Андрей Бриль: Я застал крепостной строй, а мои родители — рабовладельческую империю
«Коллективизация — это не зверство кровавого тирана, а единственное найденное Сталиным управленческое решение. И голод 30-х — это тоже не садизм вождя, а управленческая ошибка». Колонка Андрея Бриля.
Рубрика: Бриль отвечает
Андрей Бриль, председатель совета директоров «Корин Холдинг», полномочный представитель Российской Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области:
— Точка зрения, которая будет изложена в этой колонке, может показаться неоднозначной. Если найдутся те, кто с ней согласится — ну и хорошо. «Британские ученые доказали — ну и молодцы». Те, кто будет против, пусть считают это проявлением моей личной наглости, невежества и мракобесия.
Сейчас очень модно давать рецепты — как нужно управлять страной. Но для того, чтобы делать прогнозы, необходимо разобраться с ее прошлым, с тем, что произошло в XX и XXI веках, а это мало кто делает. Советский Союз, в котором многие из нас жили, успел стать мифом, мы копаемся в частностях, но не делаем общего анализа. Не отвечаем на действительно важные вопросы. А был ли у нас коммунизм и что это такое? Почему победили большевики? Почему выродилась коммунистическая элита? Что на самом деле являлось советским строем? И только ответив на них, поняв, что было с нашей страной, можно строить прогнозы и давать советы.
Попробуйте задать окружающим людям два вопроса: когда в нашей стране ликвидировали крепостное право и было ли в России рабство? Вам ответят: крепостное право отменили в 1861 г., а рабства у нас не было вообще, потому что мы — испокон веков свободные славяне. Но это в корне неверно. Крепостное право в нашей стране отменили только в середине 1970-х гг., и несколько десятилетий оно соседствовало с рабовладельческим строем.
Крепостное право — это отсутствие собственности и прикрепление к земле. Крестьянин обязан предоставлять часть полученной им добавочной стоимости помещику-феодалу. Сделать он это может двумя способами: барщиной и оброком. Барщина — это, грубо говоря, отработка: 11 месяцев в году ты пашешь на поле, выделенном для твоих нужд феодалом, а 12-й — на поле у самого феодала. Если ты не хочешь пахать, ты можешь уйти на отхожий промысел — например, торговать и платить помещику оброк.
В России действительно в 1861 г. отменили крепостное право, но в 1929 г. его снова ввели большевики, запустив коллективизацию. У крестьян отобрали паспорта и прикрепили к земле (колхозам).
Чуть позже то же самое произошло с горожанами: после отмены НЭПа им запретили заниматься предпринимательством, ввели трудовые книжки и институт прописки. При этом заменить барщину оброком было невозможно.
Шаг вполне оправданный: стране был крайне необходим ресурс для индустриализации и модернизационного рывка, на что-то надо было закупать станки и технологии. Во время своей первой и последней поездки по стране Сталин убедился: крестьяне и поднявшие во время НЭПа головы предприниматели в большинстве своем довольно откровенно посылают большевиков подальше и добровольно делиться продуктом не готовы. Поэтому коллективизация — это не зверство кровавого тирана, а единственное найденное им управленческое решение. И голод, который прокатился по стране после ее объявления, — это тоже не садизм вождя, а управленческая ошибка: власть методом тыка пыталась определить, какое максимальное количество прибавочного продукта можно у крестьян отобрать, чтобы они не умерли. Отменили же крепостное право только в 1974 г., когда все работники колхозов получили паспорта и относительную свободу передвижения.
Теперь про рабовладение. С 1934 по 1937 гг. в Советском Союзе была сформирована система ГУЛАГ. Эта сеть лагерей — не столько тюрьмы, сколько реализованная Сталиным концепция трудовых армий, которую в свое время предложил Троцкий. Их появлению способствовало два фактора. Во-первых, в тот момент нужно было осваивать огромные площади: добывать золото, валить лес, строить электростанции в труднодоступных местах. Во-вторых, в партийных кругах шла жесткая политическая борьба, и инакомыслящих надо было срочно ликвидировать. Лагеря появились тоже по вполне прагматичному и трезвому расчету.
В системе ГУЛАГ были сосредоточены до 30 млн человек — весомый сектор экономики. При этом они были рабами.
Если крестьянин имел хоть какое-то личное имущество и личное время, то у заключенного ГУЛАГа были роба, место на нарах и баланда три раза в день. Причем, рабский труд использовали не только на тяжелых работах, не требовавших высокой квалификации, ведь были у нас и инженерные шарашки, заключенные которых занимались таким же подневольным, но интеллектуальным трудом. Рабство в нашей стране было ликвидировано только в 1954-56 гг. с реформами Берии.
Получается, что я еще жил при жестком крепостном строе, а мои родители — в рабовладельческой империи. И все мы — умственный, ментальный, поведенческий продукт той эпохи. Мы вышли не из капиталистического рая, не из какого-то волшебного «коммунизма», а из рабовладельческой империи, в которую в какой-то момент превратилась демократическая республика большевиков. Именно из империи, не из королевства даже, к нему мы пришли позже.
На чем базируется феодальный строй? На ленном договоре между руководителем страны и феодалами. Согласно нему, король (царь) вручает феодалу (помещику, лорду) землю. Со своей стороны феодал обязуется выполнять четыре вещи: обеспечивать, чтобы на его территории не оскорбляли короля и господствующую церковь, собирать и отправлять в казну оговоренную сумму, обеспечивать на своих землях относительный порядок и поддерживать короля войском в случае внешней угрозы. И если он выполняет условия договора, то король, в принципе, не имеет права по собственной прихоти посадить его в тюрьму или обезглавить — остальные феодалы не поймут.
В империи же все принадлежит одному человеку, и взаимоотношения строятся на личной преданности императору. И если император считает, что кто-то из его окружения предан ему не так, как нужно, человек снимается с всех постов и становится лагерником. Именно такую картину можно было наблюдать в Советском Союзе до 1953 г.
В 1953 г. партийная элита, порыдав над гробом императора, начала решать, как ей жить дальше. В принципе, номенклатуру устраивало почти все, кроме того, что в любой момент ты можешь стать лагерной пылью.
Решение нашли ребята из Института марксизма-ленинизма, предложившие превратить рабовладельческую империю в абсолютную монархию. Пусть генсек политбюро заключит ленный договор с каждым секретарем обкома — и живите счастливо. Пришлось отказаться от рабовладения, зато эта система с советскими феодалами, барщиной и господствующим марксизмом-ленинизмом успешно существовала до середины 80-х, когда советская монархия рухнула.
Вообще, феодальный строй довольно устойчивый и при разумном использовании даже продуктивный, я совершенно не хочу сказать, что феодализм — это плохо. Но к тому моменту, во-первых, выродилась правящая верхушка, а во-вторых, на обеспечение жизни в стране перестало хватать ресурса: барщина не спасала, а оброка по-прежнему не было. И Горбачеву, вынесенному на вершину уставшей монархии, ничего не оставалось, как его ввести. Нет, мы продолжали строить социализм — для разнообразия «с человеческим лицом», но по сути наша абсолютная монархия стала конституционной, а с появлением в 1988 г. закона «О кооперации» у нас появился отхожий промысел. И это было началом конца: маятник качнулся в другую сторону, обалдевшие от новой возможности граждане толпами ринулись в кооперацию, уходя от опостылевшей барщины, и система, не выдержав нагрузки, рухнула. По сути, произошла бескровная буржуазная революция: на реальную войну ни у кого не было ни сил, ни времени, всем надо было зарабатывать, ведь в стране не было никаких товаров народного потребления — только стоящие до горизонта танки. На этом история Советской империи и советской же феодальной монархии кончилась.
Является ли современная Россия капиталистическим государством? Действительно ли коррупция — одна из наиболее остро стоящих перед нами проблем?
Об этом читайте в заключительной колонке цикла, которая выйдет на DK.RU 4 июля 2017 г.