сети стали центром моей жизни. Я набрал команду, и понеслось: посты, фотосессии, переговоры о коллаборациях, 7-8 сториз в день. Одних прямых в эфиров с участием других людей я сделал за год около 50.
Аудитория начала расти. И чем быстрее она росла, тем более размытой становилась. Поначалу я еще понимал, с кем общаюсь. Но со временем меня самого в моих постах оставалось все меньше. Я пропустил момент, когда стал говорить не то, что я думаю, а то, чего от меня ждут подписчики.
Дело в том, что я быстро понял: чем примитивнее контент, чем ниже его качество — тем больше охват. Хочешь много лайков — забудь об «умном» контенте, пости шутки, приколы, давай конкурсы. Таков закон хайпа. Все эти «плюшки» не встретили понимания у прежней аудитории.
Сначала друзья писали осторожно: «Какие конкурсы, ты серьезно?». Потом комментарии стали более резкими: «Иван, это дно». И, наконец, мне уже в лицо говорили: «Я знаю Ивана, умного человека, основателя «Бизнес Среды». А там вижу поверхностного парня, который пытается привлечь к себе внимание. Мне это неинтересно». Меня обвиняли в лицемерии.
Но у меня была цель, и я не выпускал айфон из рук. Интервью, прямые эфиры, селфи. Я разговаривал с мамой — и прерывался, чтобы записать историю. Общался с друзьями и параллельно вел съемку. Не потому, что хочется, а потому что нужно. Все это выглядело дико.
Не удивлюсь, если узнаю, что из-за этого меня даже перестали звать на некоторые мероприятия. Борясь за интернет-аудиторию, я начал терять уважение живых людей. Но это было еще полбеды. Переломный момент случился зимой…
В ноябре я должен быть ехать на Бали. Перед поездкой я организовывал форум и записал кучу сториз, столько всего наговорил, написал серию постов, наснимал. Я просто упахался. И со спокойной душой уехал отдыхать.
И надо же — одним из первых, кто мне написал по прилету, был мой smm-менеджер. «Ты на Бали, про это надо выложить столько-то постов и историй», — сказал он. И вот тогда я впервые подумал: стоп! Я не хочу. Я отдыхаю, я это заслужил!
Только прилег на шезлонг, как звякает напоминалка: «Пора выкладывать сториз!». Я снимал и выкладывал. Но раздражение копилось. И к концу отпуска достигло предела. Я понял, что сам себя поймал в ловушку. Чуть айфон в океан не выбросил! Пошел в бар и сидел там всю ночь. Сидел, пил и думал: как вышло, что я стал рабом, наемником соцсетей? Не они на меня работают, а я на них.
Друзья от меня отписываются, и кто остается? Десятки тысяч ноунеймов, которым я плачу дань за свою «известность». Как же я от этого устал! Я не свободен, я обязан выкладывать в определенное время определенный контент, иначе от меня отпишутся, меня не пролайкают, охваты упадут. Все будет зря. Зря потраченные усилия, время и, конечно, деньги. Ведь, помимо всего прочего соцсети — это еще и очень дорого. И чем глубже ввязываешься, тем больше усилий, времени и денег это требует.
Я платил smm-щику, оператору, оплачивал фотосессии и оборудование, покупал специальные программы. Каждый месяц отдавал кучу денег людям, которых никогда не видел, за продвижение моего блога в Youtube. (Честно говоря, даже не знаю, правда ли они это делали). Раздавал деньги подписчикам. Несколько раз участвовал в giveaway и это обходилось мне по 50-80 тысяч. В итоге за полтора года только на социальные сети и влог ушло почти 2 млн руб. А что взамен?
Да, я познакомился с большим количеством людей. Да, моя узнаваемость повысилась, как-то раз у меня даже взяли автограф. И желаемая цель — 100 тысяч подписчиков — вот-вот будет достигнута. Но цена, которую я плачу за это, слишком высока для меня.
Я сам не заметил, как стал отбирать время у реального бизнеса, уделяя его соцсетям (количество подписчиков растет, а реальные доходы падают). Соцсети тянули одеяло на себя, забирали все мое время. Я ведь даже не профессиональный блогер, у меня есть другие обязанности. Но ради лайков я кручусь как белка в колесе, теряя ощущение собственной жизни. Точно ли я этого хочу? Готов ли и дальше так жить? Я даже слезу пустил. И ответил себе: «Нет!».
И тут меня как отпустило! На следующее утро наступила легкость — я решил приостановить эту сумасшедшую гонку за лайками и подписчиками. Я люблю общаться со своей аудиторией, но теперь что-то снимать и писать буду тогда, когда это удобно мне, а не когда это диктует контент-план.
Я перенес фокус внимания с социальных сетей обратно на реальную жизнь. С того момента прошло несколько месяцев. Теперь посты, сториз и выпуски влога я выкладываю, когда у меня есть вдохновение, желание и действительно интересный контент, которым хочется поделиться. Жить снова стало намного легче.
Я не жалею ни о чем. Но я рад, что вовремя очнулся. Это был прикольный и очень важный опыт. Хотя, будем честными, за два миллиона я мог сделать это намного эффективнее.
На ближайшие два года моя главная цель — вывести компанию «Труба-Дело» на федеральный уровень, запустить сеть франшиз по всем городам-миллионникам, буду подробно рассказывать в своих соцсетях об этом.