«Я задумался только когда очнулся в реанимации под табличкой «Рак поджелудочной железы»
История уральского бизнесмена, которому поставили страшный диагноз, завершилась успешно. Но это — исключение. Самое обидное, что сегодня все чаще люди «сгорают от рака» исключительно по своей вине.
Илья Коноплев — уральский предприниматель. Он несколько лет руководил челябинской сетью фитнес-студий, делал фитнес-фестиваль в Екатеринбурге, а потом перебрался с семьей во Владимир и теперь возглавляет московское представительство сочинского санатория «Знание».
В середине августа банальный поход к гастроэнтерологу обернулся для Ильи подозрением на рак поджелудочной железы и пятичасовой операцией. К счастью, опухоль, обнаруженная абсолютно случайно, оказалась не злокачественной, и в минувшую пятницу его выписали из больницы. Но довольно скоро, если бы ее не нашли и не прооперировали, бороться бы пришлось уже с онкологией. И, скорее всего, безрезультатно: с раком поджелудочной, который никак не проявляет себя до последней стадии, люди «сгорают» за несколько месяцев.
Илья уверен: ни вполне профессиональные российские врачи, ни деньги не спасут человека, если он сам не позаботится о своем здоровье. Правда, о том, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, люди вспоминают только после того, как они уже ушли под воду. Публикуем выводы того, кому удалось «выплыть», — что делать, если вам поставили страшный диагноз и как «поймать» онкологию на ранних стадиях, когда с ней можно успешно справиться.
— В любых вопросах, которые касаются вашего здоровья, стоит раз и навсегда уяснить для себя: кроме вас самих в этом вам никто не поможет. У нас в стране нет института диагностического скрининга, мы не приучены следить за своим здоровьем и заниматься профилактикой. У нас есть такая штука, как госдиспансеризация, но это — довольно формальное обследование. Частные клиники предлагают чекапы – диагностику организма для исключения патологий и сложных заболеваний на ранних стадиях. Однако среди моих знакомых такие обследования проходили единицы. Я сам несколько лет интересовался чекапами, но на комплексное исследование так и не собрался, и закончиться это могло очень печально.
Мне повезло: я обратился к гастроэнтерологу по совсем другому вопросу и болело у меня совершенно «о другом», но специалист заподозрил новообразование в головке поджелудочной железы и отправил меня на МРТ. Наличие опухоли подтвердили, провели операцию, потом — гистологию и выяснили, что злокачественных клеток в новообразовании нет, но если бы его не обнаружили вовремя, опухоль бы рано или поздно стала раковой.
А рак поджелудочной железы не подает никаких сигналов до последнего. Болеть начинает уже на четвертой стадии, в 70% случаев он уже неоперабелен, и люди сгорают за несколько месяцев. Поэтому — пожалуйста! — занимайтесь профилактикой. Это довольно просто, если задуматься. Я, правда, задумался лишь после того, как очнулся в реанимации под табличкой «Диагноз: Рак поджелудочной железы». Не повторяйте моих ошибок.
Давайте попробуем разобраться, почему в нашей стране чекапятся единицы и какие «стопоры» мешают это делать.
1. «Я посмотрел на предложение по чекапам одной известной клиники. Непонятно: включили ли они в исследование все, что нужно, и не насчитали ли мне ненужных процедур?»
Действительно, стараниями многих клиник чекапы выглядят масштабным дорогостоящим исследованием, в которое включается чуть ли не анализ ДНК. На самом деле, в базовый чекап (это скрининг общего состояния организма, а также маркеры и исследования, которые отражают состояние наименее проявляющих себя органов) необходимо включать не так много исследований.
Мужчине 30+ достаточно ежегодно делать следующее: клинический (общий) анализ крови, общий анализ мочи, УЗИ щитовидной железы, паращитовидных желез и регионарных лимфоузлов, комплексное УЗИ-обследование брюшной полости (печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, селезенка, почки), УЗИ предстательной железы, выявление объема остаточной мочи, консультация уролога, консультация терапевта.
Для девочек — тот же набор, но в одном случае нужно сделать чуть другое УЗИ, плюс — консультация гинеколога и маммолога. Целевой чекап подразумевает, что вы знаете перечень своих «узких» мест в плане заболеваний (физиология, наследственность, результат профдеятельности). Например, вы понимаете, что необходимо следить за щитовидкой, почками и сердцем. И обследование этих трех органов включаете в базовый чекап.
2. «За чекап придется выложить 30-40 тыс. руб. и потратить на него довольно много времени. Мне сейчас некогда, да и денег свободных нет».
Если делать в дорогой клинике, это действительно будет недешево. К сожалению, у нас чекапы — это не массовый продукт, как, например, на Западе. Если бы это было привычно и востребовано, они бы стоили дешевле и делались быстрее. На самом деле, тот набор исследований, который я перечислил, в санатории «Знание» обойдется в 3,5 тыс. руб. Это, конечно, не 30-40 тыс., которые запрашивают клиники в мегаполисах.
В случае с чекапами сложно как-то мотивировать человека. Просто однажды должно прийти осознание, что ты таким образом страхуешься от болезни и смерти, что когда поставят диагноз — бегать будет уже поздно, и ты потратишь куда больше времени и денег, только уже с меньшей пользой и безо всякой гарантии результата.
Давайте представим, что эта статья возымела действие, вы отправились к врачам, и первичная диагностика выявила подозрение на онкологию. Что делать?
1. В первую очередь справиться с собственным страхом и продублировать диагностические исследования. Никогда нельзя исключать человеческий фактор или неисправность оборудования. В моем случае до операции я сделал два УЗИ, МРТ, МСКТ и ЭндоУзи, а на снимки смотрели три разных радиолога.
2. Ищите информацию. Про поисковики забудьте сразу: на первых двух-трех страницах выдачи по вашей проблеме будет предлагаться коммерческий контент, который вам ничем не поможет. Находите людей, которые сталкивались с теми же проблемами. В моем случае это был отец бывшего коллеги, которому проводили аналогичную операцию в НИИ Вишневского (1-е отделение абдоминальной хирургии). Я изучил все имеющиеся упоминания о заведении в блогопоиске и обычном поиске, проиндексировал всех ключевых специалистов, нашел людей, которые проходили там идентичные операции, пообщался с ними, сравнил с центрами, которые занимаются решением аналогичных ситуаций в России и только после этого принял решение об операции в этом центре.
3. Если можно резать — режьте. Конечно, мы все боимся хирургического вмешательства и невозможности спрогнозировать свое состояние после операции. Но во многих случаях спасти человека можно только с помощью оперативного (во всех смыслах) вмешательства, и оттягивать это, уповая на альтернативные методы, смертельно опасно.
Вспомните историю Стива Джобса, у которого был рак поджелудочной железы. Он девять месяцев после обнаружения опухоли занимался альтернативным лечением, а опухоль за это время успела дать отдаленные метастазы. И да, российская хирургия сегодня практически не уступает зарубежной.
Кстати, операцию мне делали по каналу высокотехнологичной медицинской помощи населению. Это квота, которую получает госпиталь от областного министерства здравоохранения в случае, если такая помощь нужна.
4. Ищите поддержку. Мозг — это очень коварное устройство, если вы не фильтруете, а просто впитываете информацию в одиночку, то вы такого можете себе накрутить, что мало не покажется. Не надо. У вас есть друзья, родственники, кто-то в социальных сетях, кто может быть собеседником в ситуации. Просто помогать взвешивать разумения.
5. Стройте планы и гипотезы. Самое жуткое состояние — это состояние неопределенности. Составление планов действий, которые подойдут при различном развитии ситуации, займет вас, поможет в какой-то степени взять ситуацию под ваш контроль и позволит быстро перестроиться и среагировать при изменении ситуации. В моем случае к моменту выписки из больницы у меня готова карта действий по:
— реабилитации физической;
— гастроэнтерологической поддержке;
— энкдокринологической поддержке;
Также была готова карта действий, к кому нужно было двигать дальше при обнаружении злокачественной опухоли, которая, к счастью, не понадобилась.
P.S. Подробно об операции, исследованиях, чекапах и отечественной медицине Илья Коноплев рассказывал на своей странице в Facebook.